АОП
материал (подготовительная группа)

Акатышева Светлана Михайловна

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования ребенка с нарушением опорно - двигательного аппарата с учетом особенностей речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_adamchuk.docx62.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида

№23 «Солнышко»

ул. Набережная 24,г.Зеленогорск

Красноярский край, 663690, телефон: (391-69) 2-68-89

E-mail: mbdou23zgr@yandex.ru

Принято:                                                Утверждаю:

ППкИ.о.заведующего МБДОУ д/с № 23

МБДОУ д/с № 23___________С.В. Новоселова

Протокол № ___Приказ № ____

от «___»__________2021г.                                    от «»2021 г.

Адаптированная образовательная программа

дошкольного образования ребенка

с нарушением опорно-двигательного аппарата

с учетом особенностей речевого развития

Адамчук Арина

Согласованно:            _______________               _________________

(подпись родителей,(расшифровка)

 законных представителей)  

Авторы:

Учитель-логопед: Белоусова Н.В.

Педагог – психолог: Потоскуева Е.А.

Воспитатели: Васько Т.В. Акатышева С.М.

Инструктор ФК: Ковалева Н.В.

Инструктор бассейна: Ковалева Н.В.

Инструктор ЛФК: Григорчук Н.А.

г. Зеленогорск, 2021г.


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

3

1.1.

Пояснительная записка

3

1.1.1.

Общие сведения о ребенке

3

1.1.2.

Психолого-педагогическая характеристика

3

1.1.3.

Особенности ребенка

3

1.1.4.

Сведения о программе

4

1.2.

Цели и задачи  реализации  программы

4

1.3.

Планируемые результаты

4

2.

Содержательный раздел

5

2.1.

Образовательная часть

5

2.2.

Коррекционная часть

7

2.3.

Взаимодействие участников образовательного процесса

8

2.4.

Программа взаимодействия с семьей ребенка

8

3.

Организационный раздел

8

3.1.

Режим дня

8

3.2.

Специальные условия

8

3.3.

Психолого-педагогическое сопровождение

8

3.4.

Методическое обеспечение

8

3.5.

Мониторинг результатов освоения АОП

Приложение. Таблица 1.

9

1.     Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка АОП

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата и  тяжелыми нарушениями речи) и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Срок реализации АОП: 1 учебный год.

Программа может корректироваться в соответствии с результатами диагностики.

1.1.1  Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя ребёнка: Адамчук Арина

Дата рождения: 24.09.2015г.

Возрастная группа: подготовительная к школе

Группа, которую посещает: 2 подготовительная группа компенсирующей направленности

Ф.И.О родителей: Адамчук Яна Юрьевна

1.1.2.   Психолого-педагогическая характеристика

Уровень психического развития приближен к возрастной норме. Наблюдается недостаточность в переключении и распределении внимания, в развитии связной речи.

1.1.3.Особенности ребенка(на основе комплексного психолого-педагогического обследования ребенка)

Речевое развитие. Развитие речи не соответствует возрасту. Нарушено звукопроизношение: автоматизация звуков [Р], [Рь]  на уровне слова, звук [Л] – отсутствует. Нарушение слоговой структуры слова: слова со стечением  согласных произносит неверно, пропускает слоги. При повторении предложений допускает большое количество ошибок. Нарушение фонематического слуха и звукового анализа: трудности в выделении заданного звука из ряда звуков и слов, трудности в различении звуков по звонкости – глухости, по месту и способу образования, не выделяет согласный в конце слова, согласный  начале слова называет слогом, трудности в назывании слов с заданным звуком. Словарный запас снижен: испытывает трудности в подборе антонимов, в употреблении слов-действий, близких по значению, в образовании относительных прилагательных, приставочных глаголов, не образовывает притяжательные прилагательные, не употребляет  сложные предлоги, допускает аграмматизмы при  согласовании существительных с числительными,  в словоизменении существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Художественные произведения слушает внимательно, но пересказ дается с трудом. Испытывает трудности при составлении описательного рассказа (подбор слов-признаков). Сложноподчиненные и сложносочиненные предложения в речи  использует редко. При составлении рассказа по картинке и по серии сюжетных картинок перечисляет увиденное.

Речевое заключение: ОНР 3 уровня.

Познавательное развитие. Испытывает трудности в определении понятий: «выше – ниже», «уже – шире», «длиннее - короче». Путает последовательность времен года, месяцев, дней недели, частей суток. Испытывает затруднения в ориентировки на плоскости и пространстве. Испытывает трудности в порядковом счете и составлении числа из единиц.

Социально-коммуникативное развитие. Соответствует возрастной норме.

Художественно-эстетическое развитие. Работа с ножницами вызывает затруднения, не всегда может вырезать по контуру или из бумаги, сложенной вдвое. Затрудняется самостоятельно располагать фигуры на листе бумаги. В работе с карандашами затрудняется выполнять штриховку аккуратно, не выходя за контур. В лепке не всегда получается передавать форму основных частей и их пропорции..

Игровая деятельность. Соответствует возрастной норме.

Физическое развитие. Развитие физических качеств соответствует возрасту, освоение основных видов движений ниже возрастной нормы. Проблемы в ориентировке в пространстве, координационных способностях. Торопится выполнить задание не вникая в смысл технику выполнения, если сразу не получается, пропадает интерес к заданию.

 Рекомендовано ношение ортопедических стелек для коррекции мышц стопы.

КГН. Соответствует возрастной норме.

Эмоциональное состояние ребёнка. Эмоционально-волевая сфера формирована в соответствии с возрастом. В общении с взрослыми и  детьми трудностей не испытывает. В течение  дня преобладает положительный эмоциональный фон.

Программный материал  по возрасту усваивает. Объём знаний, представлений, умений, навыков, уровень развития игровой и продуктивной деятельности  соответствует возрастным показателям.

Заключение и рекомендации ТПМПК от 24.05.2018 г.№ 10: 

Рекомендованообучение по адаптированной основной образовательнойпрограмме дошкольного образования  для  обучающихся  с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом особенностей речевого развития.

1.1.4 Сведения о программе

Адаптированная образовательная программа Адамчук Арины разработана в соответствии с Федеральными законами  и актами / АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с№ 23/.

Адаптированная образовательная программа разработана с учетом АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с № 23.

1.2 Цели и задачи АОП:

Цель: - создание системы комплексной помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата, коррекция имеющегося патологического и предпатологического состояния, повышение защитных сил организма,  его адаптивных возможностей, развитие жизненной компетентности, интеграция в среду  сверстников в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

- проведение  коррекционно-развивающей, психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми  в соответствующих возрасту видах деятельности.

Задачи:

  1. Способствовать исправлению деформации и уменьшению имеющегося уплощения сводов стоп;
  2. Воспитывать и закреплять навык правильной осанки;
  3. Способствовать повышению физической работоспособности;
  4. Пополнять, активизировать, уточнять словарный запас;        учить пониманию и употреблению существительных, прилагательных, глаголов различных форм, согласованию их в роде, числе, падеже, пониманию и употреблению предлогов.
  5. Формировать навык словообразования.
  6. Развивать связную речь через составление предложений, рассказов-описаний, рассказов по сюжетной картине, учить составлению пересказов.
  7. Формировать и автоматизировать звукопроизношение.
  8. Развивать фонематический слух, навыки фонематического анализа и синтеза.
  9. Развивать произвольное внимание и память.
  10. Формировать элементарные математические представления.
  11. Учить работать с ножницами.
  12. Развивать графомоторные навыки.

Принципы и подходы АОП представлены в АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР

МБДОУ д/с № 23

1.3  Планируемые результаты

Целевые ориентиры в части, формируемой участниками образовательных отношений

Образовательные области

Познавательное развитие:

- уметь называть характерные признаки времен года и соотнести с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

- иметь представления о классификации растений, уметь систематизировать их по различным признакам;

ФЭМП (формирование элементарных математических представлений):

- уверенно считать  до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);

- называть числа в прямом и обратном порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда

- соотносить цифру (0-9) и количество предметов;

- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами  и арифметическими знаками (+, -, =);

- различать величины: длину, ширину, высоту; объем, вместимость; массу и способы их измерения;

- измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;

- делить предметы на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть;

- различать, называть: отрезок, угол, круг, многоугольники, шар, куб, проводить их сравнение;

- уверенно ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости;

- определять временные отношения; время по часам;

- знать состав числа первого десятка и состав чисел первого пятка из двух меньших;

- знать монеты достоинством 1, 2, 5 копеек и 1, 2, 5, 10 рублей;

- знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

Речевое развитие:

- правильно произносит все звуки;

- владеет достаточным словарным запасом;

- пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картине;

- употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов;

- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;

- называет в последовательности слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

- различает жанры литературных произведений;

- называетлюбимые сказки и рассказы, знает наизусть 2-3 стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки;

- выразительно читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

Художественно-эстетическое развитие:

- использовать разные материалы и способы создания изображений;

- воплощать в рисунке собственный замысел;

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения; создавать сюжетные композиции из 2-3 и более изображений;

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры, способы вырезания и обрывания;

- создавать сюжетные и декоративные композиции.

Физическое развитие 

- помнит упражнения на укрепление мышц стопы, понимает

 для чего она их выполняет, часть упражнений может выполнять самостоятельно;

- умеет выполнять упражнения с предметами, мячом и т. д. и делать захват кистями рук;

-выполняет задания на ориентировку в пространстве и ходьбе с изменением направления;

-выполняет адаптированные ОВД;

-знает название подвижных игр, правила и речитативы, называет правильно спортивные атрибуты.

Родители

-информированы в вопросах коррекции проблем в развитии ребенка;  

-информированы о результатах коррекционно-развивающей работы;

-получают психологическую поддержку по гармонизации детско-родительских отношений.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        

2.1.Образовательная часть

Область

Задача

Методы и приемы

Речевое развитие

Обогащать и расширять словарь ребенка.

Формировать способности к усвоению элементарных языковых закономерностей.

Развивать артикуляционную моторику.

Развивать речевое дыхание.

Отрабатывать темп речи.

Подготавливать речевой аппарат к произнесению проблемных звуков.

Закреплять в речи поставленные звуки.

Развивать связную речь и коммуникативные навыки.

Рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы.

Составление описательных рассказов и рассказов по иллюстрациям.

Пересказ, заучивание стихотворений.

Игры драматизации

Игровые приемы

НОД

Индивид.работа

Арт., пальчиковая гимнастика

Художест-венно-эсте-тическое развитие

Развитие творческих и коммуникативных способностей в различных видах продуктивной деятельности

- Индивид.работа

- НОД

Игровые приемы.

Музыка

- развивать слуховое  и зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость на музыку

-развивать эмоционально-волевую сферу ребенка посредством  музыкальных игр, игр с предметами, в игре на музыкальных инструментах;

-формировать правильное дыхание в процессе пения;

 -формировать голосоведение посредством пропевания гласных звуков;

-развивать интонационный слух в пении, с помощью  музыкально-дидактических игр;

-формировать произвольность внимания, двига-тельный  самоконтроль в музыкально-ритмических упражнениях, танцевальных движениях.

Слушание музыки, пение,  музыкально-ритмические, танцевальные, движения,  пальчиковая гимнастика,  м\д игры на различение звуков по высоте, тембру, динамике, длительности.                            Музыкальные подвижные игры,  игры с предметами.игра в оркестре на музыкальных инструментах.

Применять словесные и наглядные методы: иллюстрации, беседы.

применять игровые приемы, стимулирующие эмоциональные  реакции ребенка.

Участие в театрализации, выступления на праздниках и развлечениях.

Познава-тельное развитие

Расширять возможности понимания речи через расширение представлений об окружающей действительности.

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности, усвоение, обогащение знаний о природе и обществе;

Развивать познавательные интересы.

- Поддерживать инициативу в различных видах деятельности

Упражнения и дидактические игры.

- НОД

Игры драматизации

Игровые приемы.

Индивид. Работа

Чтение, рассматривание художественной литературы

Игры по экспериментированию.

Физическое воспитание

Продолжать учить, закреплять и совершенствовать основные виды движений.

Продолжать развивать физические качества.

Обогащать словарный запас.

Укреплять свод стопы, мышцы разгибатели спины.

Развивать мелкую моторику кистей рук.

Укреплять ДС.

Четко произносить название спортивного инвентаря, считалок, речитативы, виды спорта и т.д.

Упражнения с предметами для стоп, ходьба по сенсорным дорожкам; целевые упражнения на спину с использование фитнес технологий (статические и динамические упражнения);

Упражнения с мячами различного диаметра: подбрасывание и ловля, ведение стоя на месте и в движении.

Дыхательные упражнения на усиленный и удлиненный выдох, со звуками

Физическое развитие по плаванию

Обучить скользить на груди и спине с помощью движений рук и ног с выдохом в воду.

Продолжать обучать скольжению на спине с опорой о плавательную доску.

Скольжение поперек бассейна.

Плавание на груди при помощи движений ног и рук.

2.2.Коррекционная часть

Особенности коррекционной  развивающей   работы  состоят в необходимости индивидуального  подхода, снижения темпа обучения, структурной простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к изученному материалу, развитию самостоятельности и активности.

Содержание коррекционно-развивающей работы инструктора по ЛФК

Коррекционные задачи

- укреплять  внутренние и расслаблять внешние мышцы стопы посредством специальных игровых упражнений:

- ходьба по сенсорным дорожкам коврикам;

- упражнения для стоп с предметами;

- развивать мелкую моторику кистей рук посредством игровых упражнений и упражнений с предметами;

- в подвижных играх побуждать проговаривать текст игры;

-адаптация упражнений под возможности ребенка;

- развивать словарный запас, называя окружающие предметы, игры и т.д.

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда

Направления

Задачи

Развитие дыхания и артикуляционной моторики

Развивать физиологическое и речевое дыхание (длительный, сильный выдох) через поддувание и сдувание бумажных предметов, протягивание гласных звуков и т.п.;

Развивать подвижность органов артикуляции через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики (по показу, по картинкам). «Комплексы для всех звуков».

Коррекция звукопроизношения

Автоматизация звуков Р, Рь

Постановка звука Л

Развитие слоговой структуры слова

Развивать ритмическую структуру слов.

Развивать слоговую структуру слов через проговаривание слов простой и сложной слоговой  конструкции.

Развитие

фонематического слуха и фонематического восприятия

Упражнять в назывании слов на заданный звук

Упражнять в выделении последнего  гласного звука в словах

Упражнять в выделении первого согласного звука в словах

Упражнять в выделении последнего согласного звука в слове

Упражнять в анализе и синтезе обратного слога

Упражнять в анализе и синтезе прямого слога

Упражнять в определении позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Упражнять в анализе слова из 3-х звуков

Упражнять в повторении цепочек из 3-х слогов с оппозиционными звуками: по звонкости-глухости, по твердости-мягкости

Развитие активного словарного запаса

Активизировать словарь по лексическим темам

Уточнять части предметов

Упражнять в классификациях

Упражнять в назывании детенышей животных

Уточнять и расширять словарь антонимов

Упражнять в назывании профессий

Упражнять в употреблении близких по значению глаголов

Развитие грамматических категорий

Упражнять в применении существительных в косвенных падежах ед. и мн. числа

Упражнять в назывании мн. числа существительных И. п.

Упражнять в назывании мн. числа существительных Р. п.

Упражнять в образовании относительных прилагательных

Упражнять в образовании притяжательных прилагательных

Упражнять в согласовании существительных с прилагательными и глаголами в роде

Упражнять в согласовании существительных с числительными

Упражнять в образовании сущ-х с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов

Упражнять в образовании приставочных глаголов

Упражнять в применении предлогов: НАД, ИЗ-ЗА, ОКОЛО, С, МЕЖДУ

Развитие связной речи

Учить слушать и понимать содержание стихотворения, рассказа, отвечать на вопросы по тексту полными предложениями, выразительно рассказывать стихотворение на память.

Развивать умение составлять предложения по картинкам; распространять предложения.

Учить составлять описательный рассказ.

Учить составлять рассказ по картине.

Учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Учить составлять пересказ.

Совершенствование мелкой моторики

Обучать строить фигуры из палочек;

Использовать игры: крупные бусы, мозаики, вкладыши, кнопки и липучки;

Осваивать различные упражнения для рук;

Разучивать пальчиковые игры;

Работать с карандашом, раскрашивать, обводить предметы

Содержание коррекционно-развивающей работы педагога-психолога

Цель:

Задачи:

Развитие произвольного внимания и памяти.

1. Развивать переключение и распределение внимания через упражнения «Корректурные пробы, таблицы Шульте, игру «Пуговица».

2.Развивать объем речеслуховой кратковременной и долговременной памяти через упражнения «Пиктограмма, запомни фразу, представь предмет, и.т.д.).

2.3. Взаимодействие участников образовательного процесса

Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР

 МБДОУ д/с № 23

2.4 Программа взаимодействия с семьей ребенка

Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР

 МБДОУ д/с № 23

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня

Режим дня соответствует режиму дня для детей 6-7 лет, представленному в АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР МБДОУ д/с № 23.

3.2. Специальные условия

В создании специальных условий для получения образования не нуждается.

3.3.Организация психолого-педагогической помощи

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Специалисты сопровождения

Направления коррекционной работы

Форма занятий

Продолжительность и частота

Инструктор по ЛФК

Подгрупповая

1раз в неделю х 10 раз

Инструктор ФК

Физическое развитие

Плавание (бассейн)

Групповая

Групповая

2 раза в неделю

1раз в неделю

Учитель-логопед

Коррекция фонематических процессов

Коррекция ОНР

Коррекция звукопроизношения

Подгрупповая

Подгрупповая

Индивидуальная

2 раза в неделю

2 раза в неделю

3 раза в неделю

Психолог

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Коррекция психических процессов

Групповая

Подгрупповая

1 раз в неделю

1 раз в неделю

3.4. Методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы

Данный раздел соответствует разделу АООП ДО детей с НОДА и АООП ДО детей с ТНР

 МБДОУ д/с № 23

3.5. Мониторинг результатов освоения АОП проводится в форме оценки индивидуального развития ребенка и позволяет решать задачи оптимизации образовательной работы, индивидуализации образования. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется педагогами в процессе его реальной жизнедеятельности. Мониторинг проводится с опорой на карты педагогической диагностики ребенка соответствующего возраста.

Мониторинг для обучающегося проводится педагогами 3 раза в год.

Приложение 1.

Мониторинг уровня развития Адамчук Арины(2 подготовительная группа) 2021-2022 уч. год

Специалисты

Уровень развития на начало уч. года (сентябрь)

Уровень развития на середину года

(январь)

Уровень развития на конец учебного

года (май)

Динамика

Воспитатель

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

Инструктор по физкультуре

Инструктор бассейна

Инструктор ЛФК