Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста: Детская студия короткометражных мультипликационных фильмов
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Герасенко Елена Владимировна

Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно. Мультстудия – это комплексное образовательное решение, которое помогает организовать работу по созданию детского авторского короткометражного мультфильма.

Важной особенностью работы в мультстудии является коллективная работа над каждым проектом, что содействует познавательному и социально-коммуникативному развитию. В процессе создания декораций и персонажей развивается мелкая моторика рук, озвучка совершенствует речевое развитие дошкольника. Планирование помогает формированию самоконтроля. Творческая направленность мультстудии позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл multstudiya_ars.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

ДЕТСКАЯ СТУДИЯ КОРОТКОМЕТРАЖНЫХ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ

 «АРС»

Автор:

педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

Герасенко Елена Владимировна

МБДОУ «ДСКВ 116»

МО города Братска

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Арс (от латинского ars – искусство – одна из категорий эстетики, искусствознания и художественной практики)

1.1.Направленность программы. В последнее время в стремительно меняющейся экономике востребованы специалисты, ориентированные на интеллектуальную и творческую деятельность в области компьютерных технологий, виртуальной реальности, дизайна, моды, рекламы, анимации и т. д. Такого рода специалисты становятся движущей силой экономического роста страны. Перемены коснулись системы образования, а именно — необходимость включения в программу обучения творческих и художественных дисциплин.

Эта необходимость привела к трансформации STEM-концепции: к синтезу науки, технологии, инженерии и математики добавился пятый компонент — Arts (искусство). Получилась новая аббревиатура и концепция — STEAM. Под искусством могут пониматься совершенно разные направления – живопись, архитектура, музыка, театр. Добавление искусства позволяет расширить количество дошкольников, обучающихся по дополнительным образовательным программам. Таким образом ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в точных науках, могут реализовать себя в метапредметной исследовательской деятельности и развить навыки работы в группе.

Для дошкольников одним из интересных направлений искусства является мультипликация. Мультфильм – один из первых шагов ребенка в области искусства. Просмотр мультфильмов «завораживает» и захватывает всё внимание детей. В то же время он выражает ценности того общества и времени, в котором создаётся. Через мультфильмы дети познают окружающий мир, переживают и подражают их героям, говорят их языком. Мультфильм сочетает в себе разные виды искусства (изобразительное искусство, музыку, актёрское мастерство т.д.) Дети с удовольствием не только смотрят мультфильмы, но и создают их самостоятельно, где ребёнок выступает как сценарист, режиссёр, мультипликатор, оператор и актёр озвучения.

Мульттехнология – это комплексное образовательное решение, которое помогает организовать работу по созданию детского авторского короткометражного мультфильма. Под мульттехнологиями подразумевается подбор методов и приёмов, направленных на обучение и воспитание детей средствами собственной мультипликационной деятельности. Она предоставляет богатые возможности для комплексного развития личности ребёнка. Дети не только знакомятся с основами мультипликации, познают окружающий мир, но и обогащают словарный запас, развивают мыслительные процессы, творческие способности, совершенствуют изобразительные и исполнительские умения. Важной особенностью деятельности детей непосредственно в мультстудии является коллективная работа над каждым проектом. Работа по созданию мультфильма с детьми содействует познавательному и социально-коммуникативному развитию. Планирование помогает формированию самоконтроля. Творческая направленность мультстудии позволяет задействовать правое полушарие мозга, отвечающее за творчество, эмоции, чувства.

Мультипликационные фильмы, созданные детьми, привлекают своей оригинальностью и «непохожестью» на взрослые профессиональные мультфильмы. Поэтому очень важно создать условия для раскрепощения детской фантазии и воплощения самых необычных замыслов.

Таким образом, мультстудия позволяет сделать процесс обучения детей удовольствием и при этом способствовать разностороннему развитию личности.

1.2.Цель программы: развитие детского творчества в процессе создания собственного короткометражного мультипликационного фильма.

1.3. Задачи программы:

Образовательная: формирование представлений о создании мультфильмов; знакомство с профессиями людей, создающих мультфильмы; формирование изобразительных умений и навыков.

Развивающая: развитие творческого мышления; формирование навыков актёрского мастерства; развитие эмоциональной сферы детей.

Воспитательная: формирование коммуникативных умений и навыков сотрудничества.

1.4.Возраст воспитанников:

Программа рассчитана на возрастную группу детей 6-7 лет Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами детей и их родителей. Наполняемость в группах не более 4-5 детей.

1.5.Форма организации деятельности:

Форма обучения: очная. Занятия предусматривают групповую и индивидуальную работу в форме игры-занятия, творческой мастерской, мастер-класса.

1.6.Режим образовательной деятельности:

Занятия проводятся в первой и во второй половине дня 1 раз в неделю.

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

2.1.Объем и срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения, 36 академических часов в год.

2.2.Содержание программы:

  1. Знакомство с алгоритмом создания мультфильма:
  • Подбор или составление истории, сюжета.
  • Раскадровка сценария.
  • Создание персонажей, декораций, фона.
  • Покадровая съёмка.
  • Озвучивание мультфильма.
  • Монтаж (при необходимости выполняется педагогом).
  • Просмотр и обсуждение мультфильма.
  1. Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике перекладывания.
  2. Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике кукольной анимации (миниигрушки, лего-конструктор)
  3. Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике пластилиновая анимация.
  4. Создание короткометражных мультипликационных фильмов в технике нарисованной анимации.

2.3.Целевые ориентиры программы:

К концу обучения дети познакомятся:

- с принципами передачи движения в мультипликации;

- с профессиями людей, создающих мультфильмы;

- с видами мультфильмов (кукольные, пластилиновые и т.д.);

- с понятиями: «кадр», «раскадровка», «панорама», «план» (крупный, средний, общий);

- с последовательностью создания мультипликационного фильма.

К концу года дети научатся:

- сочинять сценарий, соблюдая композицию (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение);

- создавать персонажей, декорации и фон в различных техниках, выделять подвижные и неподвижные части предметов;

- передвигать персонажей, декорации и их части на макете; передавать движения персонажей;

- вести покадровую съёмку;

- озвучивать мультфильм с помощью речи и различных звуков, подбирать музыкальные произведения в соответствии с темой;

- согласовывать действия по созданию мультфильма друг с другом.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3.1.Перспективный план

Месяц

Наименование тем

Программное содержание

Часы

октябрь

Мультипликаторы – настоящие волшебники

  • демонстрация мультфильмов, созданными детьми;
  • знакомство с видами мультфильмов;
  • знакомство с мультстудией Я ТВОРЮ МИР, детское экспериментирование в рамках мультстудии;
  • изучение этапов создания мультфильма;
  • знакомство с профессиями мультипликаторов;
  • создание названия мультстудии в технике перекладной анимации

4

ноябрь

декабрь

Шаг за шагом

  • подробное знакомство с этапами создания мультфильма (подбор или составление сюжета, раскадровка сценария, подбор готовых (или создание) персонажей, декораций и фона, покадровая съёмка);
  • знакомство с раскадровкой сюжета;
  • подбор персонажей, выбор декораций, знакомство с понятием «кадр», «сцена»;
  • съемка короткометражных фильмов с использованием статичных фигур персонажей;
  • формировать умение согласовывать действия с другими детьми во время работы над мультфильмом

8

январь

Перекладная анимация

  • расширение знаний о этапах создания мультфильмов (имитация движения, озвучивание);
  • изготовление персонажей и декорации согласно сюжету;
  • знакомство с фазами движения, имитация движения;
  • знакомство с понятием «крупный план», «общий палн»;
  • знакомство со способами озвучивания мультфильма (голоса персонажей, музыкальное сопровождение)

4

февраль

Лего-фильм

  • создание мультфильма с лего-конструктором
  • обогащение способов «движения» персонажей в кадре (движение руками, ногами и др.);
  • закреплять знание основных частей сюжета (вступление, развитие сюжета, кульминация, развязка, заключение)
  • обогащение знаний о звуках в мультфильмах, использование фоновых звуков

4

март, апрель

Пластилиновая история

  • закрепление знаний о этапах создания мультфильма;
  • создание пластилиновых кукол, способных передать мелкие движения;
  • совершенствование изобразительных навыков;
  • обогащение способов оформления декораций, сцены;
  • закреплять представления о звуковом оформлении мультфильма;
  • продолжать учить согласовывать действия друг с другом в процессе работы

8

май

Сам себе режиссер

  • обогащать представления о возможностях изобразительно-выразительных средствах при передаче образов персонажей;
  • совершенствовать умение выделять в персонажах подвижные и неподвижные части;
  • формировать умение передавать особенности движения и характера персонажей;
  • продолжать учить согласовывать действия с другими членами детского коллектива

3

май

Мультфестиваль «Маленькие волшебники»

  • закреплять представления о профессиях людей, создающих мультфильмы, о последовательности этапов создания мультфильма;
  • формировать умение отражать в речи эмоциональное восприятие анимационных фильмов;
  • воспитывать внимательного зрителя: умение видеть, слышать, сопереживать, восхищаться, радоваться, удивляться

1

Итого

36

3.2.Мониторинг результатов освоения программы

Для отслеживания успешности овладения программы используются метод педагогического наблюдения; метод педагогической диагностики. Для фиксации и предъявления результатов используется диагностическая карта отслеживания личного роста воспитанников.

3.3.Виды контроля:

Время проведения

Форма проведения

Цель проведения

октябрь

Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика

Выявление возможностей и индивидуальных особенностей воспитанников в начале обучения.

май

Педагогическое наблюдение, педагогическая диагностика

Определение степени усвоения воспитанниками материала программы. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения.

3.4.Форма подведения итогов реализации программы

Представление работ на сайте ДОУ, в интернет-сообществах, участие в конкурсах, проведение открытых мероприятий, создание портфолио воспитанников.

3.5.Оценочный материал

В программе применяется диагностика качества образовательного процесса, которая позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений, навыков. Для этого используется диагностическая карта, разработанная на основе целевых ориентиров программы.

3.6.Диагностическая карта

Мотивация к обучению

Сформированность познавательной активности

Сформированность самостоятельности

Сформированность коммуникативных действий

Развитие творческих способностей

Уровень

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

3.7.Критерии показателей:

Низкий уровень – 1, средний уровень – 2, высокий уровень - 3

- мотивация к обучению

низкий уровень

средний уровень

высокий уровень

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.

Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.

Интерес на уровне увлечения.  Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к деятельности.

- сформированность познавательной активности

низкий уровень

средний уровень

 высокий уровень

Интерес практически не обнаруживается, исключение составляет яркий, смешной, забавный материал

Интерес возникает к новому материалу, но не к способам решения

Интерес возникает и к новому материалу, и к общему способу решения задач, находит новые способы решения заданий

- сформированность самостоятельности

низкий уровень

средний уровень

 высокий уровень

Все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок

Выполняет задание сам, но ориентируется на других детей, может сделать как у других

Ребёнок сам берется за выполнение любого зада-ния.

- сформированность коммуникативных действий

низкий уровень

средний уровень

 высокий уровень

Не желает выполнять совместные действия с взрослыми и детьми.

Включается в совместную деятельность по заинтересованности.

Хорошо контактирует со взрослым и детьми, с желанием выполняет совместные действия, играет

- развитие творческих способностей

низкий уровень

средний уровень

 высокий уровень

Выполняет задания по шаблону, не проявляет интереса к новому.

Проявляет интерес, но результат деятельности не всегда самостоятельный и оригинальный.

Инициативность, нестандартный подход к выполнению задания, развитые воображение и фантазия.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1.Принципы построения программы:

Программа построена на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений и способов действий и обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития творческий способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

- принцип культуросообразности: учет влияния окружающей среды, общечеловеческих ценностей, культурного наследия;

- принцип систематичности и последовательности: постановка задач воспитания и развития от простого к сложному;

- принцип цикличности: постепенное усложнение и расширение содержания программы в течение учебного времени;

- принцип развивающего образования;

- принцип интереса: построение программы с опорой на интересы детского сообщества;

- принцип интеграции различных видов искусства;

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

4.2.Методы и приемы реализации программы:

- эмоциональный настрой – пробуждение ярких эмоций, переживаний, побуждающих к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости;

- объяснительно- иллюстративный – метод сенсорного насыщения, разнообразной художественной практики;

- частично поисковый и исследовательский – создание творческих ситуаций, эвристических и поисковых ситуаций, условий сотворчества с взрослыми и детьми.

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

5.1.Кабинет, оборудование кабинета

Кабинет отделен от других помещений, хорошо освещен, оборудован столами и стульями, регулируемыми по высоте, имеются магнитная доска для демонстрации материала, шкафы и стеллажи.

5.2.Технические средства обучения

Ноутбук, Мультстудия «Я творю мир» (программное обеспечение, web-камера, микрофон), проектор,

5.3.Материалы и пособия

Настольная ширма, набор фонов, магнитные элементы декораций, различный художественный материал, тематические игровые боксы

  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Нормативные документы

  1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»
  2. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  3. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)
  5. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области Министерства образования Иркутской области, 2016 г.

6.2. Методическая литература

  1. Методические рекомендации: описание методики исследовательского обучения и организации самостоятельного исследования ребенка (http://vdm.ru/stem/multstudiya/)
  2. Казакова Р.Г., Мацкевич Ж.В. Смотрим и рисуем мультфильмы. Методическое пособие. М.,2013 – 125с.
  3. Маслова А. В. Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста: детская анимационная студия «Фабрика мультфильмов» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 7. – ART 26020. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26020.htm. – Гос. рег. Эл No ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.

6.3.Наглядно- дидактические пособия

  1. Мультстудия «Я творю мир». Ширма, декорации, методические рекомендации.
  2. Картотека детских мультфильмов (авторские мультфильмы, созданные детьми).

6.4.Электронные ресурсы

  1. https://padlet.com/konkurs4/g2bbh6za2vml0o9o/wish/2106965833 - «Мультстудия, как элемент образовательной среды»
  2. http://portal2011.com/statya-sozdanie-multfilmov-kak-sposob-vsestoronn/ - Детская анимация для дошкольников «Мы мультипликаторы»
  3. http://www.myshared.ru/slide/1012802/ - Использование ИКТ в образовательном процессе в Детском саду
  4. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/10/17/startovaya-diagnostika-v-multstudii-linki - диагностика в мультстудии авт. Притыкина Марина Николаевна

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик"  рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»

Программа  предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Учимся, играя»

Новизна программы «Учимся, играя» заключается в том, что она предполагает использование современных технологий, адаптированных к условиям работы. Программа основана на игровом методе с учё...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование)

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ДЕТ-алька» (ЛЕГО-конструирование) разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвив...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Поющие сердечки"

Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, направлена на развитие голосовых данных, воспитание художественного...