Статья по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
статья (младшая группа)

Мехедова Юлия Константиновна

Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить правильно сравнивать и группировать, т. е. правильно различать. В свою очередь, умение правильно различать приобретается ребенком только через сенсорную гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teme_sensornoe_razvitie.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствителен к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем больше значения в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего возраста ознакомление со свойствами предметов играет определенную роль. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы и цвета предметов, внимания, так как это позволяет научить адекватно, воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном возрасте. В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что сенсорное развитие ребенка является основой для развития его мышления, мыслительных операций, познавательных процессов.

Здоровье ребенка, физическое и духовное зависит от того, каким он увидит окружающий мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек, предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, так или иначе, воспринимает это. Но, без разумного педагогического руководства взрослых, восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому необходимо последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Ю.А. Силкин, А.С. Большов отмечают, что сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общественного развития.

Цель работы: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: процесс сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка,прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра.

Актуальность сенсорного развития

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Значение сенсорного воспитания

-является основой для интеллектуального развития,

-развивает наблюдательность, внимание,

позитивно влияет на эстетическое чувство,

-является основой для развития воображения,

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

-влияет на расширение словарного запаса ребенка,

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

- образовательную деятельность

- игры – экспериментирования

- художественное творчество

- наблюдение

- дидактические игры

Задачи:

- формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

- воспитывать познавательный интерес, любознательность;

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

- развивать мелкую моторику рук.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т. д.

В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.

Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. п.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно - развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

- возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

Оформлен центр сенсорного развития

Созданы нетрадиционные игры и пособия…. важным условием сенсорного развития детей раннего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Было изготовлено много пособий из дерева конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитиевсех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети выбирали любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:

Дидактические игры на развитие восприятия цвета:

  1. «Подбери чашки к блюдцам». Дидактическая задача: учить соотносить предметы по цвету.
  2.  «Разложи по цвету». Дидактическая задача: закрепить у младших дошкольников представления о 4 основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый), научить классифицировать предметы по цветам.
  3. «Подбери шарик к ниточке». Дидактическая задача: учить сравнивать цвета по принципу «такой – не такой», учить зрительно соотносить цвета.

4.  «Волшебные баночки». Дидактическая задача: учить находить и называть основные цвета, развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук; воспитывать усидчивость, доброжелательное отношение к сверстникам.
Дидактические игры на развитие восприятия формы:

1. «Найди пару». Дидактическая задача: закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания.
2. «Собери бусы» Дидактическая задача: закрепить у малышей умение соотносить по форме; закрепить знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник);

3. Геометрическое лото. Дидактическая задача: закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура).

Дидактические игры на развитие восприятия величины:

1. «Построй башню по образцу». Дидактическая задача: закрепить представление об относительности величины предмета, дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами.

2. «Большой – маленький». Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам, воспитывать усидчивость, развивать мелкую моторику рук.

3. «Плетём корзинку». Дидактическая задача: развить глазомер, развивать умение классифицировать предметы по противоположным признакам («длинный  –короткий»); развивать мелкую моторику кистей рук, закреплять знание о цвете.

Все дидактические игры были проведены мной в строгой последовательности. Сначала были проведены игры, направленные на развитие цвета, затем на развитие восприятия формы, затем на развитие восприятия величины, и в завершении на развитие глазомера. В процессе проведения большинства дидактических игр развивала навыки обследования у детей. Такая последовательность обусловлена тем, что дети сначала должны усвоить цвет и форму, только потом величину.

Чтобы привлечь внимание детей я вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т.д.

В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.

Консультации для родителей: «Сенсорное развитие ребенка"

Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающего поколения. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

После проведения ряда наблюдений было выявлено, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение.

Полноценное восприятие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности.

Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир осязательным путем, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые понятия и группировку свойств.

В это время путем проб и ошибок дети размещают вкладыши разной величины или различной формы в соответствующие гнезда. Ребенок подолгу манипулирует предметами, пытается втиснуть большой круглый вкладыш в маленькое отверстие и т. д. Постепенно от многократных хаотических действий он переходит к предварительному примериванию вкладышей.

Малыш сравнивает величину и форму вкладыша с разными гнездами, отыскивая идентичное. Предварительное примеривание свидетельствует о новом этапе сенсорного развития малыша. В конечном счете дети начинают сопоставлять предметы зрительно, многократно переводят взгляд с одного предмета на другой, старательно подбирая фигурку необходимой величины.

Возраст двух лет - это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время развивается познавательная система и способности ребенка. Таким путем ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные его наблюдению. Кроме того, малыш получает от взрослого сведения словесным путем: ему рассказывают, объясняют, читают.

Важную роль в процессе занятия, направленного на развитие сенсорики, играет движение руки по предмету. Если вы показываете ребенку какую-либо фигуру, старайтесь как можно чаще указывать на те или иные ее части.

Успешное выполнение малышом практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать. Поэтому совершенствовать сенсорные процессы вашего ребенка следует, учитывая содержание его деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

Статья: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством  дидактических игр»...

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Статья на тему:"Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр...