Проект "Богатыри Земли Русской"
проект (старшая группа)

Чиркова Елена Николаевна

В процессе проекта дети знакомятся с подвигами воинов - защитниками Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обобщение опытом926.08 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка -  детский сад «Улыбка

http://nachalo4ka.ru/wp-content/uploads/2014/08/Ilya-Muromets.jpg

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ВЕРНОСТЬ РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»

Старшая группа

Руководитель проекта:

Чиркова Е.Н. воспитатель

первой квалификационной категории

с.п. Салым

Аннотация

Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Реализация проекта поможет познакомить и расширить представления детей о Древней Руси, о защитниках родины – русских богатырях

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Верность родной земле»

Основные разработчики проекта

Чиркова Елена Николаевна - воспитатель старшей группы

Проект:

краткосрочный, групповой, познавательно - творческий

Цель и задачи проекта

Цель: Формировать представление о героическом прошлом, будущем и настоящем русского народа, истории Древней Руси, о великих русских богатырях - защитниках земли русской, чувство патриотизма, гордости и уважения за землю русскую.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с историей нашей Родины.

- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

- Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям.

- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.

Развивающие: 

- Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

- Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые будут встречаться в работе по изучению темы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной земле.

- Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.

- Воспитывать любовь к Родине, гордость за богатырскую силу родной страны

Сроки и этапы реализации проекта, основные мероприятия

Реализация проекта включает в себя три этапа:

  1. Организационно – подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор наглядного материала (картинки, иллюстрации), игрового и дидактического материала, материалов для творчества, мультфильмов, песен, стихов, загадок про русских богатырей.

  1. Основной

Организация и проведение циклов занятий, совместных мероприятий, оформление альбомов ««Верность родной земле», заучивание стихов, песен, загадок, создание экспозиций

  1. Заключительный.

Обобщение результатов работы. Проведение совместного мероприятия.

Исполнители проекта

Воспитатели

Дети старшей группы

Родители воспитанников

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Сформировать у детей представления о богатырях, защитниках земли русской.

Проявляют творческую активность в познании окружающего мира и самовыражают его через творческую деятельность на основе новых впечатлений.

Активно вступают в речевую и продуктивную деятельность.

Активно вступают во взаимодействие со взрослыми во всех видах детской деятельности.

Пополнена развивающая среда материалами по теме проекта.

Родитель активный участник в проекте

Проблема: Какими были защитники земли русской? Как они возникли?  Недостаточная информированность детей о защитниках русской земли.

Актуальность проекта

  Большие изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Наши дети уже не мечтают стать доблестными войнами и не считают защиту своей Родины - священным долгом. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот день постепенно превратился в праздник, равносильный международному женскому дню. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, первых князьях; о богатырской славе и верности народа Отечеству своему; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков.

Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны.

Новизна: В процессе проекта дети знакомятся с подвигами воинов - защитниками Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.

Цель проекта: Формировать представление о героическом прошлом русского народа, истории Древней Руси, о великих русских богатырях - защитниках земли русской, чувство патриотизма, гордости и уважения за землю русскую.

Задачи проекта: 

Образовательные:

- Познакомить с историей нашей Родины.

- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

- Вызвать у детей интерес к первым защитникам русской земли – богатырям.

- Расширять кругозор на основе материала, доступного пониманию детей: былин, рассказов об исторических событиях нашей Родины, иллюстраций картин художников.

Развивающие: 

- Развивать познавательную и творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и чувства детей в процессе познания.

- Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые будут встречаться в работе по изучению темы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной земле.

- Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.

- Воспитывать любовь к Родине, гордость за богатырскую силу родной страны

Ресурсное обеспечение

  • Книги
  • Журналы
  • Художественные произведения
  • Иллюстрации

Этапы проведения

1 этап организационно – подготовительный

Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

Вызвать у детей интерес к проекту.

Подборка материалов и литературы с информацией по теме проекта.

Сбор дидактического и методического материала.

Разработка плана работы по реализации проекта.

2. Основной  (практический) этап. 

Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей по теме: «Верность родной земле».

Продуктивная деятельность детей, родителей, педагогов.

Содержание

Содержание

Постановка проблемной ситуации  

Беседы, совместная образовательная деятельность

Активное внедрение различных форм работы с детьми

Художественно эстетическая деятельность.

Ознакомление с художественной литературой, изучение пословиц, поговорок по данной теме. Ознакомление с особенностями былинного жанра, виртуальные экскурсии в виде презентаций, просмотр мультфильмов на данную тему.

Ознакомление с музыкальными произведениями.

Рассматривание картин. Составление рассказов.

Интеллектуальные игры. Пальчиковые игры. Дидактические, подвижные  и сюжетно-ролевые игры.

Встреча с воспитанниками кадетского класса СОШ №2. (интервью кадетов с детьми о защитниках земли русской).

Развивающая предметная среда

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

подборка наглядного пособия: дидактических игр,

иллюстрационного материала, картин, разнообразных репродукций.

Работа с родителями:

Консультации, беседы, рекомендации.

Создание макетов-образов  русских богатырей

 

3.Заключительный  этап.

Обобщение результатов работы

Анализ деятельности

Презентация опыта работы

Результаты проекта

  В ходе реализации проекта дети активно участвовали во всех мероприятиях проекта. Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей в освоении полученных ранее и вновь приобретенных знаний о былинных богатырях, рыцарях, воинах.  Повысить интерес детей и родителей к героическому прошлому и настоящему русского народа. В ходе реализации проекта была создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.

Список литературы:

1. Кузьмин И.А. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» М.: Издательский дом «Истоки», 2009.

2.Книги для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»

3.Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.

4. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 5-6 лет.

– М., 2007.

5. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.

6. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

М., 2003.

7. Интернет-сайт Википедия

        

https://sevastopol.su/sites/default/files/styles/node/public/2021-04-11/1f7cb02d4e0a2c9b68afe08a643fcf9c.jpeg

        Приложение 1

Конспект итогового

занятия с детьми и родителями

по программе

«Социокультурные истоки»

в старшей группе

Тема: «Верность родной земле»

Разработан:

воспитателем 1кв.категории

                                                                    Чирковой Е.Н.

с.п. Салым

Цель: Продолжать работу с детьми по освоению социокультурной категории «Вера»

Задачи.

Образовательные:

- Подвести итоги по первоначальному освоению духовно-нравственной категории «Вера».

- Формировать представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

- Закреплять и расширять представления о силе и славе Русских богатырей.

Развивающие:

- Развивать мотивацию на общение в паре.

- Развивать речь детей, активизировать словарь терминами, которые встречались в работе по изучению темы.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к родной земле.

- Воспитывать чувство гордости за защитников Родины.

Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная

Методы: Словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, игровые

Методические приёмы:

Словесные: художественное слово (загадки, пословицы),  пояснения, поощрение, эмоциональный настрой, беседа, вопросы и ответы, уточнения, объяснения.

Наглядные: «Оберег моей семьи», доспехи и снаряжение богатыря.

Практические: общение детей при выполнении задания «Что может пригодиться в бою богатырю?», общение детей с воспитателем и родителями при создании оберега.

Игровые: пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать», физминутка  «За высокими горами».

Формы организации: фронтальная, работа в паре.

Оборудование: магнитная доска; сундучок, картинки – отгадки (щит, меч, шлем, кольчуга), книги № 1 для развития детей дошкольного возраста (5 - 6 лет) «Верность родной земле», заготовки для аппликации «Оберег для моей семьи»

Предварительная работа: 

- чтение былин: «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и змей», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»;

- беседа о богатырях, о русских воинах;

- дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Узнай богатыря по описанию, по отрывку из былины»; 

- рассматривание и беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»;

- рассматривание иллюстраций о воинах;

- разучивание пословиц и поговорок;

- разучивание физминуток, пальчиковых и подвижных игр;

- работа с раскрасками «Богатыри»;

- оформление информационного экрана «Верность родной земле» для родителей

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход

Подготовительный этап

Организационный момент 

(дети и родители под звон колокольчика становятся в круг)

Психологический настрой:

С детства мы любим играть и смеяться,

С детства мы учимся добрыми быть,

Вот бы такими всегда оставаться,

Чтоб улыбаться и крепко дружить. 

Воспитатель: - Здравствуйте ребята, здравствуйте мамы и папы! Я рада снова видеть вас. Проходите, пожалуйста, присаживайтесь. (Мамы берут своего ребенка за руку и сажают его  на стул, сами  садятся позади своего ребенка.)

Работа в круге

Показываю детям сундучок.

- Ребята, вы хотите узнать, что в моем сундучке?

- Давайте скажем волшебные слова и узнаем, что в сундучке:

- Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок.

(Дети поизносят слова)

- А в моем сундучке лежат загадки, отгадайте их.

1. Рубашку такую не вяжут, не шьют

Ее из колечек железных плетут (кольчуга)

Достаю из сундучка картинку отгадку, и прикрепляю на фланелеграф и т.д..

2. Железная шапка с острым концом

А спереди клюв навис над лицом (шлем).

3. Орудие это не просто поднять

Не просто поднять и в руке удержать

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что, догадались, конечно же (меч).

4. Чтоб грудь защитить от ударов врага

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит

Тяжелый, блестящий, раскрашенный (щит).

- Все загадки мои отгадали. Пора нам и отдохнуть. 

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»

1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».

Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).

Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).

Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

- А теперь  посмотрите на картинки-отгадки, как все эти предметы мы назовем одним словом? (Ответы детей.)

- Правильно, а кому они принадлежат? Кто такие богатыри? Откуда вы узнали о них? (Ответы детей)

- Все верно, из былин мы узнали о богатырях, которые жили в далекой старине и прославлялись своими подвигами и делами. А что такое былина? (Ответы детей)

- Слово былина произошло от слова быль - это то, что было когда-то давно.

В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень не легкой на Руси. В былинах говорится  о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Из былин мы узнали что, богатыри были сильными, много тренировались: упражнялись в умении владеть мечом, копьем, луком, упражнялись в выносливости, силе, ловкости, быстроте, скачках на конях, боролись друг с другом, от того и были такими сильными и могучими. Русский богатырь обладал особой силой духа. Это был, прежде всего, человек, готовый в любую минуту встать на защиту Родины и одолеть лютого врага. Верность родной земле помогала могучим богатырям одержать множество славных побед.

- Сегодня на занятии мы продолжим разговор  с вами о вере и о верных людях нашей родной, русской земли.

- Ребята, как вы понимаете слова «Верность родной земле»? (Ответы детей)

- В чем проявлялась верность славных богатырей родной земле?

- Русский народ придумал много пословиц о силе и верности. Уважаемые мамы и папы, если вы знаете их, расскажите. (Родители рассказывают пословицы) 

- Ребята, назовите трех главных богатырей, которые стояли на рубежах Русской земли? (Ответы детей.)

- С кем они сражались и кого победили в трудном бою?

- Какими качествами обладали богатыри? (Дети перечисляют)

- Молодцы! Ребята, а в наше время есть богатыри? (Ответы детей.)

- Кого можно назвать богатырями? (Ответы детей.)

- Правильно, они днем и ночью охраняют Родину, отдают свои жизни ради спасения других.

Задание «Что может пригодиться в бою богатырю»

- Откройте, пожалуйста,  книгу на той странице, где лежит закладка, внимательно рассмотрите картинки и выберите то, что может пригодиться богатырю в бою. Объясните свой выбор.

- Молодцы, ребята вы правильно выполнили задание, а вы знаете, что богатыри после тяжелого боя любили отдохнуть, так вот и я вам тоже предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка.

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

- Почему наш народ любит и помнит русских богатырей?

Ресурсный круг (с делегированием) «За что люди благодарны защитникам Земли Русской? » 

Задание для родителей и детей.

- Вам сейчас надо разделиться на микрогруппы, подумать и ответить на вопрос: «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».  Делегирование ответа поручается ребенку из каждой микрогруппы.
(Дети и родители предлагают свои варианты ответов на заданный вопрос, приходят к общему решению.)

- Если вы готовы, то начинайте свой ответ со слов, мы считаем….

- Мы все говорим о богатырях защитниках Земли Русской, скажите,  какой предмет защищал богатыря в бою? Верно, это щит. Слово «щит» означает навес, защита. 

- Ребята, а вы знаете, что на щите у богатыря означает знак Солнца. (Предположения детей.) 

- Солнце – знак непобедимости. Знак Солнца был призван помогать богатырю, отражать удары врага, сохранять ему жизнь. Так вот, я вас приглашаю в мастерскую сделать оберег (щит), который будет защищать вас и вашу семью как русских богатырей.

(Родители и дети проходят к столам и делают обереги)

Заключительный этап

- Ребята, сегодня мы с вами еще раз вспомнили подвиги русских богатырей. Я думаю, что когда нашей Родине потребуется ваша помощь и защита, вы будете достойными богатырями своего времени!

- Наши дети счастливы, они живут в мире,  где нет сил темных, нет зла. Важно научить детей ценить то, что имеют современные люди, благодаря современным защитникам Отечества.

- Что интересного вы увидели сегодня на занятии?  Почему, по вашему мнению, важно воспитать у ребенка преданность и верность (Отчизне, семье, своему народу)? (Ответы родителей.)

- А теперь послушайте ребята, какой наказ нам оставили богатыри.

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

        

Приложение 2

Письма родителям от детей

          

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

НАШИ БОГАТЫРИ ПОПАЛИ В СЛОЖНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!

НАМ СРОЧНО НУЖНО ДЛЯ ОХРАНЫ НАШЕЙ ЗАСТАВЫ ГДЕ-ТО ВЗЯТЬ КОНЕЙ!!!

ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОМОЧЬ НАМ И СДЕЛАТЬ ДОМА ДЛЯ НАШЕЙ ИГРЫ КОНЕЙ ИЗ ПОДРУЧНОГО МАТЕРИАЛА (НОСОК, ПРЯЖА, КЛЮШКА ИЛИ ПАЛКА, ПУГОВИЦЫ, ПОЯСКИ И ВАША ФАНТАЗИЯ)

ЖДЁМ!!!

СПАСИБО ЗА ОТЗЫВЧИВОСТЬ И УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ БОГАТЫРСКОЙ ЗАСТАВЫ!

Физкультминутка: «За высокими горами»

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

Физкультминутка: «Богатыри».

Богатырь- вот он каков: (Показывают силу богатыря)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, 
(Имитируют движения)
Метко палицу бросал,

На границе стоял,
Зорко — зорко наблюдал,
Подрастём, мы и, смотри, 
(Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!

Пальчиковая игра «1,2,3,4,5 – Русь идем мы защищать»

1,2,3,4,5 – пальчики «здороваются».

Русь идём мы защищать – (указательный и средний пальцы идут по столу «ножки»).

Нам поможет щит и меч – (ладонь и скрещенные указательные пальцы).

Родину навек сберечь – (сцепить пальцы в один кулак).

Создание макетов - образов «Русские богатыри»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Защитники земли русской – русский полководец М.И. Кутузов»

Сценарий познавательного занятия в подготовительной группе детского сада...

В рамках проекта "Русские богатыри". Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»

                         Конспект занятия по рисованию «Богатыри земли русской»Программное содержание:  - учить рисовать ру...

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Русские богатыри». В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель:  Формировать представление о героических защитниках русской земли.Задачи: 1.Продолжить знакомство с одним из видов изобразительного искусства (портрет).2.Развивать умение передавать пропорц...

Конспект НОД по музейно – педагогической программе: «Здравствуй, музей!». Тема: «Богатыри земли Русской: сила русская, богатырская…»

Занятие было проведено по музейно педагогической программе "Мы входим в мир прекрасного"Дошкольное отделение-Здраствуй музей!. Занятие интегрированное.....

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской национальной культуре и декоративно-прикладному искусству "Душу русскую сохрани, землю русскую сбереги"

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к с...