ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»
консультация (старшая группа)

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.

Особую роль в художественном творчестве играет подбор образного, яркого, занимательного материала, введение в воспитательно-образовательный процесс занимательных примеров, опытов, экспериментов, грамотное структурирование такой информации.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3tehnologii_hudozh-estet_napravleniya.docx15.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

«Знакомство дошкольников с цветом и его свойствами в игре»

Познавать окружающий мир, его закономерности и противоречивость, причинно-следственные связи между предметами, явлениями - вот значимое свойство человека, тем более ребенка дошкольного возраста.

Особую роль в художественном творчестве играет подбор образного, яркого, занимательного материала, введение в воспитательно-образовательный процесс занимательных примеров, опытов, экспериментов, грамотное структурирование такой информации.
Важная особенность педагогической технологии - ее связь с психологией. В частности, технологические средства, связанные с наглядностью, основываются на преобладании образного мышления у дошкольников и обеспечивают наиболее яркое восприятие у детей развивающего материала.

В основании использования творческих технологий положены психологические законы запоминания по сходству, по ассоциации, по силе эмоционального возбуждения. Игровые технологии базируются на способности нервной системы к бессознательному освоению информации или навыка в процессе игровой деятельности

У дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Знакомства дошкольников с цветом и его свойствами начинается в игре. Экспериментирование с материалом, смешение двух и более цветов, получение нового цвета для детей непростое обыденное дело, а самое настоящее чудо, которое происходит здесь и сейчас. Оно вдохновляет детей на поиск новых открытий.

Процесс смешения цветов хорошо прослеживается при использовании лабораторного оборудования (пробирок, колбочек). Удлиненная и узкая пробирка дает возможность наблю­дать смешение цветов, причем хорошо видна цветовая растяжка. К примеру, наполняем пробирку раствором синего цвета, затем желтого, наблюдаем проникновение цвета в цвет (происходит так называемая диффузия
Увлекательнейшее занятие для детей - быть волшебником, превращать цвета: желтый и красный в оранжевый, красный и синий в фиолетовый, а добавив белый, черный цвета, получать много новых цветов и оттенков. Смешение цветов можно продемонстрировать и с помощью цветного прозрачного пластика (три основных цвета). К примеру, накладывая цвет на цвет (красный на синий), получаем фиолетовый, желтый на синий - зеленый и т.д.

Детям можно предложить поиграть с цветным пластиком и трафаретом, изготовленным из плотной бумаги или белого пластика. К примеру, возьмем трафарет «Матрешка». Вкладывая цветные пластики-вкладыши между листами трафарета, получаем основные и дополнительные цвета. Причем наряд «Матрешка» меняет цвет при активном участии детей.
Интересен еще один технологический прием игры с цветом, основанный на оптических свойствах световосприятия, где используется волчок и набор цветных кругов. На волчок надевается круг с секторами двух, трех, четырех цветов. К примеру, желтый и красный сектора при вращении зрительно воспринимаются как оранжевый цвет. Если возьмем красный и черный - увидим коричневый, желтый и черный - зеленый (болотный оттенок). Три основных цвета (красный, желтый, синий) на диске, вращаясь, превращаются в коричневый
Предложенные технологические приемы работы с цветом являются средством активизации познавательного интереса дошкольников при реализации педагогических задач художественно-эстетической направленности: поддержание интереса детей к творчеству, исследовательской деятельности; приобретение знаний, умений, навыков работы с различными изобразительными материалами; развитие умений планировать и анализировать свою работу; создание комфортной психологической среды обучения и воспитания дошкольников

Предлагаемые игры с цветом способствуют приобщению детей к исследовательской, экспериментальной деятельности, поиску нестандартных путей решения поставленных задач.

При выборе средств активизации познавательного интереса и творческих способностей дошкольников необходимо учитывать изобразительные характеристики выбранных материалов, так как они значительно отличаются. К примеру, при использовании цветных масляных, восковых мелков, можно нарисовать концом мелка тонкие, толстые линии; положив плашмя - быстро заполнить весь лист (нарисовать фон), нанести широкую полосу, пятно. Накладывая один цвет на другой, добиться смешения цветов, получая новые оттенки, дополнительные цвета.

Рисование углем, сангиной, пастелью в отличие от масляных, восковых мелков, предполагает растирание пальцами, добиваясь воздушности, мягкости очертания. Растирая пластилин большим пальцем по форме изображаемого, приложив некоторое усилие, можно добиться получения новых цветов и оттенков. При этом втирание цвета в цвет происходит прямо на поверхности листа.

Таким образом, при использовании разнообразных материалов дети исподволь подводятся к мысли, что правила смешения цветов, получения новых распространяется на все цветные изобразительные материалы и в целом на качественные изменения предметов и материалов. Задача взрослых - поддержать интерес детей к экспериментированию, творчеству; важно, чтобы этот процесс не был формальным.
Современный педагогический процесс изменился с появлением компьютеров, увеличением потока информации, произошли культурные перемены, стремительно развивается наука. Это вызывает необходимость переориентирования педагогов с процесса передачи готовых знаний на процесс творчества, развития индивидуальности каждого ребенка, что особенно важно в системе дошкольного образования.

Мир цвета.

Волшебные превращения, Кто в домике живёт? Игра «Кто играет с нами в прятки?»

Чтобы развивать творческие способности уче­ников, педагог сам должен быть творческой личностью, стремиться к овладению современ­ными технологическими приемами. В процессе художественно-эстетического развития ребенка формируется способность к образному, панорамному, мультисенсорному восприятию мира, которая играет существенную роль в системном мышлении и принятии творческих решений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Мир цветов»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста по теме «Мир цветов»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по освоению детьми 4 -7 лет образовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо освоению детьми 4 -7 летобразовательной области «Художественно-эстетическое развитие. Музыкальная деятельность» дошкольного образования ...

ТЕХНОЛОГИИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Санкт-Петербург2019Содержание Введение.Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической вос...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного. Рисование "Знакомство с Эбру"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...

СМВ педагогов дошкольного образования Нефтеюганского района по направлению «Технология художественно-эстетического воспитания» (ИЗО)

Аналитические отчеты по работе сетевого методического взаимодействия педагогов Нефтеюганского района "Технология художественно-творческого воспитания" (ИЗО)...