Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Анжела Леонидовна Трошина
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский 
    Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма.
То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 
    Предлагаемый конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста и может быть использован  в работе воспитателями и педагогами дополнительного образования.
    Основной целью данной работы  является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю.
    Используя данный материл по ознакомлению детей с  государственными символами России у детей расширяются  представления и знания о городе, крае, стране, её символике, формируется познавательная активность, воспитывается гордость, национальное самосознание, осознанный патриотизм, что они являются гражданами России.  
   Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_simvoly_rossii_st.gr_.docx29.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 13 Г. СЕРДОБСКА

Конспект открытого занятия

по познавательному развитию

с детьми старшего дошкольного возраста

         «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

              Подготовила: воспитатель 1 категории      

             МДОУ детского сада №13 г. Сердобска

                                                                        Трошина Анжела  Леонидовна

г. Сердобск

  2020 г.

Цель: воспитание духовных и патриотических чувств, любви к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.

Задачи:

  • познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.
  • формировать представления  детей о России как о государстве, в котором они живут;
  • развивать умение высказываться, умение вести диалог;
  • формировать гражданско-патриотического воспитание  детей старшего дошкольного возраста.

    Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Предварительная  работа: рассматривание журналов, открыток, альбома «Наша Родина», рисование на тему: «С чего начинается Родина», чтение стихотворений о России.

Материалы и оборудование: глобус, карта России, флаг России, герб России; портрет президента России В. В. Путина; картинки с изображением Кремля; ленты синего, красного, белого цвета; полоски белого, синего, красного цвета, клей; пазлы с изображением герба; аудиозаписи: государственный гимн России, бой курантов, космическая музыка; проектор.

Ход НОД:

   Воспитатель: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло)

   Воспитатель: Правильно тепло. Это тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям. Воспитатель: Утро наступает,

                           Солнышко встречает.

                           Друг на друга посмотрели

                           И на стульчики присели  (дети проходят на стульчики)

   Воспитатель:

                           В космосе бескрайнем

                           Что-то вдруг случилась,

                           Ярким-ярким светом

   Солнце засветилось.

   Осветило звезды.

   Разные кометы,

  И согрело нашу

  Круглую планету.

       На планете этой есть леса и горы,

  Океаны синие, бескрайние просторы.

  На планете этой мы живем друзья,

  И гордо называем мы её (земля).

Воспитатель с детьми рассматривает на глобусе, где расположены леса, моря, горы.

   Воспитатель: На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется? (Россия)

Воспитатель предлагает детям посмотреть на карту, показывает  границы России и читает стихотворение.

 «Необъятная страна» Т. Бокова                                                          

Дети отвечают на вопросы воспитателя.                            

   - Как вы думаете, о чем это стихотворение? (о Родине) Что такое Родина?  Как называется наша страна? (Россия)  Кто является главой Российского государства? (фото президента на экране проектора) Как называется столица нашей Родины? (вывести изображение Москвы на экран проектора)

   Воспитатель: А как вы считаете, как одним словом можно назвать всех людей, которые живут, в нашей стране? (Россияне)

   Воспитатель: Ребята, в каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас с вами он тоже есть. А название столицы я вам предлагаю отгадать.

Здесь твое сердце Русская земля,                              

У древних стен великого Кремля.  

Всем города российским ты глава,

Столица наша славная (Москва) (вывод фото на экран)

В Москве на Красной площади

Крепость возвышается,                      

С башнями красивыми                            

Кремль называется.                                

А на башне со звездой,            

Каждый час мы слышим бой.                                

Часы огромные время отбивают,    

Их курантами люди называют    

(звучит бой курантов)

   Воспитатель: Ребята как называется столица нашей Родины? (Москва)

   У каждого человека есть самый главный орган – это сердце, так и у нашей страны есть самый главный город - Москва. Поэтому и говорят, Москва - сердце России.

Аутотренинг (под музыку космических глубин)

   А вы хотели бы увидеть всю нашу необъятную страну? А на чём мы могли бы отправиться в путешествие? (ответы детей) Я объявляю  посадку на наш ковёр- самолет. На нем мы отправимся в путешествие по России. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать? Лягте на спину, закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки легкие и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, гуди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше, пролетаете над городами, полями, селами. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое  на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Мы возвращаемся в детский сад. Глазки открываем, потягиваемся.                                                                                                                          

   А наш детский сад в каком городе находится? (в городе Сердобск)

   Воспитатель: У каждого государства есть свои отличительные знаки - это флаг, герб, гимн. Есть они и у России. Это символы, при виде которых каждый человек может догадаться о какой стране идет речь. Что вы видите на экране? (на экране изображение флага) Что вы можете сказать о нем? (ответы детей).

   Воспитатель: Правильно ребята, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще ребята, нам флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. Ребята, а какой флаг? (Трехцветный, нарядный большой, торжественный)

   Воспитатель: А какие цвета вы видите на флаге? ( Белый, синий, красный.)   Воспитатель: А может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

   Воспитатель: Ребята, а что всегда бывает красным? (ответы детей). А еще бывает красным - огонь. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например: весна - красна, красно - солнышко, девица – красная, то есть красный цвет обозначает красоту.

А что бывает синим? (Реки, моря, небо). Синий цвет обозначает верность, правду, свободу.

   Воспитатель: Ребята, а что бывает белым? (Облака, снег, пена, море…). Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, миролюбия.

Вы хотите узнать о том, как природа выбирала цвет флага? Тогда присаживайтесь на коврик поудобнее и слушайте:

   Встретились как-то раз снег, вода и солнце.

   Снег говорит: «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет».

И на флаге появилась белая полоса.

   Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет.

   Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет».

И третья полоса стала красной. Так российский флаг стал трехцветным.

Воспитатель: Посмотрите, у нас есть ленточки трех цветов, вы хотите поиграть? Подойдите, пожалуйста, ко мне и возьмите по одной ленточке, можете взять в любую руку. А теперь, встаньте в кружок. Белые ленточки - это снежинки, те ребята, которые выбрали белые ленточки, поднимут руки вверх и будут покачивать из стороны в сторону. Красные ленточки - это солнышко, те ребята, которые выбрали красные ленточки, поднимут руки вверх и покружатся. Синие ленточки - это ручейки, те ребята, которые выбрали синие ленточки, выставят руки вперед и будут выполнять взмахи руками снизу вверх. Все движения мы будем выполнять под счет от 1 до 10.

(звучит музыкальная композиция из сборника Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» трек №5 «Салют»)

   А теперь напротив цифры 1 положите  полоски белого цвета, 2 полоски синего цвета, 3 полоски красного цвета.

   Воспитатель: На какие государственные праздники мы с вами ходили с флагами? (9 мая, 1 мая, День России) А вы хотите, чтобы у вас у каждого был флаг? А из чего его можно изготовить? (из бумажных полосок, ленточек)  

   Художественное конструирование: дети из ленточек и бумажных полосок (по выбору) наклеивают флаг.

   Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим герб России (на экране появляется изображение герба) Что вы видите в центре? (Орла)

   Воспитатель: Расскажите о нём, какой он? (С двумя головами, с поднятыми крыльями)

   Воспитатель: Как вы думаете, почему изображён орёл? (Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое)

   Воспитатель: Но почему у орла две головы? (Это необычный орел, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц.)

   Воспитатель: У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг. Над головами орла три короны, а в лапах он держит знаки царской власти: похожий на волшебную палочку скипетр и золотой шар – державу.  В центре большого герба находится щит. На щите изображен всадник на белом коне. Воин вонзает копьё в страшного дракона. Кто же этот смелый герой? Это святой Георгий Победоносец - небесный покровитель, помощник всех отважных воинов. Рисунок, где изображен святой Георгий, побеждающий дракона, означает победу добра над злом. Этот щит и есть герб главного города нашей страны – Москвы. Потому, что Москва – столица России.

После беседы  и рассматривания герба на экране, ребенок  рассказывает стихотворение «Герб России»

В.Степанов.                            

   Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сложить пазлы с изображением герба.

   Воспитатель: Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.

   Воспитатель: Чему посвящён гимн? (ответы детей). Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (ответы детей)

   Государственный гимн – торжественное музыкально-поэтическое произведение. Под музыку и слова гимна, под расправленным Государственным флагом России деятелям культуры, ученым и спортсменам вручают награды, молодые воины принимают присягу. Во время торжественного исполнения гимна его слушают стоя.

В этот момент люди поворачиваются в сторону Государственного флага, мужчины снимают головные уборы.

Что такое гимн вообще?                                                                                                                                       Песня главная в стране!                                                                                                                  

В гимне российском есть такие слова: «Россия — любимая наша страна».                                                                                      

                   Россией гордимся, России верны,                                                                                                          

                   И нет на свете лучше страны!                                                                                                    

                   Гимн слушаем стоя и молча всегда:                                                                                                

                   Его нам включают в момент торжества!                Т. Попов

                (звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя).

Итог.  Воспитатель: Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы любите свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми. Все граждане России гордятся Государственным гербом, флагом и гимном. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.

   Пока вы ещё маленькие, но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

   Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

              Посмотрите, что у нас находится в уголке изобразительной деятельности   (раскраски: герб, флаг России). Вы можете по желанию перейти в уголок изобразительной деятельности и раскрасить любыми материалами раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятияПодготовила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категорииЦель:  развитие ориентировки в большом пространстве. ...

Конспект открытого коррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема : «На помощь муравью» (по развитию ориентировки в большом пространстве)

Конспект открытого коррекционного занятия.Составила и провела Лямина Надежда ВладимировнаУчитель-дефектолог первой квалификационной категории.Цель коррекционного занятия:  развитие ориентировки в...

Методическая разработка" Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы "Знакомство с символами России"

Этот конспект поможет воспитателям познакомить детей с символами России, родного города....

Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"

Конспект ОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на тему: "Россия - огромная страна"...

Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Государственные и народные символы России»

Конспект занятия по нравственно патриотическому воспитанию детей старшей группы детского сада....

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста "Неофициальные символы России"

Символы – это предметы, изображения или слова, которые имеют для человека или целого народа очень важное значение.У России, как и всякого другого государства, есть свои собственные государственн...