Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады.
консультация

Сидорина Ольга Николаевна

Создать хороший социально-психологический климат в дошкольном учреждении, подобрать коллектив педагогов так, чтобы все воспитатели не только успешно справлялись со своей работой поодиночке, но и гармонировали между собой как личности, построили правильные взаимоотношения в коллективе - является большим искусством и большим педагогическим трудом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая совместимость как фактор эффективности совместной деятельности педагогической диады

Педагогическая диада – достаточно сложное явление. Отношения в педагогической диаде строятся на основе построения совместной педагогической деятельности, что требует согласования целей, задач, методов и средств.

Подбор воспитателей в диаду осуществляется администрацией дошкольных учреждений. Оптимальным критерием является принцип совместимости, что предполагает физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую совместимость.

Создать хороший социально-психологический климат в дошкольном учреждении, подобрать коллектив педагогов так, чтобы все воспитатели не только успешно справлялись со своей работой поодиночке, но и гармонировали между собой как личности, построили правильные взаимоотношения в коллективе - является большим искусством и большим педагогическим трудом.

Педагогическая диада характеризуется базовым противоречием между необходимостью выполнять совместную деятельность и большим весом эмоциональных отношений, которые далеко не всегда способствуют согласованию.

Данное противоречие разрешается вследствие профессиональных и личностных качеств педагогов.

Важно выделить критерии при подборе в педагогические диады воспитателей, так как от правильной расстановки кадров зависит эффективность совместной деятельности, работоспособность самих воспитателей, психологическое равновесие взрослых и психологическая атмосфера в группе для воспитанников

В диаде педагоги работают по принципу формального соответствия (опыт, образование и т. д), а межличностные отношения выстраиваются на основе соответствия личностных и индивидуальных характеристик субъектов. Таким образом, велик риск возникновения конфликтов в диаде воспитателей.

Конструктивные, доброжелательные отношения в диаде воспитателей, оптимизируют педагогический процесс, препятствуют психологическому выгоранию самих воспитателей и способствуют созданию благоприятного психологического климата.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что в педагогической диаде воспитателей огромную роль играет правильное построение межличностных отношений.

Общественные и межличностные отношения тесно связаны друг с другом. Г. М. Андреева подчеркивает в межличностных отношениях важнейшую специфическую черту – эмоциональную основу, которая складывается на основе определенных симпатий и антипатий друг к другу.

Чаще всего позитивные межличностные отношения благоприятно влияют на общение и совместную деятельность в целом. И наоборот, негативные межличностные отношения мешают общему делу. Задача любого руководителя так подобрать педагогическую диаду, чтобы их совместная деятельность была наиболее эффективной.

Наиболее важные критерии эффективности совместной деятельности постоянных педагогических диад приведены ниже. По каждому критерию начисляется  от 0 до 5 баллов. 0 баллов – самый низкий показатель, 5 баллов – самый высокий показатель.

Методика «Оценка эффективности деятельности педагогических диад»

1. Результативность образовательной деятельности (по результатам мониторинга детей)

2. Взаимодействие с родителями (оценивается три подкритерия, максимально начисляется 15 баллов).

A. Отсутствие конфликтов, жалоб

B. Удовлетворённость родителей работой воспитателей (для оценки используются  результаты анкетирования родителей)

C. Работа с родителями (совместные проекты, родительские собрания и.т.д).

3. Разработка методических материалов (разработка дидактических игр, картотек в соответствии с современными требованиями) (учитывается  и косвенное участие, например, один педагог разработал дидактическую игру, а второй так же ее использует на практике и.т.д.).

4. Участие детей в конкурсах (как внутри учреждения, так и городские, областные, всероссийские).

5. Методическая деятельность (методические разработки, публикации итд) 

6. Участие в конкурсах профессионального мастерства (учитывается  не только совместное участие в конкурсах, но и помощь в подготовке к конкурсу коллеге).

7. Инновационная деятельность (разработка и реализация проектов, социально-значимых акций ,оформление проекта, выставки работ, отчётная документация).

8. Участие педагога в в культурном досуге ДОУ (утренники, развлечения итд).

Количественная обработка результатов

Максимальное количество 50 баллов.

50 баллов высокая эффективность совместной деятельности,

30 – 20 – средняя эффективность совместной деятельности,

20-0 – низкая эффективность совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность совместной деятельности педагога и семьи.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Консультация для родителей "Эффективность совместной деятельности педагога и семьи в экологическом воспитание детей дошкольного возраста".

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

Тема: Эффективность совместной деятельности педагога и семьи в экологическом воспитание детей дошкольного возраста.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить...

«Проектная деятельность как одна из форм совместной деятельности педагогического коллектива и воспитанников детского сада в рамках реализации ФГОС ДО»

Проектная деятельность в  детском саду занимает важное место в  совместной деятельности педагогов ДОО,  так как  она является  одной из  наиболее эффективных форм организ...