Проект «Верните память!», посвященный Дню окончания Второй мировой войны на Южном Сахалине и Курильских островах
проект (подготовительная группа)

Жманкова Елена Андреевна

Методическая разработка досуговой деятельности «Верните память!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

Муниципальный конкурс методических разработок

по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста среди дошкольных образовательных учреждений Корсаковского городского округа

Методическая разработка

досуговой деятельности

«Верните память!»

Тема: Проект, посвященный Дню окончания Второй мировой войны на Южном Сахалине и Курильских островах.

Номинация: «Досуговая деятельность».

Автор:

музыкальный руководитель

Жманкова Елена Андреевна

Корсаков

2020

Оглавление

Аннотация        3

Введение        4

Основная часть        5

Сценарий праздника «Верните память!»        7

Заключение        12

Используемая литература:        13

Приложение        14

Аннотация

В данной методической разработке представлен проект по формированию у дошкольников интереса к историческому наследию родного края, воспитанию любви к своей «малой» Родине, ее замечательным людям, чувства национальной гордости, национального самосознания.

Данный проект будет полезен музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений в целях воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ гражданственности, патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к своей семье, уважение к истории Родного края, его культурным ценностям, связанным с историей Великой Отечественной войны.

Введение

Любовь к своей Родине — нравственный ориентир, который во многом определяет личность. И начинать воспитывать это чувство необходимо с ранних лет жизни, только тогда патриотизм станет неотъемлемой частью духовного мира человека, достойного гражданина страны. Для реализации такой глобальной стратегии личностного роста в рамках программ дошкольной системы образования ведётся целенаправленная работа, регулируемая ФГОС, по воспитанию чувства патриотизма у дошкольников.
Патриотизм — это социальное свойство характера, определяющееся привязанностью ко всему, что связано с краем, где человек появился на свет и вырос. Нравственно-патриотическое воспитание — это совокупность мероприятий, главная цель которых заключается в системном воспитании у граждан любого возраста национального самосознания, а также чувства ответственности по отношению к Родине, её благоустройству и безопасности.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Детство — каждодневное открытие мира, и поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Дети с 5 до 6 лет находятся в процессе закладывания и формирования ориентиров личности, что позволяет наиболее эффективно проводить воспитательную работу.

Известный советский филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН Д.С. Лихачёв говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории — основа, на которой и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Главное задание практической реализации системы патриотического воспитания заключается в том, что маленьким гражданам нужно привить любовь к своему городу, улице, на которой живёт малыш; чувство особой гордости за историю своей страны; уважение к культурному багажу предыдущих поколений; толерантность к разным чертам национального характера; самоуважение, которое является неотъемлемой частью самосознания гражданина; уважительное отношение к представителям других народов, а также своим сверстникам, родным и окружающим людям.
Патриотическое воспитание также включает работу с родителями (например, совместная подготовка тематических утренников или проектов, выставок, поделок) и работниками местных культурных центров (например, подключение сотрудников местного музея для проведения экскурсии).

Основная часть

Цель: Формирование у детей патриотического сознания;

воспитание подрастающего поколения в духе верности Отечеству. 

Задачи:

1. Формирование у дошкольников уважения к памяти людей, отдавших свою жизнь за наше светлое будущее .

2. Воспитание чувства гордости за свой народ и страну.

3. Закрепление знаний детей об исторических событиях.

Участники проекта:

Музыкальный руководитель,

Воспитатели старших групп,

Родители,

Дети –двух старших групп: 5-6 лет.

Направление: культурно-историческое.

Сроки реализации проекта – две недели.

Тип проекта:

по числу детей – групповой, разновозрастной (принимали участие дети двух старших групп);

по доминирующему методу – игровой, творческий;

по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

по продолжительности – средней продолжительности.

Интеграция с другими образовательными областями:

Музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.

Предварительная работа:

Экскурсии на площадь Ленина к обелиску морякам-тихоокеанцам, погибшим при освобождении города Корсакова.

Посещение с родителями  «Площади Славы» в Южно-Сахалинске.

Комплексные и тематические занятия «Расскажите нам о войне!»

Беседы, рассказы о героях и защитниках Сахалинских  и Курильских островов.

Просмотр репродукций и картин, фотографий, хроники военных лет.

Оформление фотостенда «Наше детство – без войны!».

Оформление выставки рисунков детей.

 Прослушивание, разучивание песен и стихов о военном времени.

Материалы и оборудование:

Музыкальный центр, фортепиано, проектор, компьютер, экран, фотоаппарат.

Оформление центральной стены: в центре композиции  обелиск героям- освободителям, изображения Российского флага,  Георгиевская лента, красная звезда, салюты, вазоны с цветами.

Действующие лица и исполнители: ведущий, Моряк, дети.

Детские костюмы: пилотки, фуражки, каски, бескозырки, элементы матроской формы, элементы костюма военной медсестры.

Атрибуты: детская военная палатка, автоматы, котелки, морской канат, разноцветные флажки, шипованные резиновые мячи («мины»), живые и искусственные цветы, бинокль, якорь.

Используемый материал и музыкальный репертуар:

Сценарий праздника «Верните память!»

Песенный репертуар:

«Марш Победы»;

Песня «Верните память», музыка и слова М. Захаровой в исполнении Наргиз;

Демонстрация презентации «Победа на островах» о Героях Сахалинской области и краткий рассказ о них;

Песня «Моя Россия», музыка  Г. Струве, слова В. Шестаковой;

Танцевальная композиция «Снегири» на песню Ю.Антонова;

Танец «Яблочко», музыка Р.Глиэра;

Игра-аттракцион «Перетяни канат»;

Игра - аттракцион  «Рота, подъем!»;

Песня «Наша Родина сильна» музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной;

Игра «Проверено - мин нет!»;

Демонстрация слайдов военной техники, времен ВОВ.

Песня «Славный День Победы» музыка и слова М.Басовой;

Песня «День Победы» музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова.

Сценарий праздника «Верните память!»

Ход мероприятия.

Дети заходят в зал с цветами и флажками под «Марш Победы». (Торжественное построение).

Дети:

Сегодня День Победы!

Ликует, празднует народ.

И ветераны на параде

Встречаются из года в год.

Они идут под марш Победы

И со слезами на глазах

Вспоминают свою юность,

И павших в яростных боях.

Мы, ребята, не знаем войны,

Но подвиг святой мы не забудем

И, чтобы люди помнили о нем,

Передавать из поколения в поколение будем!

Каждый год в честь праздника Победы

Мы приходим к вечному огню

Почтить память тех, кто смертью храбрых

Пал в последнем огненном бою.

Мы приносим красные гвоздики

С нежной благодарностью от нас

И хотим им низко поклониться

В этот радостный и грустный час.

Ведущий: Давайте возложим цветы к нашему обелиску в память о погибших воинах - освободителей  и мирных жителей.

Звучит песня «Верните память!»,

музыка и слова М. Захаровой в исполнении Наргиз.

Ведущий: Ребята, сегодня мы отмечаем День освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов.

9 мая 1945 года отпраздновали Победу в ВОВ, отгремели праздничные салюты, но на Дальнем востоке только предстояла война с Японией, с мая мчались эшелоны с войсками и боевой техникой на Сахалин и Курильские острова. Победа досталась нам дорогой ценой, погибли более 2 тысяч человек. Много героев отдали свои жизни во имя победы над врагом, среди них:

Демонстрация презентации «Победа на островах»

о Героях Сахалинской области и краткий рассказ о них;

Многие улицы, города нашего острова названы в честь героев –освободителей - это Антон Буюклы, Леонид Смирных, Александр Матросов, Петр Ильичев, Степан Савушкин и др.

Ведущий: Герои наши! Мы вас вечно помнить будем!

Потомки ваши - дети, правнуки и внуки

Вам кланяются низко до земли!

Давайте поклонимся и почтим минутой молчания всех погибших в этой страшной войне.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

вместе: НИКТО НЕ ЗАБЫТ

              И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!

Дети: Благодарим солдаты вас

За жизнь, за детство, за весну,

За пение птиц и тишину,

За мир, в котором мы живем!

Песня  «Моя Россия»,

музыка Г. Струве, слова В. Шестаковой;

Дети:

1.Гордые обелиски.

Горестные холмы.

Сколько родных и близких

Не досчитались мы.

2.Мы становимся старше,

Молоды также Вы.

«Вечная память павшим»....

Вечная боль - живым!

3.Спите, герои наши!

Помнит о Вас народ.

Вечная память павшим....

Ради тех, кто живет. (Ю. Николаев).

 

Ведущий: Мир солдаты защищали,

Жизнь они за нас отдали,

Сохраним в сердцах своих

Память светлую о них!

Танцевальная композиция «Снегири» на песню Ю. Антонова

Ведущий: Смотрите, в бескозырке белой

К нам направляется моряк!

Идет он важно, гордо, смело,

Вот в наш бы сад таких ребят!

Звучит марш, входит моряк,

Исполняет песню «Бескозырка».

Моряк:

- Здравствуйте, ребята!

Я сегодня в увольнении

И хочу потанцевать.

Разрешите мне, ребята,

С вами «Яблочко» сплясать!

Ведущий: 

Эй, ребята-моряки,

Выходи на палубу!

Капитан (ребенок):

Вот корабль плывет по морю,

Обгоняя все кругом.

И морские волны бьются,

Ты прощай, родимый дом!

Дети-моряки:

Якоря на ленточках

Вьются за спиной,

Мы вернемся вечером,

Ждите нас домой!

Капитан: Поднять флаг!

Дети-моряки: - Есть поднять флаг!

Капитан: Поднять якорь!

Дети-моряки: -Есть поднять якорь!

Капитан: Дать сигнал!

Дети-моряки: -Есть дать сигнал!

Капитан: Полный вперед!

Дети-моряки: -Есть полный вперед!

Капитан: На пляску становись!

Танец «Яблочко», музыка Р.Глиэра.

Моряк: 

Стать настоящим моряком

Вам хочется, ребята?

Ну, тогда команда «встать!»

И вперед, к канату!

Игра-аттракцион «Перетяни канат».

 Моряк: 

Сон солдата крепок,

Снится мирный дом.

Только вдруг команда:

«Рота, всем подъём!»

Нужно быстро -быстро встать,

Штаны, фуражку надевать,

Взять автомат и честь отдать!

Игра - аттракцион  «Рота, подъем!»

(в центр зала ставится детская военная палатка).

Ведущий:

 Грозно танки в бой идут

солдаты нас не подведут.

С боем города берут

песню весело поют.

Песня «Наша Родина сильна»,

музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Моряк:

Наши смелые саперы

Разминируют все поле,

Кто у нас тут самый смелый?-

Принимаемся за дело!

Игра «Проверено - мин нет!»

Ведущий: Отгремела война. На землю пришел мир. И каждый год 2 сентября проходят на параде военная техника, танки, пушки, российские войска и ветераны.

Демонстрация слайдов военной техники, времен ВОВ.

Дети:

Спасибо героям! Спасибо солдатам!

Что мир отстояли тогда, в сорок пятом.

Вы кровью и потом добыли победу.

Вы молоды были, сейчас - уже деды.

Мы эту победу во век не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!  

Ведущий: 

Пусть будет мир на нашей планете

И смеётся всегда детвора.

Так давайте же дружно и громко

В честь Победы все крикнем «УРА»! «УРА»! «УРА»!

 Песня «Славный День Победы»,

музыка и слова М. Басовой.

Ведущий: 

Трубы громкие поют

воинам-победителям ...все: Салют! Салют! Салют!

В море корабли плывут

морякам-тихоокеанцам ...все: Салют! Салют! Салют!

На земле и мир и труд-

Всем мирным жителям... все: Салют! Салют! Салют!

Моряк: 

Внимание! Внимание!!!!

Приглашаю всех ребят

на военный наш парад!!!

Под песню «День Победы»,

(музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова),

дети строем шагают по залу, моряк возглавляет торжественное шествие. (Аплодисменты)

Заключение

Патриотизм — это то чувство, воспитанием которого нужно заниматься с самого детства.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с историей родного края. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка различных песен, танцев,  игр, инсценировок (на развитие двигательных и музыкальных способностей), дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать, импровизировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. 

Используемая литература:

1.Абсалямова А. Г. Концепция регионального содержания дошкольного образования. Уфа: БГПУ, 2006

2.Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада.-М.:Просвещение.1987

3.Гасанова Р. Х. Земля отцов. Программа – руководство. Уфа: БИРО, 2004.

4.Горячев А. В. Проектная деятельность в образовательной системе “Школа 2100” // Журнал “Начальная школа. Плюс: до и после”, 2004, № 5.

5.Дмитриева, В. Г. Патриотическое воспитание дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 3.

6.Логинова, Л. В., Глаголева, С. А., Холина, Н. И. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. – № 1.

7.Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Редактор-составитель Н. А. Арапова-Пискурева — М.,2005.

8.Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Лика-Пресс, 2003

9.Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей Автор: Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Год выпуска: 2008. Издательство: АЙРИС-пресс

10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство: Мозайка-синтез Год: 2010

11.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.: АРКТИ, 2005.

12.Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. — М.:АРКТИ. 2006

 

Приложение

Песня «Славный День Победы»

Слова и музыка М. Басовой

  1. Этот праздник светлый в мае

Отмечает вся страна.

Каждый помнит, каждый знает,

Как закончилась война.

Припев:

В этот славный День Победы

Мы «спасибо»  скажем дедам.

Будем Родину любить,

Той войны нам не забыть!

  1. Все друг друга поздравляют,

Слышны песни там и тут.

В синем небе звезды тают-

Это праздничный салют!

  1. Будем помнить эту дату,

Пронесем через года.

Подвиг русского солдата

Не забудем никогда!

Песня «Моя Россия»

музыка  Г. Струве, слова В. Шестаковой;

  1. У моей России белые косички,

У моей России светлые реснички.

У моей России голубые очи,

На меня, Россия, ты похожа очень!

Припев:

Солнце светит, ветры дуют,

Ливни льются нал Россией,

В небе радуга цветная-

Нет земли красивей!

  1. Для меня Россия - белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня, Россия, всех всего дороже.

До чего на маму ты мою похожа!

  1. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами,

Ведь Россия наша - это я с друзьями!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "День памяти второй мировой Войны" "День памяти и скорби" День поселка"

Сейчас актуальна работа по проектированию непосредственно образовательной деятельности в различных образовательных областях, с использованием различных развивающих методик, что дает совершен...

Долгосрочный проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».

Проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».Тип проекта: поисковый, информационно-творческий. Продолжительность: ноябрь...

Проект, посвященный 77-летию Победы над фашизмом во Второй Мировой Войне. «77 лет Великой Победе».

Все больше и больше становится временной разрыв от этой памятной даты. Современным детям все сложнее понять значимость этого праздника; значимость многих слов, понятий, связанных с ВОВ; сложно предста...

День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом

День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областного конкурса «Разработка конспекта "

Конспект  интегрированнойнепосредственной образовательной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста"Малые народности Сахалина и Курильских островов"в рамках проведения областн...

Презентация "День окончания Второй мировой войны"

Презентация для детей подготовительной группы...

Патриотический проект "Роль животных во Второй мировой войне"

Проект: “Роль животных во Второй мировой войне”Авторы проекта: педагоги ГБОУ  “Школа на Яузе” ДО №1 Аданькина Н.В., Гарипова Е.В.Информационная карта проекта:Тип...