Выступление на педагогических чтениях. Тема: «Использование предметно-игровой системы «Соты Кайе» в развитии художественного конструирования и детского дизайна. Дидактические игры для дошкольников по системе В.А.Кайе.»
материал

Сигай Светлана Анатольевна

Выступление на педагогических чтениях.

Тема: «Использование предметно-игровой системы «Соты Кайе» в развитии художественного конструирования и детского дизайна. Дидактические игры для дошкольников по системе В.А.Кайе.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedchteniya_sigay.docx548.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ 36 (Здание 2)

Воспитатель Сигай С.А.

Выступление на педагогических чтениях.

Тема: «Использование предметно-игровой системы «Соты Кайе» в развитии художественного конструирования и детского дизайна. Дидактические игры для дошкольников по системе В.А.Кайе.»

В современной педагогике существует большое количество развивающих игр для детей дошкольного возраста. Развивающие игры выполняют сразу две функции, с одной стороны это игра-забава для ребенка, а с другой стороны это средство развития интеллектуальных способностей детей и психических способностей: восприятия, воображения, памяти, внимания, логического мышления и т. д.

Сегодня я хочу познакомить вас с играми Виктора Августовича Кайе – инженера-техника, изобретателя, а ещё поэта, барда. В его авторской коллекции более 1000 игр и игрушек, сделанных своими руками. В отличие от традиционных мозаик, пазлов, игры Кайе являются открытой системой — имеют несколько игровых функций (вариантов игры), а вариантов сборки —великое множество. При этом в отличие от мозаики они развивают не только эстетическое чувство и мелкую моторику, но и пространственное мышление. По убеждению Кайе: «Пазл—хозяин над ребенком, а ребенок —хозяин над моими играми».

 Игры Кайе красивы, увлекательны и при этом очень полезны. Вот какие навыки мышления можно развивать с их помощью:

  1. Пространственные представления:

Ребенок учится мысленно разбивать целое на части,

видеть похожие элементы у разных фигур, мысленно проектировать зрительные образы.

  1. Внимание:

поиск карточек с подходящим рисунком требует визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Одноцветные конструкции проще, чем разноцветные, поэтому начинать можно с них. Во время занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и способность долго удерживать ее.

  1. Образное, ассоциативное и творческое мышление.

Для самостоятельного проектирования требуется замысел и понимание возможностей набора. Однако, его опции настолько широки, что он развивает ребенка значительно лучше, чем пазлы.

К каждому набору прилагается брошюра с методиками игры, готовыми примерами сборки композиций и образов, а дальше ребенок может фантазировать сам, создавая все новые и новые. В семьях играют в эти игры по многу лет.

 Набор "Соты Кайе" состоит из 84 объемных элементов. Элементы имеют форму шестигранника. На лицевой стороне - мозаичный рисунок, оборотная сторона однотонная. Рисунков 21 вариант, по 4 штуки каждого.                   Многофункциональность и вариативность сот Кайе

      Многофункциональность - это возможность использования набора и в качестве графического конструктора для создания фигур из частей рисунков на элементах, и в качестве графического трансформера для изменения полученных фигур, и в качестве плоской крупной мозаики, для использования в качестве головоломки, для конструирования и экспериментирования в области детского дизайна и архитектуры, для игры в детское домино.                

Вариативность – это возможность различного расположения двух, трех и более элементов, а также множество вариантов геометрических рисунков и фигур, получаемых после соединения элементов на горизонтальной плоскости (элементы касаются друг друга боковой поверхностью).

       Функциональные возможности элементов сот Кайе позволяют свободно перемещать их по горизонтальной плоскости, элемент можно установить в угол, образованный другими элементами, можно легко изменять композицию и развивать ее в любую сторону, можно изменять рисунок композиции за счет поворота элементов, можно создавать композиции больших размеров, можно использовать в одной композиции одинаковые или разные по рисунку элементы, можно использовать в игре игрушки, соразмерные элементам.

Что соты Кайе дают ребенку?

      Соты Кайе формируют творческое, объемно-пространственное и ассоциативное мышление, сенсомоторные координации.

      Они помогают развивать фантазию, воображение (в том числе пространственное), глазомер, архитектурно-художественный вкус, творческое начало, индивидуальность в сочетании с умением работать в творческом коллективе сверстников.

      Соты Кайе способствуют формированию таких качеств, как аккуратность, сосредоточенность, усидчивость, терпение.

      Также способствуют осмысленному восприятию внешнего мира, ориентации на плоскости и в пространстве, развитию чувства гармонии, композиции, пропорции, симметрии и асимметрии, формы и красоты.               Позволяют проводить занятия в области геометрии, математики и логики, игры с замещением, а также использовать набор в качестве крупной мозаики и домино.

      Ценным качеством сот Кайе является то, что их можно использовать как материал для проектного конструирования и экспериментирования в области детского дизайна, т.е. художественного конструирования.

       Играющий может экспериментировать и изобретать композиции, применяя одинаковые или разные по рисунку и цвету элементы, имеющиеся в наборе. Эта особенность детской деятельности возможна благодаря универсальным свойствам формы элементов, которые позволяют располагать их особым образом на плоскости по отношению друг к другу. Кроме того, результаты занятий детей с набором вызывают эстетические чувства, положительные эмоции и различные ассоциации. Можно проводить конкурсы и соревнования. Соты Кайе пригодятся в группах продленного дня детского сада или школы, в коррекционной и госпитальной педагогике, в реабилитационной практике, для проблемных детей, детей-инвалидов.

       Соты Кайе предназначены для формирования у детей конструктивной деятельности, в процессе которой происходит интеллектуальное развитие ребенка, в том числе его способности к техническому и архитектурному творчеству.

      В то же время соты Кайе позволяют ставить перед ребенком и чисто дидактические задачи: сборка композиций по заданию взрослого или по примеру, приведенному в этом методическом пособии. Можно применять в игре сомасштабные игрушки и предметы. Можно применять наборы в режиссерских играх детей. После завершения работы можно наблюдать фигуры с разных точек обзора, обсуждать их, высказывать мнения, делиться ассоциациями, приходящими на ум. Примеры, приведенные в инструкции к сотам Кайе, даны для более глубокого понимания возможностей набора. Лучше, если ребенок сам в процессе игры и занятий самостоятельно изучит свойства, взаимосвязи, соотношения элементов, возможности набора и лишь потом получит от взрослого пояснения, подсказки и задания на построение композиций по примерам. В зависимости от возраста и уровня развития ребенка можно менять сложность заданий в широком диапазоне.
        Так, например, в играх для детей от 3 до 11 лет используются объемные элементы в виде правильной шестигранной призмы. Высота призмы (толщина элемента) — 4 мм.
     Это дает дополнительную возможность — установить элемент вертикально. Всего 84 элемента, с одной стороны все элементы желтого цвета, с другой стороны 4 элемента синего цвета, на остальных элементах на желтом фоне есть правильные геометрические фигуры по 4 элемента каждого варианта.

Как же играть в соты?

1. Соты можно использовать просто как крупную мозаику, перевернув их желтой стороной вверх. Если ребенок мал, пусть он учится соединять шестигранники сторона к стороне, не оставляя зазоров и понимая, что он может выложить целую композицию или узнаваемый образ из прилагаемого к игре буклета. В отличие от классической мозаики соты довольно крупные, можно не опасаться, что малыш их проглотит или они потеряются среди игрушек.

2. Покажите малышу изображение из буклета и попробуйте вместе собрать фигуру из элементов. В брошюре задания располагаются от простого к сложному, поэтому начинать лучше с самого начала. Помогите ребятам, покажите, как это работает.
Обычно самые маленькие игроки испытывают полный восторг, когда видят, как из частей получается цельное изображение. Потом ребенок пробует создать картинку самостоятельно. В буклете также есть задания на перестановку, когда из одной картины нужно сделать другую, переместив элементы.

3. Когда малыш освоит принцип создания единых образов, он может попытаться построить что-то свое, отличное от предложенных образцов. Так он освоит принцип симметрии, будет развивать эстетическое чувство и навык конструирования, а также образное мышление.

C:\Users\User\Desktop\вацап\IMG-20200620-WA0000.jpg      Наши  дети 3-4 лет на занятиях и просто в самостоятельной деятельности  играли с одноцветными сотами по принципу мозаики, составляли различные картинки по образцу или самостоятельно. У нас в городе я долго не могла найти соты Кайе и мы использовали мозаику желтого цвета в форме сот.

      На картинке представлены соты желтого цвета в виде мозаики и схемы, по которым дети выкладывали картинку.  Детям было интересно. Сначала детям предложили познакомиться с игрой самостоятельно. Дети рассматривали игру, изучали, пробовали в самостоятельной деятельности.

Затем предложили детям определенные задания по принципу «От простого к сложному».

 Детям давали задания на сравнения фигур между собой, на определение размера. Задачу мы формулировали в поисковой форме, чтобы у ребенка появлялась возможность самостоятельно находить ответ. Например, задание «Составьте цветок из сот», «Превратите цветок к чашку или в арку» и т. д. Играть с одноцветными сотами можно по принципу мозаики, составлять различные картинки по образцу или самостоятельно.

      Для детей старшего дошкольного возраста  сделала игру уже с сине-желтыми сотами, распечатав соты на бумаге, затем приклеила их на картон.

С детьми старшего дошкольного возраста можно играть в такие игры:  «Найди соты по описанию», «Найди соты, разделенные пополам. На что похож рисунок?», «Найди соту без желтых геометрических фигур», «Найдите соты, рисунок которых похож на бабочку. Сколько удалось найти таких сот?»

Коллективная игра «Домино».

Задание. Выложить соты в ряд так, чтобы они касались друг друга гранями одного цвета.

Участники игры делят соты между собой поровну и делают ходы по очереди. Побеждает тот, кто быстрее освободится от своих сот.

Можно усложнить задание. «Выложить соты в ряд, чтобы они касались друг друга гранями разного цвета». Можно так же выкладывать картинку по образцу.

C:\Users\User\Desktop\вацап\IMG-20200620-WA0001.jpg                        https://corvet-igra.ru/wp-content/uploads/2018/02/soty-kaye-2.jpg

                           

Использование «Сот Кайе» позволяет решать следующие задачи:

Дидактические:
1.Учить выполнять задание по образцу (собрать «соты» по образцу)
2. Продолжает учить выполнять игровые действия по правилам, учит добиваться правильного результата в игре.
3. Развивает умение объяснять сверстникам содержание и правила игры, учит отвечать на вопросы об игре.

Развивающие:
1.Развивает умение контролировать свои действия на основе игровых правил, учит исправлять ошибки.
2.Формирует объемно – пространственное и ассоциативное мышление.
3.Развивает пространственное воображение, фантазию.

Воспитательные:
1.Формирует аккуратность, сосредоточенность, усидчивость.

Чему учат игры Кайе?

      Игры Кайе красивы, увлекательны и при этом очень полезны. Вот какие навыки мышления можно развивать с их помощью.
1. Пространственные представления. Ребенок учится мысленно разбивать целое на части, видеть похожие элементы у разных фигур, мысленно проектировать зрительные образы.

2. Внимание. Поиск карточек с подходящим рисунком требует визуальной памяти, абстрагирования и внимания. Одноцветные конструкции проще, чем разноцветные, поэтому начинать можно с них.
Во время занятий и игр ребенок тренирует концентрацию внимания и способность долго удерживать ее.

3. Образное, ассоциативное и творческое мышление.
Для самостоятельного проектирования требуется замысел и понимание возможностей набора. Однако его опции настолько широки, что он развивает ребенка значительно лучше, чем пазлы.

      Игры Кайе подходят для дошкольной аудитории еще и потому, что в них исключается соревновательный момент. В них не бывает проигрыша, просто с их помощью можно создавать красивые, яркие фигуры или объекты.        Возможность создавать большие композиции также является достоинством с точки зрения восприятия игры ребенком-дошкольником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Выступление на педагогическом часе. Тема: "Общеразвивающме упражнения как средство оздоровления, укрепления, своевременного развития организма"

Систематически воздействуя на крупные группы мышц, общеразвивающие упражнения, значительно активизируют обменные процессы, создают благоприятные условия для питания тканей организма....

Конспект для выступления на ММО .по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Конспект для выступления на ММО в форме дисскусии по теме" Влияние предметно-игрового пространства на развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста....

Выступление на педагогическом чтении. Тема: «Проектный метод в ДОУ «Этот загадочный космос»

Современной дошкольной организации в условиях введения ФГОС ДО и огромного потока информации требуются такие методы организации образовательной деятельности, которые формировали бы активную, сам...

Использование предметно-игровой системы «Соты Кайе» в развитии художественного конструирования и детского дизайна.

Игровая развивающая система Соты Кайе предназначена для индивидуальной и коллективной игры детей в возрасте от 3 до 11 лет. состоит из 84 объемных элементов. Элемент имеет форму шестигранника. На...

ДОКЛАД ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ТЕМА: «Использование подвижных игр и игровых упражнений для развития основных видов движений».

   Развитие и совершенствование движений ребёнка в период дошкольного детства осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новы...