"Картотека подвижных игр с экологическим содержанием"
картотека (младшая, старшая группа)

Жукова Ангелина Михайловна

Картотека подвижных игр с экологическим содержанием для детей младшего и старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_podvizhnyh_igr_s_ekolog_soderzhzhaniem.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр с экологическим содержанием

Младшая группа

Старшая группа

1. Птички и птенчики

Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, запоминать свое место, упражнять в беге в разных направлениях, не задевая друг друга.

Экологическая задача: формировать у детей представления о том, как птицы приспосабливаются к своей среде обитания, то есть делают гнезда, и чем они питаются.

Описание: дети делятся на 3-4 группы по 5-6 человек, каждая группа имеет свой домик – гнездо. Дети изображают птенчиков. У каждой группы  есть птичка – мать. По слову воспитателя «Полетели!» - птенчики вылетают из гнезда. Летают около дома,  помахивая руками – крыльями. Птички –матери улетают подальше, за кормом. По слову воспитателя «Домой!» - птички – матери возвращаются и зовут птенчиков домой. В гнезде птенчики усаживаются в кружок и птичка – мать кормит их воображаемыми червячками.

Правила:

1. Птички и птенчики вылетают по слову воспитателя «Полетели!».

2. Птенчики возвращаются домой по зову птички – матери.

3. Птички – матери возвращаются домой по слову воспитателя

«Домой!».

Варианты: Предложить птичкам взлетать на возвышенность. У каждой птички свой цвет домика – гнезда. Можно менять домики местами.

1. Пожар

Цель: развитие скорости двигательной реакции, ориентирования в пространстве.

Экологическая задача: знакомить детей с правилами обращения с огнем в лесу; акцентировать внимание на наносимый пожаром непоправимый вред всему живому.

Ход игры: водящий выбирает любого игрока и, начиная с него, по очереди каждому игроку задает вопрос и получает ответ: Кто был в лесу? Туристы. Что они делали? Костер разводили. А как огонь тушили? Никак не тушили. А что ни будь, случилось? Пожар. Тот, на кого выпадает последний ответ, выполняя роль «огня», начинает догонять игроков, которые разбегаются в разные стороны. Игрок, до которого дотронется «огонь», «сгорает» и покидает площадку. Игра продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. Он и становится водящим, а игра начинается снова.

Примечание: Бежать можно только после слова «пожар»; нельзя долгое время преследовать одного и того же убегающего.

2. Лисичка и курочки

Цель: развитие  быстрого бега, ловкости.

Экологическая задача: формировать представления о цепях питания на примере конкретных животных.

Описание: на одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого из игроков. Если водящему не удается дотронуться до кого-либо из игроков, то он снова водит.

2. «Не намочи крылья»

Цель: развитие точности движения рук, скорости двигательной реакции, внимания; приучать действовать организованно.

Экологическая задача: показать, что все явления в природе взаимосвязаны и не случайны; объяснить, как активность насекомых зависит от погодных условий. Активизировать внимание детей («Дети, вы когда ни будь, видели, чтобы насекомые летали под дождем?». Вместе с детьми выясняется причина отсутствия активности насекомых во время выпадения осадков: «Насекомые не летают во время дождя, чтобы не намочить крылья. Мокрые крылья становятся тяжелыми и скручиваются. Поэтому бабочки, стрекозы, пчелы в дождь прячутся в свои домики»).

Ход игры: водящий с мячом становится в сторону от игроков и, сказав слова: «Солнышко светит», - подбрасывает мяч вверх. В это время «бабочки» должны «вылетать», порхать на полянке и меняться домиками, перелетая из круга в круг. Поймав мяч со словами «дождик начинается», водящий бросает его в «бабочку», которая не успела «залететь» в свой «домик». Если «дождик» (мяч) попадает на «бабочку», она больше не участвует в игре. Для повышения эффективности своих действий водящий может использовать несколько мячей. Если большое количество игроков, может быть 2-3 водящих.

Примечание: Нельзя бросать мяч в игрока, который успел занять «домик».

 4. «Ветерок»

Цель: развитие двигательных навыков, упражнение в умении менять движения в соответствии с текстом.

Экологическая задача: формировать у детей представление о явлениях природы (ветер).

Описание: выбирается водящий. Ему надевают шапочку «Ветерка». И он отходит в сторону. Воспитатель говорит:

«Из – за елки на опушке

Чьи-то выглянули ушки. (Дети присели и показывают ушки)                                                    

Лапки заек замерзают,

Зайки лапки согревают (встали, согревают лапки)                                                

Стали прыгать и скакать,                                                                                                

Стали весело играть». (Дети прыгают).

Воспитатель говорит:

«Ну-ка, ветер, не зевай                                                                                                    

И зайчишек догоняй!»            

Водящий догоняет детей.

3. Ёж и мыши

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, быстроты движений и двигательной реакции, ориентирование в пространстве;

Экологическая задача: формирование ответственность за результаты личных и совместных действий, интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения.

Описание: все дети становятся в круг. «Ежик» - в центре круга. По сигналу все идут вправо, «еж» - влево. Игроки произносят слова:

Бежит ежик – туп-туп; Весь колючий, остер зуб, Ежик – ежик, ты куда? Что с тобою за беда? Слышишь ежик – всюду тишь? Чу! Скребется в листьях мышь! «Еж» начинает ловить мышек, которые бегают за кругом, вбегают и выбегают из него. Игроки также могут поймать оказавшуюся в круге мышку, если успеют быстро присесть и опустить руки.

Примечание: Во время игры дети не должны все время держаться за руки, «мышки» должны свободно пробегать между детьми. Выскочить из «мышеловки» детей «мышка» может только между игроками, не взявшимися за руки.

4. «Кот на крыше»

Цель: развитие координации движений; развитие ритмичной, выразительной речи.

Экологическая задача:  формировать интерес к образу жизни животных, связанных в цепи питания и сущности их поведения

Описание: дети  становятся в круг. В центре – «кот». Остальные дети – «мыши». Они тихо подходят к «коту» и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголоса:

Тише мыши, тише мыши…

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись.

И коту не попадись!

После этих слов «кот» гонится за мышками, те убегают. Нужно отметить чертой «мышкин дом» – норку, куда «кот» не имеет права забегать.

4. Ястребы и ласточки

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; повышение познавательного интереса.

Экологическая задача: познакомить с поведением птиц в природе, систематизировать знания о ястребе.

Описание: в игре участвует неограниченное число играющих. Игроки делятся на две группы, становятся в два ряда спиной друг к другу. В одном ряду будут «ястребы», во втором – «ласточки». Одного игрока выбирают ведущим. Он ходит перед игроками и говорит слова: «ласточки» или «ястребы». Группа, чье название произнесено, разбегается в разные стороны, а игроки неназванной группы догоняют их. Пойманные игроки считаются членами ловящей группы.

Правила игры: Разбегаться и ловить можно только по соответствующему сигналу. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

5. Зайка

Цель: развитие у детей умения согласовывать движение со словами. Упражнение в беге,  подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места.

Экологическая задача: формировать у детей представления о внешнем виде зайца,  о его способе передвижения.

Описание: на одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:

«Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,

Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове. Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши. Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте. Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

Правила:

1. Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

5. Воздух, земля, вода, огонь

Цель: развитие ловкости, внимания, сосредоточенности на выполнении задания.

Экологическая задача: систематизировать знания детей о животных, птиц, рыб по их среде обитания.

Описание: играющие становятся в круг, у одного игрока мяч, он – ведущий. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», огонь». Если водящий сказал «земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода!» играющий отвечает названием рыб; на слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» игрок, поймавший мяч, быстро передаёт его соседу, тот – следующему и т. д., пока мяч не возвращается водящему.

Правила: игрок, который ошибся, не передал мяч по команде «огонь!» или уронил мяч, выбывает из игры.

6. Солнышко и дождик

Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке.  Упражнение в ходьбе и беге.

Экологическая задача: формировать у детей представление о явлениях природы (дождь).

Описание: дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом».

Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» - говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила:

1. Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».

2. Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской.

6. «Цепи питания»

Цель: развитие двигательной активности, внимания, формирование произвольности.

Экологическая задача: закреплять знания о цепях питания на примере конкретных животных и растений, объяснять их необходимость для существования животного и растительного мира.

Описание: группа делится на 2-4 команды (по 5 человек). В каждой команде распределяются роли: «зерно», «клевер», «заяц», «мышь» и «лиса». После команды: «Цепь питания «клевер!», от каждой команды около конуса выстраивается своя шеренга, соответствующая цепи питания: «клевер заяц лиса». По команде: «Цепь питания «зерно!», участники выстраиваются в последовательности «зерно мышь лиса».

Примечание: Очередность и количество команд, которые подает ведущий, произвольные. Команда, первая выполнившая задание правильно, получает балл. Выигрывает команда, получившая большее количество баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с математическим содержанием.

Подвижные игры с математическим содержанием позволяют  закреплять учебный материал на высоком эмоциональном подъёме....

Картотека игр по ТРИЗ экологического содержания

Вашему вниманию предоставляю игры по ТРИЗ экологического содержания. Эти игры помогут дошкольникам расширить, систематизировать, закрепить знания по экологии, развить логическое внимание....

Подвижные игры с экологическим содержанием

quot;Мыши водят хоровод"Задачи: развивать двигательную активность, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.Описание: перед началом игры н...

подвижные игры с экологическим содержанием для детей раннего возраста

Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Поэтому начинать экологическое воспитание детей нужно с...

Картотека подвижных игр с математическим содержанием

Картотека подвижных игр с математическим содержанием...