Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия»
статья (средняя группа)

Кириллова Ольга Витальевна

Аннотация

Тема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю.  что в настоящее время всем, кто работает  с детьми, необходимо подняться на современный уровень.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного и тактильного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное и тактильное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной  и тактильной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные и тактильные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

      детский сад №27 «Чебурашка» г.Клинцы Брянской области

Опыт работы на тему:

«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через

дидактические и тактильные пособия»    

                                                                      Воспитатель

                                                                 МБДОУ-детский сад №27 «Чебурашка»

                                                                                Кириллова Ольга Витальевна

Клинцы 2020

Содержание

1.Аннотация……………………………………………………………………….3

2.Введение и актуальность……………………………………………………….5

3.Теоретическое обоснование……………………………………………………8

4.Практическая часть……………………………………………………………..13

5.Заключение………………………………………………………………………26

6.Литература……………………………………………………………………….27

Приложение

3

Аннотация

Тема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю.  что в настоящее время всем, кто работает  с детьми, необходимо подняться на современный уровень.

Сенсорное развитие и воспитание ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного и тактильного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное и тактильное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Таким образом, проблема формирования сенсорной  и тактильной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.

Но, как известно, основной формой и содержанием организации жизни детей является игра, игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. "Для детей дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная

4

форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего", - говорила Н. К. Крупская.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные и тактильные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

5

Введение и актуальность

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

 В.А. Сухомлинский

   Сенсорное развитие представляет собой фундамент общего умственного развития ребенка, которое является, в свою очередь, неотъемлемым условием успешного воспитания и обучения ребенка. Уже с рождения ребенок учится воспринимать предметы и явления окружающей среды при помощи органов чувств, тактильных приемов. Нам хорошо известно, что тактильные ощущения - одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, получаемые малышом от общения с матерью, накапливает опыт тактильной чувствительности, развивает тактильное восприятие, что, в свою очередь, стимулирует его умственную деятельность.

  Сенсорное и тактильное  воспитание -  это развитие его восприятия ребенком  и формирование его  представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. 

От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает окружающий его мир при помощи осязания, во многом зависит его сенсорное развитие. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новым в зрелом возрасте. Огромная роль и значение сенсорного развития заключается в том, что оно является основой для интеллектуального развития ребёнка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность.

6

Исходя ,из этого мною была определена проблема сенсорного воспитания детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия, где  познание окружающего мира начинается  с ощущений ,с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Так же мной была поставлена цель: развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста через дидактическое и тактильное пособие.

Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями.

Познавательная активность ребенка  выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.  В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребенка младшего дошкольного

7

возраста, так как усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях.

 Актуальность: я считаю, что развитие  сенсорного воспитания детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия является актуальной в любое наше время, так как через дидактические и тактильные пособия ребёнок познает мир. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.   Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное и тактильное  воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

8

Теоретическое обоснование

  Я, начала  свою работу со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по сенсорному воспитанию дошкольников.

В педагогической энциклопедии сенсорное воспитание, понимается как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

  Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги, считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Отечественные психологи А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн и другие утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерные признаки и свойства.

 Л. С. Выготский дает заключение, что возраст до трех лет-это время возникновения ”устойчивого, независимо от внешних положений, осмысленного восприятия”. В этот период происходит скачок, ребенок начинает задавать окружающим вопросы. Для детей раннего возраста, так же как и для младенцев характерными являются сенсорные игры. Малыши с удовольствием возятся с песком, плещутся в воде, перекладывают предметы, пробуют их на вкус. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а так же о свойствах вещей, которые их окружают.

9

    Исследования отечественных психологов Выгодского Л. С., Эльконина Д. Б., Блонского П. П., показывают, что ранний возраст является   благоприятным для развития воображения, восприятия, ручной умелости, речевого развития.

      Под сенсорной культурой подразумеваются общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей. Сенсорная культура ребенка – результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством.

Таким образом, проанализировав  указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

    В связи с тем, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра, именно играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны. То есть, иначе говоря, игра выступает средством сенсорного и тактильного развития и воспитания.

Исходя из этого ,мною была выдвинута следующая цель:

 «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные  пособия».

 Моя задача- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические и тактильные пособия;

10

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве);

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

Мной были поставлены задачи и цели для «сенсорного развития детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия.»

1.Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

2.Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

3.Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

4.Повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

5.По результатам проведенной диагностики был составлен план работы  образовательного процесса.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников было проведено анкетирование.

11

В работе с родителями использовались разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома»: практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки.

 Для развития познавательных способностей у детей раннего возраста нами было создано тактильное пособие «Семейный альбом» , «Альбом профессий » и многие другие альбомы. Данное пособие – это несколько разноцветных панно, каждое из которых рассказывает о члене семьи и о профессии. Листы альбома наполнены аппликациями, вышитыми или вложенными игрушками, аксессуарами и различными мелочами домашнего обихода, выполненных из различных материалов природного и рукотворного мира. Яркие цвета, четкие цветовые контрасты привлекают ребенка упражнять совместную работу рук и глаз. Застегивать и расстегивать пуговицы, молнии, завязывать шнуровки, косички – все это полезно для развития мелкой моторики.

Помимо воспитательных нравственных  задач, решаются образовательные задачи: формирование элементарных математических представлений9 более старший возраст), с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Кроме того, с помощью такого тактильного альбома обогащается словарь ребенка. Его  пальчики способны «увидеть» то, о чем повествует ему каждая страничка альбома.

Например, работая с воспитанником в альбоме со страницей посвященной маме, можно проговаривать, какая мама – добрая, ласковая, так как основа страницы мягкая ткань. Или, например, рассматривая страницу о папе, можно рассказывать о том, какой папа мастер на все руки, и все может отремонтировать дома, и перечислять чем, а ребенку в этот момент дать возможность обследовать предметы, закрепленные на панно.

12

Такой альбом – и игра элемент познания. Его можно использовать как в индивидуальной работе, так в подгрупповой и групповой работе с детьми раннего возраста. Самое главное, такой альбом может служить средством к облегчению процесса адаптации ребенка к условиям детского сада. Работая с родителями воспитанников, мы проводили семейные встречи, в рамках которых мамы и папы вместе со своими детьми создавали свой тактильный семейный альбом, показывая заинтересованность в воспитании своего ребенка в новых для него условиях. Альбомы получились разные, интересные, а главное, сделаны вместе с ребенком, с любовью и заботой.

13

Практическая часть

(описание методов работы и диагностики)

Именно игра- основной вид деятельности дошкольников. Поэтому, за основу познавательного развития детей я взяла дидактические и тактильные пособия.

Дидактические и тактильные игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками)

2. Настольно-печатные пособия ,летбук из фетра «Семейный альбом » и т.д..

3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

14

При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные

цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть.

Настольно-печатные пособия - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки";летбуки из фетра. С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

     Таким образом, сущность дидактической и тактильной игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Очень велико значение дидактической и тактильной  игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая

15

матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию.

   Основной способ познания для ребенка- рассказы взрослого, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком.

    Организация свободного общения с детьми дает для воспитателя возможность раскрыть наиболее полно свой творческий потенциал.

При общении с детьми я использовала демократический стиль общения, который позволял мне создать оптимальные условия для формирования  положительного эмоционального микроклимата в группе.

Применяла мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.

   Включила в специфически дошкольную форму деятельности –игру на правах равного партнера. Поэтому целесообразно играть по подгруппам.

Дидактические и тактильные пособия позволяют:

16

-активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;

-систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становиться основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;

-формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;

-воспитывать волевые качества личности: целеустремлённость, настойчивость, стремление к завершению деятельности;

- формировать связную речь.

Требования к организации и проведению игр:

1. Соответствие возрастным особенностям детей

2. Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

3. Повторность. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения.

4. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.

5. Слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это

17

составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения

6.Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения.

Изучив психологические особенности развития познавательного развития детей, возрастные особенности и интересы детей я подбирала игры  для развития каждой психической функции.

Приложения №2 «Дидактические игры на развитие восприятие»

Приложения №3 «Дидактические игры на развитие памяти»

Приложения №4 «Дидактические игры на развитие речи»

Приложения №5«Дидактические игры на развитие внимания»

Приложения №6«Дидактические игры на развитие воображения»

Приложения №7«Дидактические игры на развитие мышления»

Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детском саду. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитывается возраст детей, уровень их развития. Занятия по

сенсорному воспитанию я проводила с детьми в возрасте от 2 лет. Число занимающихся может быть до 6—8, в зависимости от возраста.

     Сенсорное воспитание планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка.

 

18

Прежде всего это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками ,работой с летбуком из фетра. Сочетание сенсорных и моторных задач является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

    Детей увлекают действия с яркими игрушками разной формы и величины: нанизывание колец, раскладывание предметов и т. д. Задачи сенсорного  и тактильного характера являются на данном возрастном этапе ведущими.

Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий.

     Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. Обучение на занятиях по сенсорному воспитанию я проводила с детьми 2 раз в месяц. Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на занятиях по изобразительной деятельности и др.

    При проведении каждого занятия основным методом является непосредственный показ дидактического или тактильного пособия. Вспомогательная роль при этом принадлежит словесному объяснению. Поскольку маленькому ребенку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую инструкцию, то объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

19

 На начальных этапах обучения подробно развернутая инструкция используется воспитателем довольно часто. Так, при группировке предметов по величине ребенку предлагают:

-посмотри внимательно на предмет, который дал воспитатель;

 - посмотри на два предмета, положенные в разные стороны (воспитателем):вначале на один, потом на другой;

- снова посмотри на свой предмет;  

-найди глазами, где у меня лежит такой же;

-покажи его мне;

-положи свой предмет рядом с образцом.

По мере усвоения материала на занятиях инструкция постепенно может оказаться совсем свернутой:

- возьми предмет;

 - посмотри на мои игрушки;

-положи свою игрушку вместе с моей такой же

    Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок.  Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого, когда тот отбирает неправильно размещенные предметы и предлагает ребенку снова посмотреть, куда их надо положить. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение). Важно прослеживать успехи детей от занятия к занятию.

20

Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д.

Наши занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

Участники: Педагоги – воспитатель, дети, родители.

Длительность: работа проводится на протяжении всего учебного года один раз в неделю в виде дидактических и тактильных игр и упражнений. Подготовительный этап: 

1. Подготовка стихотворений, потешек, загадок, игр.

 2. Подготовка атрибутов для ОД, игр.

Основной этап:

 Перспективное планирование игровых занятий по работе на период учебного года (сентябрь 2020г. по май 2021г.)

Заключительный этап: 

1. Диагностика детей по сенсорному развитию в группе раннего развития на окончание учебного года.

2. Подведение итогов

3. Подготовка презентации по фотографиям.

Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.

Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.

     

21

     Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.

      Для развития тактильной чувствительности у детей  необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.

Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме.

2 этап – проектировочный.

3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

22

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

Сентябрь 2020 г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному  и тактильному  развитию

Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические  и тактильные пособия»

Январь 2021г.

Конспект консультации приложение  №8

Подготовка анкет к анкетированию родителей

Март 2021г.

Анкета

23

Работа с детьми

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

специальные занятия по сенсорному воспитанию

В течение года

Наличие игр по сенсорному  и тактильному  развитию

занятия, в которых используют дидактические и тактильные пособия  (мягкие книги ,вкладыши , цветные палочки)

В течение года

Наличие игр по сенсорному  и тактильному  развитию

сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использованиенетрадиционных техник рисования) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Приложение № 9

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

- «Чудесный мешочек»

- «Определи на ощупь»

- «Узнай фигуру»

- «Найди пару» и т.д

Сентябрь – ноябрь 2020г.

картотека

Дидактические и тактильные игры и упражнения для закрепления понятия формы.

- «Найди предмет указанной формы»

- «Найди предмет такой же формы»

- «Какая фигура лишняя?» 

Декабрь 2020г

картотека

Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- «Сравни предметы по высоте»

- «Самая длинная, самая короткая»

- «Разноцветные кружки»

- «В какую коробку?»

Январь - Февраль 2021 г.

картотека

Дидактические игры и тактильные пособия,   упражнения на закрепление цвета: «Какого цвета не стало?»; «Какого цвета предмет?»; «Какие цвета использованы? «Уточним цвет»

Март 2021г.

картотека

Анкетирование родителей

Март 2021г.

Анкета

Отчет по самообразованию

Май 2021г.

Приложение №10


Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию», консультации) («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего

25

возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей», анкетирование.) Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические и тактильные пособия  по сенсорике для детей 2-4 лет», а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического и тактильного пособия.)

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и тактильных пособий и демонстрационного материала.

В течение года

Фотоотчёт

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

Подготовить консультацию для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

Март 2021г.

консультация

Анкетирование родителей

Март 2021 г.

Анкета

26

Заключение

Таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, подтверждают тот факт, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор через тактильное пособие, способствует формированию личности.

 Именно использование дидактической игры и тактильного пособия помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания, сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру и тактильное пособие дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно и расчленено воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм и тактильным пособиям, у них появилось желание играть в дидактические игры и тактильные пособия и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры и тактильные пособия. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.

Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр и тактильных пособий, а также использовать дидактическую игру и тактильные пособия  в свободной деятельности детей.

27

Литература

1.Высокова Т. П.«Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». - Волгоград, 2011.

2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 2000.

3. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 2005

4.Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание № 2 – 2005

5.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. - М.: Просвещение, 2009. 

6.Сенсорное воспитание детей раннего возраста/ Под ред.Юлия Хохрякова- ООО «ТЦ Сфера -2015

7. Сольцева О. Г. “Наши помощники - органы чувств” - “Ребенок в детском саду” № 3-2007

8. Усова, Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.

9.  Янушко Е. А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Мастер – класс для воспитателей   по теме:«Сенсорное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Опыт работы на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность"

С 2012 года я работаю над темой по самообразованию «Развитие речи детей через театрализованную деятельность». Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нар...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по патриотическому воспитание дошкольников через проектную деятельность и представить вашему вниманию проект &la...

Мастер- класс для родителей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики и сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста в домашних ...

Отчёт по самообразованию на тему: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»

Отчёт по самообразованию за 2020-2021у.г. воспитателя группы №8 Сёмкиной Д.СТема самообразования: «Сенсорное воспитание детей младшего возраста через дидактические игры»В 2020-2021 учебном...