«Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»
консультация

Соколова Ирина Александровна

«Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье.  Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношении, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени и ли раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_semeynoe_chtenie.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №7 «Радуга»

Кулундинского района Алтайского края

Подготовила: Соколова Ирина Александровна

воспитатель 1 квалификационной категории 

с. Кулунда – 2022 год

 «Семейное чтение как средство духовно – нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье.  Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношении, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени и ли раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:

 совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

 совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснение непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями и пр.;

 семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;

 после чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересовать собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представлений семейного рода;

 чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребёнком о прошлом.

Если воспитатель намерен возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребёнка;

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;

3) читать сказку может сам ребёнок или кто-то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;

4) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;

6) порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребёнок «застрял» на чем-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;

7) если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка, бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;

8) если ребёнок попросил вас м назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно; выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко тронуло?

Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребёнку необходимость просить прощения после совершенного необдуманного поступка или сказанного им обидного слова в адрес бабушки, которая о нем заботится? Беседа, выговор, увещевание? А не лучше ли прочитать сказку духовно-нравственного содержания, например эту: «Как так: нет сердца?»…

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра-драматизация. Ребёнок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев. Вот почему многие сказки написаны автором в двух вариантах. Вариант сценария для кукольного или иного представления поддерживает интерес детей к сказке, а родители могут принять участие в игре-драматизации, взяв на себя роль одного из героев, помочь сделать кукол.

Необязательно готовить персонажей сказки для театра «бибабо», где кукла перчаткой надевается на руку. Можно сделать героев сказки из картона, бумаги, слепить из глины. Могут пригодиться и старые коробочки из-под лимонных долек, надо только наклеить снаружи картинку с изображением героя. Не умеете рисовать – сделайте театр вязанных игрушек. Не умеете вязать – пусть героями сказки станут старые флаконы из-под одеколона, дезодоранта, духов. Надо только залить внутрь прозрачных флаконов жидкость разных цветов, чтобы «наряды» были разноцветными, а под крышечку можно надеть богатый воротник или приклеить поля к «шляпе». Можно вместе с ребёнком сделать декорации подземного или подводного царства, оформить при помощи пластилина на фанерном листе поле, луг, лес.

Игра-драматизация позволит семье и поиграть, и помастерить из природного или другого материала, и пообщаться.

Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свою сказку-спектакль всех членов семьи – и взрослых, и детей.

Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку «примерить на себя» образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, вины, удовлетворения от взаимопомощи.

Приёмы работы со сказкой могут быть разнообразными:

- обсуждение поступков героев;

- создание рисунков по мотивам сказки или поделок;

- активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

- проигрывание эпизодов сказки;

- проигрывание вариантов решения ситуаций.

Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, и средство духовно-нравственного воспитания личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конскультация для родителей СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, ...

«СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ»

Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и...

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи.

Консультация для родителей. Важная роль в воспитании молодого поколения, формирование у него системы нравственных ценностей и орентиров принадлежит семье. Домашнее чтение - одно из средств духовно-нра...

Методическая разработка «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».

Выступление на педсовете«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личностии духовного обогащения семьи»....

Доклад на тему: «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи»

Памятка для родителей«Как правильно организовать семейное чтение?»при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и с...