"Профориентации дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых"
материал (старшая группа)

Сырчина Вера Язен- Юриковна

«Детский сад № 93»

 

 

 

 

Описание технологии:

 

по теме:

«Профориентации дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор опыта:

Сырчина Вера Юрьевна

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

2021г

Санкт-Петербург

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

  1. Введение……………………………………………………………………..…….............3
  2. Описание опыта:……………………………………………………..…………………..7

2.1.Вводная диагностика представлений дошкольников

о труде взрослых.………………………………………………………………………..7

2.2. Изучение научно-методической литературы, передового

педагогического опыта по профориентации дошкольников..……………………..7

  1. Разработка перспективного планирования по формированию представлений

о профессиях.

         2.4 Создание условий по формированию представлений о труде взрослых…….

2.5.Организация совместной образовательной деятельности

воспитателя с детьми, взаимодействия с родителями……………………………..10

2.6.Сравнительные результаты вводной и итоговой диагностики представлений дошкольников о труде взрослых……………………………….……………………..14

  1. Список литературы…………………………………………..……...…………………15

Приложения:

Приложение 1………………………………………………………………………………..16

Приложение 2………………………………………………………………………………..18

Приложение 3………………………………………………………………………………..19

Приложение 4………………………………………………………………………………..20

Приложение 5………………………………………………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальной задачей современной системы образования является целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Одним из эффективных решений данной задачи, является проведение профориентационной работы с дошкольниками.

Профориентация дошкольников  –  это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Что такое профессиональная ориентация?  Это система мероприятий, направленных  на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области..

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.  Дошкольное учреждение  –  первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

У человека все закладывается с детства  и профессиональная направленность в том числе.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Необходимо развить у него веру в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве, спорте, технике   и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. На этом и основана моя педагогическая работа по теме: «Профориентация дошкольников через ознакомление с профессиями взрослых».

Цель работы:  развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в  поисково – исследовательской деятельности.

Для достижения поставленной цели определила ряд  задач:

  1. Обогащение и уточнение представлений детей о неживой природе через элементарное экспериментирование.
  2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  3. Развитие у детей познавательных способностей:
  •  мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение;
  •  способов познания путем сенсорного анализа.
  1. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
  • развитие коммуникативности;
  • совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
  •  развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Очевидно, что предполагаемые результаты должны быть четко диагностируемы в соответствии с  поставленными целью и задачами,   решаемыми в процессе совместной деятельности педагога с детьми (Приложение 1).  Ребенок:

  1. проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  2. выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  3. самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; помнит о цели работы на протяжении всей деятельности;
  4. проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  5. в диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности; доводит дело до конца;
  6. устанавливает разнообразные временные, последовательные, причинные связи;
  7. делает вывод

 

 

 

 

          ОПИСАНИЕ ОПЫТА

Вводная диагностика

Применялась методика диагностики знаний детей о профессиях Е.И. Медвецкой «Что такое профессия».

Сравнительный анализ на начальном этапе диагностики представлений о труде взрослых показал:

 У 35 % опрошенных - узкий активный и пассивный словарь по теме "Профессии", большим числом детей были названы самые простые и распространенные профессии: продавец, врач, учитель

 У большинства  детей не высокий  уровень знаний о профессиях родителей, особенно их трудовые действия, инструменты и материалы каждой профессии.

После индивидуальной беседы с детьми, была проведена общая беседа с ребятами о профессиях и важности труда взрослых. Выяснилось, что дети не понимают вопроса «Кем работает?», не различают сходные профессии (и няня, и воспитатель, и повар ходят в халатах, так что половина обследованных детей путали няню с поваром), соотносят профессию только с отдельным конкретным человеком

По результатам диагностики выявлена проблема: не высокий уровень сформированности представлений о труде взрослых. Необходимо разработать план мероприятий по ознакомлению детей с трудом взрослых по всем группам.

 

 

Изучение научно-методической литературы,

передового педагогического опыта по проблеме

Например, если ваш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не

стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как он представляет себе эту

работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями

нужно обладать, чтобы работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности

ребенка.

Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время –  каким бы далеким нам сейчас

это время ни казалось  –  могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы

хотим, чтобы наши дети:

-  понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что

труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

-  познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких

орудий и машин, и что получается в результате;

-  были готовы трудиться сами  —  по причине, что это им нравится и интересно, и

потому, что это надо;

-  учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося

пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

В настоящее время в дошкольных учреждениях существует проблема ранней

профориентации детей:

- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности

не реализуется в полной мере.

- Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

- Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена

на современный региональный и муниципальный рынок труда.

- Нет преемственности в работе детского сада и школы в данном направлении.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через

совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей,

которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный

подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации

представлений и успешной социализации каждого ребѐнка.

Мир профессий в обществе  –  сложная, динамичная, постоянно развивающаяся

система.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности,

который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает

эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых  -  это

не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта

общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о

профессиях, активизировать словарный запас. Непринужденная беседа взрослых с детьми

обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи

и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность,

заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге

позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия.

Малыши  учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой

деятельности, знакомятся (в основном в ходе игры) с простейшими, но самыми

характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.

Задача любого педагога, состоит в дифференцированном подходе развития каждого

дошкольника с учетом непрерывного процесса обучения и воспитания при подготовке

детей к труду с постоянным поиском наиболее совершенных путей трудового воспитания,

а, значит, и трудового самоопределения.

Создание условий для детского экспериментирования

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с эти мною оформлен центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности  детей. В центре имеется   разнообразное оборудование:

— различные емкости;

 — шприцы, трубочки; 

— увеличительные стекла, лупы;

— измерительные приборы; 

— компас, бинокль;

—  микроскоп;

— губка, пенопласт, поролон, и т.д.

Созданные условия  вызывали  повышенный  интерес к исследовательской деятельности у детей старшей группы (Приложение 3).

 

 

 

 

 

Разработка перспективного планирования

 экспериментальной деятельности с детьми. Условия реализации

 Для систематизации развивающей  работы с детьми по направлению составлен перспективный план работы для средней, старшей и подготовительной группы. Темы ознакомления с профессиями распределены с сентября по май.

 Изучая новую профессию, используем  следующий алгоритм:
• «профессия» (название и как называется человек данной профессии),

• «место работы» (здание, место),

• «материал для труда» (с чем работает),

• «форменная одежда» (во что одевается)

• «орудия труда» (чем работает человек),
• «трудовые действия» (что делает человек),

• «результат труда» (что получилось),

• «личностные качества» (какими качествами обладает)

• польза труда (кому это нужно).
            

Организация совместной образовательной деятельности воспитателя

с детьми и родителями

Мною была разработана система работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями.

Работу по формированию у детей представлений о труде взрослых  я провожу в процессе непосредственно образовательной деятельности, в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей и в процессе совместной деятельности с семьёй.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трём основным линиям:

- приближение детей к труду взрослых;

- приближение работы взрослых к детям;

- совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых. Это направление работы я осуществляю в процессе непосредственно образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии.

Непосредственно образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий, прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволило детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

Ознакомление детей с трудом взрослых также  происходит и в процессе изобразительной деятельности воспитанников: дети не только знакомятся с профессиями художник, скульптор, дизайнер, модельер, но и пробуют свои силы в этих видах деятельности. Изображение детьми представителей различных профессий также способствует  усвоению информации о труде взрослых.

Выполнение физических упражнений также было организуется в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом. Например, выполнение комплекса общеразвивающих упражнений «Строим дом», в котором символически воспроизводятся действия строителей, или «Летчики», в котором имитируются полеты самолетов (взлет, полет, посадка).

Совместно с музыкальным руководителем  в музыкальную деятельность включаются  игры-импровизации, например «Веселые шофёры», «Плыви, плыви, кораблик».

Знакомство с профессиями происходит в ходе формирования элементарных математических представлений, предлагается  посчитать, например, количество товаров у продавца, количество пациентов  у врача, количество ёлок у лесника и т.д.

Наиболее действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых  являются  наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают  наглядность и ясность получаемых представлений,  они способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого, поэтому  в процессе дальнейших бесед и занятий с детьми обязательно нужно уточнять, дополнять, закреплять сведения, полученные ими во время наблюдений.

 

 

Совместная деятельность взрослого и ребёнка. В этом направлении работы с детьми, я  придаю большое значение игровым технологиям, используя сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов дня, в свободной и совместной деятельности педагога и ребёнка.

Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.).

 В старшей группе игры усложняются. В играх показана работа различных учреждений (банк, магазин, аптека). У воспитанников совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, водителя, космонавта, шахтера, спортсмена, летчика). В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Например, в играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения, воспитанники учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх воспитанники пытаются изобразить профессии своих родителей. Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности

 

Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно

без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям

профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации

подразумевает:

-подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек,

связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

-создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях

и орудиях труда;

-подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке

изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-  подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный  перечень

рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

- подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»; 

- выпуск настенной газеты, посвящѐнной профессиям взрослых;

- оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

- оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

- материалы для сюжетно-ролевых игр.

Примеры материалов для оснащения профориентационной предметно-развивающей

среды приведены в приложении.

 

 

Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме, я пришла к выводу, что опыт  работы в данном направлении  эффективен для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой (методика « Маленький исследователь» Л.Н.Прохорова). Отмечается положительная динамика по всем критериям  овладения детьми старшего дошкольного возраста экспериментальной деятельностью.

Мониторинг позволяет говорить о создании определенной системы работы по организации развития экспериментальной деятельности старших дошкольников.

Применение экспериментирования также оказало влияние на:

  • повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • повышение уровня развития познавательных процессов;
  • совершенствование речевого развития старших дошкольников (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • развитие личностных характеристик воспитанников (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
  • углубление и расширение знаний детей о неживой природе;
  • повышение  компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной  активности старших дошкольников  в процессе  экспериментирования дома.

Убеждена, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому  стараюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько предлагать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительные  результаты диагностики степени устойчивости

познавательного интереса воспитанников

 

 

 

На третьем этапе был проведен мониторинг сформированности интегративного качества - проанализирована динамика формирования знаний

о труде взрослых у детей, которая доказала результативность использования

выбранных форм и методов работы, правильность их комбинирования и

актуальность использования.

 

Результаты проведенная диагностика свидетельствовали о правильности

выбранного направления. Повысился уровень представлений дошкольников

о труде взрослых, изменился уровень мотивационной зрелости в трудовой

деятельности и уровень трудовых умений детей.

Интеграция разных видов организации построения педагогического

процесса с детьми позволила повысить уровень социальной компетентности

дошкольников с учетом современных социокультурных потребностей

общества и современной педагогической реальности, что становится важным

фактором эффективного обучения, воспитания и позитивной их

социализации. Это дает возможность самореализовываться, самовыражаться,

способствует творческому подходу к педагогической деятельности, а

ребенку позволяет реализовать свои творческие возможности в

повседневной жизни.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод: работа по

формированию социальной компетентности дошкольников требует

высококвалифицированного уровня организации условий педагогического

процесса и тесного взаимодействия с родителями.

 

. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

 

 

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых  –

это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода

получения  воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных

формах работы и во взаимодействии педагогов  и родителей. Проводимая

профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к  важному выводу,

что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни. 

 

 

 

Примерный перечень

игрушек и ролевых атрибутов

для организации профориентационных

сюжетно-ролевых игр

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Куклы крупные и средние (девочки и мальчики).

Кукольные коляски, соразмерные куклам.

Комплект постельных принадлежностей для кукол.

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объѐмные муляжи).

Весы.

Касса.

Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расчѐска, фен).

Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины.

Спецмашины («Скорая помощь», пожарная).

Полицейский набор.

Набор «Железная дорога».

Водный, воздушный транспорт (корабль, лодка, само-лѐт, ракета).

Фуражка / бескозырка.

Штурвал на подставке.

Бинокль (подзорная труба).

Машины общественного транспорта.

Машины – строительная техника.

Каска строительная.

Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон.

Набор бытовой техники.

Набор музыкальных инструментов.

Примеры пословиц и поговорок

о работе и труде

Человек трудом велик.

Кто любит труд, того люди чтут.

Без дела жить – только небо коптить.

За один раз дерево не срубишь.

Всяк годится, да не на всякое дело.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Баловством хлеба не добудешь.

С разговоров сыт не будешь.

Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.

Муравей не велик, а горы копает.

Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.

Пчѐлка маленькая, а и та работает.

У плохого мастера и пила плохая.

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

 

Примеры скороговорок о содержании труда

Пѐтр в печке пѐк печенье,

Да перепѐк всю выпечку.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испѐк спозаранку.

Рубили дроворубы

Сыры дубы на срубы.

Шѐл Егор через двор,

Нѐс топор чинить забор.

Ткѐт ткач ткани на платье Тане.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Петя пилил пилой пень.

Сшит колпак, да не по-колпаковски,

Кован колокол, да не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Скоро, но не споро.

Грабли – грести,

Метла – мести,

Весла – везти,

Полозья – ползти.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.

Примеры считалок

с упоминанием профессиональной деятельности

На дрожжах поставим тесто,

Потеплей поищем место,

Тесто, тесто, подходи!

Пекарь, пекарь, выходи!

Чищу овощи для щей.

Сколько нужно овощей?

Три картошки, две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз-два-три, огонь зажжѐн.

Кочерыжка, выйди вон!

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам ракеты запускать.

Кто к отлѐту опоздал,

Тот в ракету не попал.

Чтоб лететь нам на планету.

Смастерили мы ракету.

Раз, два, три,

Полетишь сегодня ты!

Мы сейчас уху варили,

Посолить уху забыли.

Не солѐны караси.

Сбегай, соли принеси!

Шерсть чесать - рука болит,

Письмо писать - рука болит,

Воду носить - рука болит,

Кашу варить - рука болит,

А каша готова - рука здорова

 

Примерный перечень стихотворений

по теме «Профессии»

Барто А. В кошачьей неотложке. Жонглѐр. Котельная. Песня моряков. Штукатуры.

Доброта Н. Мамины профессии. Папины профессии. «Скорая помощь».

Елемьянова О. Врач. Музыкант. Портниха. Спортсмен. Столяр. Строитель. Уборщица.

Заходер Б. Слесарь. Повара. Шофѐр. Сапожник. Пере-плѐтчица. Портниха. Монтѐр. Строители.

Ладонщиков Г. Звездочка.

Маршак С. Мастер-ломастер. Пожар. Почта. Цирк. Как печатали вашу книгу.

Маяковский В. Эта книжечка моя про моря и про маяк. Кем быть?

Михалков С. Воздушные гимнасты. В парикмахерской. Дядя Стѐпа-милиционер. Жонглѐр. Канатоходцы. Фокусник. Холодный сапожник. А что у вас?

Мориц Ю. Билет на дачу. В цирке. Художник.

Мошковская Э. Вежливое слово. Капитан. Клоун. Кон-дитер. Пассатижи. Поэт. Про львов. Пускай они скучают. Руба-нок. Снежный поезд. Стрелочник. Я тоже буду шофѐром.

Олифирова Л. Кем хотите стать вы, дети?

Пожарова М. Маляр. Водитель. Воспитатель.

Родари Дж. Пожарный. Человек на подъѐмном кране. Шесть тысяч поездов. Чем пахнут ремѐсла? Какого цвета ре-мѐсла?

Собакин Т. Будущая профессия.

Усачѐв А. Поливальная машина.

Чертков С. Ветеринар. Доярка. Конструктор. Лѐтчик. Моряк. Музыкант. Парикмахер. Повар. Пограничник. Столяр. Фокусник. Художник

Чуковский К. Айболит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача».

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольникамив средней группе по развитию речи через ознакомление с трудом взрослых Тема: «Знакомство с профессией врача»....

Семинар «Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»

laquo;Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»...

Проект «Все профессии важны!» (Профориентация дошкольников через знакомство с профессиями родителей воспитанников)

(Профориентация дошкольниковчерез знакомство с профессиями родителей воспитанников) В рамках сетевого взаимодействия по модели детский сад – родители- социальные партнеры....

«Развитие речи дошкольников через ознакомление с трудом взрослых»

laquo;Развитие речи дошкольниковчерез ознакомление с трудом взрослых»...

Перспективное планирование по инновационной теме "Ранняя профориентация дошкольников посредством ознакомления с профессиями"

Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и ...

Ранняя профориентации дошкольников через реализацию проекта Профессия «Врач» для детей подготовительного дошкольного возраста

Ранняя профориентации дошкольников через реализацию проектаПрофессия «Врач»  для детей подготовительного дошкольного возраста...