Консультация для педагогов "Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)

Гончарова Жанна Юрьевна

Методические рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_interesa_k_chteniyu.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Г. о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 41 «Золотой петушок»

Консультация для педагогов

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Подготовила:

Воспитатель I категории

Гончарова Ж.Ю.

Г.о.Подольск - 2020г

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста.

Трудно переоценить роль чтения в развитии подрастающего поколения. Литература  играет  огромную  роль  в  социализации  личности  ребенка.  Она питает ум и воображение дошкольника, открывая ему новые миры, образы и модели  поведения.  Книга  помогает  овладеть  речью - ключом  к  познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего  мира,  учат  его  понимать  и  любить  прекрасное,  закладывают основы нравственности. Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном  обществе  требует  повышенного  внимания.  Как  известно, современные  дети  все  чаще  проводят  большую  часть  своего  времени  у телевизора и компьютера и все реже читают книги. Во всем мире интерес к традиционной  книге  постепенно  угасает.  Печатные  издания,  к  сожалению, отходят на второй план, уступая место так называемым устройствам для чтения электронных книг. Чтобы прочитать то или иное произведение, сегодня не обязательно бежать в библиотеку,  интересующую книгу несложно найти в интернете. Учитывая это, задачи педагогов и родителей: оказать помощь детям в  правильном  выборе  источников  информации,  а  также  повышать  среди подрастающего поколения престиж чтения и статус «читающего человека». Книгу не зря называют источником знаний. Люди, которые много читают,  интересные собеседники, обладающие хорошей памятью, большим словарным запасом,  развитым  воображением.  Каковы  цели  и  задачи  литературного воспитания  ребенка  в  детском  саду?  Это, прежде  всего  подготовка  к последующей ступени -к долгому пути литературного образования в школе. Приобщать  детей  к  книге,  воспитывать  интерес  к  чтению,  формировать будущего читателя необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка «социальном институте» детском саду. Книги  оказывают  огромное  влияние  на  умственное,  нравственное  и эстетическое развитие детей, на формирование у них образной, грамматически правильной  речи.  Этим  занимаются  родители  и  педагоги  дошкольных учреждений.  Библиотека  и  школа  не  первый,  а  последующий  этап формирования читателя. Исходя из этого, самым осведомленным человеком в вопросах детской литературы  и  чтения  является  воспитатель  ДОО.  Он  не  только  воплощает задачу приобщения детей к книге, рождение в них интереса к процессу чтения и  глубокого  понимания  содержания  произведения,  но  и  выступает  как консультант по вопросам семейного чтения. «Ребенок-слушатель»  – это  уже  читатель.  Только  читательская  судьба ребенка  зависит  от  взрослых,  которые  берут  в  руки  книгу  и  становятся посредниками  между  писателем  и  слушателем.  Именно  поэтому  проблема приобщения ребенка к чтению сегодня особенно актуальна и значима. Только в детском саду начинается складываться начитанность. Ребенок приходит в школу с  обширным,  во  многих  отношениях,  уникальным  литературным  багажом. Приобщение  детей  к  чтению  является  «Мотивационной»  готовностью  к обучению в школе. С чего начинается литературное воспитание ребёнка. Главная задача – приобщение дошкольников к книжной культуре, воспитание интереса и любви к  книге,  стремления  к  общению  с  ней,  умению  слушать  и  понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для  воспитания,  будущего  взрослого  талантливого  читателя,  литературно образованного человека. Воспитание  вдумчивого,  чуткого  читателя – процесс  длительный  и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку  он  крепчайшими  нитями  связан  с  последующими  ступенями литературного образования и во многом определяет их. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором  во  всём  многообразии  его  жанров – от  колыбельных  песен, потешек,  считалок,  загадок,  пословиц  до  сказок  и  былин; с  русской  и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, П.П. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К. Андерсена, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, А. Линдгрен и многих других. С теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, всё более сложные произведения, но и уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него раннее содержание знакомых книг. В  дошкольном  детстве  складываются, как  свидетельствуют  психолого-педагогические исследования, основы эстетического восприятия, эстетических чувств   и   эмоций,   создающие   фундамент   для   литературного  образования. Вышесказанное  свидетельствует,  что  именно  дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого, талантливого» читателя. Образовательный процесс в ДОО предполагает разработку содержания, средств,  методов  образовательной  деятельности  и  обеспечивает  каждому ребенку  возможность  удовлетворять  свои  потребности  в  развитии, потенциальные  способности. В  содержании  ФГОС  ДО,  на  сегодняшний день, вопросы  приобщения  детей  к  художественной  литературе рассматриваются  в  двух  образовательных  областях:  «Речевое  развитие»  и «Художественно – эстетическое развитие». Учитывая это, работу необходимо вести в следующих направлениях:

-организация  сотрудничества  детей  и  взрослых  в  процессе  ознакомления  с художественной литературой, создание атмосферы доверия, поддержки детской инициативы и активности ребенка;

-создание  условий  для  развития  у  воспитанников  речи,  любознательности, воображения, желания изучать и исследовать окружающий мир;

-реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно –модельной, музыкальной и др.);

-создание стимулирующей и способствующей проявлению детской инициативы развивающей  предметно-пространственной  среды  в  части  литературного воспитания.

Таким образом, полноценная деятельность по данному направлению это, с одной стороны, важнейшее средство познавательно – речевого развития детей, так как художественная литература расширяет представления дошкольников, обогащает  их  знаниями  об  окружающей  действительности,  формирует целостную  картину  мира,  содействует  развитию  речи.  С  другой  стороны, именно  художественная  литература  вводит  детей  в  особый  мир  чувств, переживаний,  эмоциональных  открытий  и  способствует  формированию первичных ценностных представлений. Подбор современных форм, приемов и методов литературного воспитания дошкольников основывался на принципах воспитания «грамотного читателя». Однако,  чтобы  воспитывать  читателя  в  ребенке,  взрослые  сами  должны проявлять  интерес  к  книге,  понимать  ее  роль  в  жизни  человека,  уметь правильно  отбирать  произведения  литературы  для  чтения  и  рассказывания детям. Для  развития  интереса  к  художественной  литературе  у  детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие критерии:

-идейная  направленность  книги  (например,  моральный  облик  героя). Идейность  обуславливает  соответствие  задачам  нравственного  воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, природе;

-высокое  художественное  мастерство,  литературная  ценность.  Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы;

-доступность  литературного  произведения,  соответствие  возрастным  и психическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

-конкретные педагогические задачи.

Перечисленные  критерии  отбора  дают  возможность  определить  круг детского  чтения,  умение  правильно  формировать  основу  профессиональной деятельности  воспитателя  в  области  приобщения  дошкольников  к  книжной культуре и эффективно использовать разнообразные методы, приемы и формы приобщения детей к чтению. Методы ознакомления с художественной литературой:

-словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми;

-практические  методы: дидактические  игры  по  сюжету  литературных произведений,  инсценировки  небольших  художественных  произведений, театрализованная  деятельность,  отражение  впечатлений  от  прочитанного  в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации);

-наглядные  методы: показ  иллюстраций,  картин,  просмотр  видеороликов, фильмов,  презентаций,  театральных  постановок  по  мотивам  литературных произведений, оформление выставок.

Приемы  анализа  текста  по  ознакомлению  детей  с  художественной литературой весьма  разнообразны,  выбор  в  каждом  конкретном  случае объясняется  спецификой  художественного  произведения  и  задачами литературного развития. При ознакомлении с художественной литературой используются разные приемы:

-чтение или рассказывание одного произведения;

-чтение нескольких произведений, объединенных одной тематикой (о весне, о жизни животных и т. д.);

-объединение  произведений  различных  видов  искусства,  чтение  и рассматривание  картины,  чтение  (лучше  поэтического  произведения)  в сочетании с музыкой;

-чтение с использованием наглядного материала (с игрушками, настольным театром, презентацией и т.д.).

Для полноценного  восприятия  текста  и  овладения  читательскими умениями в работе с детьми также используются частично-поисковые приемы.

1.Словесное рисование. Это описание картин, которые возникли в воображении читателя  при  чтении  литературного  произведения.  По  словесной  картинке педагог может понять, насколько образ, описанный ребенком, соответствует действительности.

2.Графическое  рисование. Детям  предлагается  сделать  зарисовки  по прочитанному и попросить проанализировать, соответствует ли нарисованное содержанию текста. Этот прием дает возможность выразить свое отношение к прочитанному.

3.Составлени  плана  текста. Представляет  собой  композиционный  анализ текста:

а) Картинный план. Воспитатель по порядку выставляет картинки и предлагает детям  рассказать  «Какая  картинка  должна  быть  здесь?  Какой  картинки  не хватает?»

б)  Картинный  план  текста  по  порядку.  Картинки  раскладываются  в произвольном порядке. Детям предлагается: выложить картинки по порядку и найти ошибку.

в) Модельный план. План представлен в виде моделей-схем.

4. Рассказывание по ролям. Это конкретный диалог между героями, который можно проигрывать как все произведение, так и отдельные фрагменты.

5.Рассказ  от  лица  героя. Задача  детей – рассказать  о  происходящем  в произведении  от лица,  выбранного  героя.  Это  развивает  коммуникативные качества, творческие способности, формирует образ Я, самооценку.

6.  Стилистический  анализ  текста. Одним  из  вариантов  анализа  текста является  искажение:  давайте  пофантазируем,  как  еще  мог  бы  закончиться рассказ? Что было бы, если бы...

Таким образом, использование частично-поисковых приемов в работе с художественной  литературой  позволяет  сделать  занятия  разнообразными  и интересными для детей. Содержание образовательной деятельности направлено на расширение читательских интересов детей, восприятие литературного текста, творческую деятельность на основе литературного произведения. Развитие интереса к художественной литературе необходимо осуществлять в образовательных ситуациях разного вида:

-Тематические(чтение,  в  процессе  которого  дети  приобщаются  к  ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни);

-Теоретические(чтение, в процессе которого дети знакомятся с доступными их возрасту теоретическими  понятиями,  необходимыми  для  выявления художественных особенностей текста);

-Творческие(чтение, в процессе которого развивается творческий потенциал дошкольников);

-Аналитические(чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с  целью  глубокого  проникновения  его  смысла  и  художественных особенностей).

Технология проектирования дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому, также применять новые  подходы  к  содержанию,  формам  и  способам организации образовательного процесса. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Работу с детьми необходимо строить по принципу дифференцированного подхода при выборе методов ознакомления детей  с  художественной  литературой(наглядный,  словесный,  практический, игровой и метод проектирования). Построение всех видов детской деятельности целесообразно  проводить  с  учетом  наглядно-действенного  и  наглядно-образного  восприятия  ребенком  окружающего  мира.  Работу  начинать  с создания РППС (мини-библиотека, мини-музей детской книги,  мастерская по ремонту книг и т.д.), подбор художественной литературы разных жанров и т.д., изготовление  с  детьми  «Книжки-малышки»  по  произведениям  знаменитых детских писателей. Технология  развития  интереса  к  художественной  литературе  включает следующие формы работы:

-интегрированные занятия;

-проектная деятельность;

 -творческие встречи;-книжные выставки;

-тематические выставки рисунков и поделок;

-конкурсы чтецов;

-просмотр мультфильмов;

-презентации;

-литературно-музыкальные праздники;

-конкурсы;

-экскурсии в библиотеку;

-посещение музея.

Для  самостоятельной  деятельности  детей  организовывать  сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д. Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен...Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация, конструктивно-модельная деятельность).

Организация работы с родителями:

-анкетирование;

-литературные вечера;

-конкурсы;

-совместные праздники, досуги;

-консультации;

-выставки и т.д.

На основе вышесказанного мы можем определить следующие функции воспитателя:

-педагогическая поддержка дошкольника в приобщении его к книге, рождении интереса к процессу чтения и глубокого понимания содержания произведения;

 -сопровождение семьи ребенка по вопросам семейного чтения, пропаганды книги и книжного знания.

Для выполнения обозначенных функций педагог должен своевременно реагировать  на  изменение  детского  отношения  к  книге  и  процессу  чтения, наблюдать за восприятием и воздействием художественного текста на детей, вносить необходимые коррективы в образовательный процесс:

-непосредственно образовательная деятельность: чтение произведения, его обсуждение, интерпретация замысла, знакомство с автором, обсуждение эмоций, возникших при прочтении; данное направление включает обогащение развивающей предметно-пространственной среды: оформление уголка читателя (иллюстрации к произведению, портрет автора, дидактические игры);

-самостоятельная игровая деятельность (экспериментирование, решение проблемно-поисковых задач, работа с дидактическим материалом по произведению); данное направление предполагает совместную деятельность детей: продуктивную,  игровую,  коммуникативную,  познавательно-исследовательскую, двигательную, музыкально-художественную, творческую (выполнение рисунка, поделки, макета);

-взаимодействие с родителями, осуществляемое в проектной деятельности и предполагающее единство содержания (идейного, тематического) чтения художественной литературы дома и в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие интереса к музыкальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр»

Консультация для воспитателей старшего дошкольбного возраста по развитию интереса у детей старшего дошкольного возраста с помощью музыкально-дидактических игр...

Развитие познавательного интереса средствами художественной литературы у детей младшего дошкольного возраста

Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывается  в разных видах деятельности, в том числе в художественно-эстетической. Приобретённые ребёнком знания и практический опыт позв...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...

Формирование интереса к чтению художественной литературы у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования книжки-игрушки

Чтение является самым значимым фактором сохранения ядра национальной культуры, поддержания и приумножения богатств родного языка. У детей с общим недоразвитием речи имеются типичные проявления, указыв...

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья ознакомит вас с особенностями развития интереса к художественной литературе в соответствии с возрастом детей....