Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми
консультация

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_6.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

 

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация). Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью. Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает. Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал. Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования. Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО. Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.

5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:

1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.

2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.

 3. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.

4. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.

5. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.

Фотоаппарат для развития познавательной активности Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:

 сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);

 фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;

 проводить длительные наблюдения;

 фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности. Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников: вызывает у них яркие эмоции;

  развивает познавательную активность;

 создает условия для рефлексии;

 формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;

 служит средством самоопределения в мире интересов. Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д.

Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта. Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытноэкспериментальной деятельности. Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников. Фотографии, которые делают дети, отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром, то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития). Важную информацию дает беседа по фотографиям:

 Что ты фотографировал?

 Почему сфотографировал именно это?

 Как у тебя получилась эта фотография?

 Чем отличается данная фотография от других? Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр, что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания. Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую направленность его интереса.

Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:

 мир живой природы;

 мир неживой природы;

  рукотворный мир;

 социальный мир.

Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог выделяет ведущий интерес дошкольника. Табличные формы для анализа продуктов детского фотографирования представлены в приложении 1. При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на выбранном объекте. Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку. Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития. Диктофон для развития коммуникативных навыков Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность. Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения. Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку. Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания. Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест» (Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета СанДиего (США). Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест. Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы. Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ. Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию. Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.

 Обязательные элементы веб-квеста:

 мотивирующая информация;

 проблемное задание;

 роли и соответствующие маршруты;

 ссылки на интернет-ресурсы;

 результаты и способы их презентации.

Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей. Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?» Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок). В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информацион- ного пространства, использовать качественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность. Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д. Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию. С помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДОО. Способы и результаты использования гаджетов в детской деятельности Гаджет Способ использования Продукт детской деятельности Результат Фотоаппарат Фиксация личностно значимой информации Фоторепортажи: «Что есть интересного в нашей группе»; «Удивительное на прогулке»; «Самые интересные страницы книги»; «Бывает же такое, или Удивительный Интернет» Определены интересы ребенка. Созданы условия для самовыражения в интересующей его области познания Долговременные наблюдения Фоторепортажи: «Как мы растили рассаду»; «День за днем – сезонные изменения» (живая природа, неживая природа, одежда человека и т. д.) Фиксация этапов познавательноисследовательской деятельности Фоторепортаж «До и после»; кейс-ситуации «Что будет, если..?»; алгоритмы проведения опытов Поиск и фиксация необходимой информации Банк фотографий реальных событий, фрагментов из книг, изображений с монитора компьютера Диктофон Интервью Аудиорепортажи: «Что бы ты сделал с… (предмет или материал)?»; «Как поздравить маму с праздником?» и др. Созданы условия для проявления детьми коммуникативной активности Фиксация результатов наблюдений и опытов Аудиорепортажи: «Каким стало солнце в начале зимы?»; «Что под снегом?» и др. Поиск и фиксация необходимой информации Банк аудиозаписей с ответами взрослых и детей по интересующей теме; аудиоспектакли Ноутбук, планшет Веб-квесты (совместно со взрослыми). Просмотр видеоматериалов по интересующей теме. Поиск необходимой информации в голосовом режиме Индивидуальные проекты, рассказы детей, книжки-малышки и др. Ребенок сам выбирает темы для исследований. В процессе обмена информацией с окружающими систематизируются представления детей по интересующей их теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образователь...

Консультация для воспитателей «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми».

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанникам...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Консультация на тему: "Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми"...

Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми?»

В каждой семье есть гаджеты. Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с ними. Дети знакомятся с гаджетами очень рано. Что такое гаджеты? Почему оградить ребенка от них невозможн...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДОО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стат...

«Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми»

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реа...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.По материалам электронного журнала«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»Материал обработан: Пудова О.Ф. старший восп...