Проект по гармонизации межнациональных отношений «Мозаика культур»
проект (старшая группа)

Мищенко Ольга Ивановна

Проект «Мозаика культур» разработан для детей старшего дошкольного возраста. С помощью проекта мы планируем подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности, к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mozaika_kultur.docx743.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47,е-mail: dsalenkiy@nadym.yanao.ru

ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233, ИНН/КПП 8903034333/890301001

Проект

по гармонизации межнациональных отношений

«Мозаика культур»

Авторы-разработчики:

Плишкина О.В., заместитель по учебно- воспитательной работе,

Яхина Н.Л., музыкальный руководитель Мищенко О.И., инструктор по

физической культуре

Надым, 2021

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………..

3

Цель и задачи проекта……………………………………………………

4

Этапы реализации проекта………………………………………………

5

Содержание работы по проекту…………………………………………

7

План реализации проекта………………………………………………..

8

Ресурсы, необходимые для реализации проекта……………………….

11

Ожидаемые результаты………………………………………………….

13

Список литературы………………………………………………………

14

Пояснительная записка

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия.

Организация объединенных наций в своих основополагающих документах рассматривает воспитание людей в духе мира и дружбы между народами как важную цель системы воспитания и образования. В статье 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами» [3, с. 48]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что «стандарт направлен на решение нескольких задач, одна из которых - «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей» [10, с. 34].

Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребенком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребенка к истории, традициям, обычаям своего народа, родители, взрослые и педагоги вводят его в мир богатой народной культуры. Эта идея легла в основу проекта по гармонизации межнациональных отношений у дошкольников посредством ознакомления с культурой разных национальностей нашей Родины.

На сегодняшний день образовательные учреждения характеризуются богатым национально-языковым колоритом. Многонациональное окружение входит в жизнь ребенка посредством иноязычной речи, разнообразием имен, многообразием национальных культур и различием внешних данных. Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время имеется проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Многонациональность в ДОУ также вызывает определенные трудности у педагогов. Методических разработок по воспитанию у детей нравственных ценностей в настоящее время достаточно, но не всегда они несут в своем содержании региональный компонент приемлемый для работы с дошкольниками.

Именно социальная потребность, пробелы в работе по воспитанию толерантности у детей побудили нас начать разработку проекта по гармонизации межнациональных отношений у дошкольников. Миссия детского сада заключается в распространении идей толерантности в образовательной среде, вовлечение педагогов, родителей и детей в работу по проекту.

Проект «Мозаика культур» разработан для детей старшего дошкольного возраста. С помощью проекта мы планируем подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, к воспитанию толерантности, к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Данный проект необходим:

  • воспитанникам: для успешной адаптации в современном микрокультурном социуме.
  • педагогам: для повышения профессиональной компетентности в вопросах толерантного воспитания дошкольников, формирования единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи, формирования благоприятного психологического микроклимата в группе ДОУ.
  • родителям: данный проект даст возможность участвовать в планировании и реализации работы по толерантному воспитанию детей в качестве равноправных участников образовательного процесса, будет способствовать установлению благоприятного психологического микроклимата в семье.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: создание условий для формирования толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений у дошкольников через приобщение к культуре разных национальностей большой и малой Родины в условиях дошкольного учреждения.

Задачи проекта:

  1. Расширить социальные представления об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста, формируя у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
  2. Выстраивать познавательный процесс в обоюдно увлекательной и интересной форме у участников проекта, в ходе знакомства с культурой и традициями разных народов непосредственного представителя нации, носителя языка.
  3. Способствовать воспитанию любви и уважения к своей Родине, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям.
  4. Формировать у педагогов умений толерантного взаимодействия и навыков создания толерантной среды в детском саду.
  5. Организовать партнерские отношения между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.
  6. Формировать у дошкольников способности предупреждать конфликты и учить разрешать их ненасильственным путем.

Стратегия достижения поставленной цели и задач:

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, музыкальную, двигательную, театрализованную деятельность, через организацию праздников и развлечений.

Оказание профессиональной помощи воспитателям, консультативной и практической помощи родителям будет обеспечиваться организацией мероприятий, на которые будут приглашаться различные специалисты.

Вид проекта: информационно – познавательный, творческий.

Сроки реализации: долгосрочный 2021-2022гг.

Участники: дети дошкольного возраста, педагоги, родители ДОУ, социальные партнеры.

год).


Этапы реализации проекта

I этап: организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь 2021

Содержание        этапа:        изучение        литературы        по        данной        теме,

тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, совместное составление плана работы по проекту.

Цель: изучить опыт работы разных детских садов по формированию толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Провести мониторинг по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей).
  2. Систематизировать информационные и дидактические материалы о национальностях: селькупы, ненцы, ханты, русские, татары, азербайджанцы, грузины, белорусы, казахи.
  3. Оформить картотеку занятий, бесед, сценариев праздников и развлечений, народных игр.
  4. Пополнить предметно-развивающую среду ДОУ и мини-музея

«Радуга народных промыслов» методическими пособиями, атрибутами, предметами с национальными росписями, игрушками, изделиями русского народного творчества, куклами в национальной одежде, костюмами и др.

  1. Заключить договора о сотрудничестве с центром национальных культур, библиотекой и школой искусств.
  2. Составить рабочий план и распределить обязанности по проекту.
  3. Разработать тематические краткосрочные проекты о России, Казахстане, Татарстане, Башкирии, Чувашии, малой Родине - Ямале (знакомство с обычаями и традициями).

Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая, методическая готовность участников образовательного процесса к реализации проекта.

  1. этап: основной этап (ноябрь 2021 - апрель 2022)

Содержание этапа: внедрение проекта в образовательную практику.

Цель: Включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мероприятий в рамках проекта.

Задачи:

  1. Включить всех участников проекта в деятельность по формированию толерантной культуры и гармонизации межнациональных отношений.
  2. Формировать у дошкольников позитивное отношение к окружающему миру и культуре своего народа, народов других республик РФ, коренных народов Ямала.
  3. Повышать у участников проекта (педагогов и родителей) уровень компетентности в вопросах формирования у детей толерантной культуры.

Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация мероприятий проекта.

  1. этап: рефлексивно-презентационный (май 2022г.)

Содержание этапа: анализ результатов по реализации педагогического проекта. Тестирование педагогов, анкетирование родителей, диагностическое обследование толерантности детей, анализ проведенных мероприятий, выступление на педагогическом совете, определение дальнейших перспектив данного проекта, публикация статей о результатах проектной деятельности.

Цель: оценить эффективность реализации проекта.

Задачи:

  1. Обобщить и структурировать материалы по ознакомлению с культурой разных национальностей, формированию толерантной культуры дошкольников 5-7 лет.
  2. Провести мониторинг уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, воспитателей).
  3. Обобщить опыт по реализации проекта (методический кейс, публикации в СМИ).
  4. Определить перспективы дальнейшей деятельности.

Ожидаемый результат – выявлена положительная динамика сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса, разработан методический кейс по реализации проекта, обобщен опыт реализации проекта, определены перспективы дальнейшей деятельности в рамках проекта.

Работа по реализации проекта основывается на следующих принципах:

  1. Принцип субъективности. Требует опоры на самостоятельную активность ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения в отношениях с другими людьми.
  2. Принцип адекватности. Требует соответствия содержания и средств воспитания, ориентирован на реальные отношения, складывающиеся между детьми, родителями, педагогами.
  3. Принцип рефлексивной позиции. Предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках.
  4. Принцип индивидуализации. Предполагает определение индивидуального подхода при воспитании сознания и поведения.
  5. Принцип создания толерантной среды. Требует формирования в детском саду гуманистических отношений, основывающихся на праве каждого иметь своеобразное отношение к окружающей среде, самореализацию в разных формах.

Содержание работы по проекту

  1. блок – Приобщение к культуре наиболее многочисленных народов России: русских, татар, башкиров.
  1. Знакомство детей с национальным бытом народов.
  2. Знакомство детей с народным фольклором народов (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
  3. Знакомство с традициями и праздниками.
  4. Знакомство с народным искусством.
  5. Знакомство с играми народов России.
  1. блок – Приобщение к культуре народов Ямала.
  1. Знакомство детей с национальным бытом народов.
  2. Знакомство детей с народным фольклором народов (сказки, песни, частушки, пословицы, поговорки и т.д.).
  3. Знакомство с традициями и праздниками.
  4. Знакомство с народным искусством.
  5. Знакомство с играми народов Ямала.
  1. блок – «Мы разные, но мы едины».

Фестивали, развлечения, праздники, способствующие объединению культур разных народов России.

План реализации проекта

Этапы работы

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

Ожидаемый результат

Организационно- подготовительный

Изучение методической литературы, опыта работы по формированию толерантной        культуры        и гармонизации межнациональных

отношений у дошкольников

Сентябрь 2021

Заместитель заведующего по УВР, старший

воспитатель, воспитатели

Методический кейс

Анкетирование родителей, педагогов

Сентябрь 2021

Педагог- психолог Воспитатели

Результаты

анкетирования, аналитическая справка

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Сентябрь 2021

Воспитатели Педагог- психолог

Результаты

анкетирования, аналитическая справка

Презентация        проекта, информирование родителей о проекте

Октябрь 2021

Заместитель заведующего по УВР, старший

воспитатель, воспитатели

Готовность участников

образовательного процесса к

реализации проекта

Разработка картотеки «Подвижные игры разных народов»

Октябрь 2021

Инструктор по

физической культуре

Разработана картотека

Подбор музыкальных произведений народов Ямала, народов России

Октябрь 2021

Музыкальный руководитель

Картотека музыкальных

произведений

Основной

Праздник «Березки России»

Сентябрь 2021

Музыкальный руководитель

У детей формируется устойчивый

интерес к истокам

русской народной культуры

Семинар-практикум для   педагогов

«Формирование основ толерантной культуры личности дошкольника, педагога и родителя»

Ноябрь 2021

Заместитель заведующего по УВР, старший

воспитатель, воспитатели

Педагоги повысят свои компетенции по формированию толерантной культуры у

дошкольников, созданию

толерантной среды в детском саду

Спортивно-познавательное

мероприятие, посвященное Дню народного единства для детей

старшей и подготовительной групп

Ноябрь 2021

Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей расширится представление о национальных праздниках, будет формироваться толерантность к представителям

других национальностей

Тематическое занятие ко Дню толерантности «С любовью к людям»

Ноябрь 2021

Воспитатели

У детей формируется толерантность к представителям других

национальностей

Участие в Празднике национальных культур и традиций среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений

Надымского района «Дружат дети на планете»

Декабрь 2021

Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей формируется духовно- нравственное

отношение, чувства сопричастности и любви к малой родине, культурному наследию народов

Ямала

Неделя русской культуры:

  • знакомство с устным народным творчеством (фольклором), традициями и обычаями русских;
  • знакомство с народными играми русских;
  • знакомство с национальным бытом и народным искусством.

Январь 2022

Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей расширится представление о русской культуре

Круглый стол для родителей

«Воспитание толерантности в семье»

Январь 2022

Заместитель заведующего по УВР, старший

воспитатель, воспитатели

У родителей формируется убежденность и потребность

строить

взаимоотношения с детьми на основе принципов толерантности

Тематическая неделя Татарской национальной культуры:

  • знакомство с устным народным творчеством (фольклором), традициями и обычаями татар;
  • знакомство с народными играми татар;
  • предметы татарской национальной одежды.

Февраль 2022

Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям

других национальностей

Спортивный досуг «Игры народов России» для детей старшей и подготовительной групп

Февраль 2022

Инструктор по физической культуре

У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться

толерантность к представителям

других национальностей

Выставка        рисунков        тему:        «Мы разные, но мы вместе»

Февраль 2022

Воспитатели

У детей будет формироваться толерантность к представителям других

национальностей

Неделя народов Ямала:

-«Театральная игра «Каслание»;

  • Музыкально-театральная игра

«Оленевод – профессия героическая»;

  • Занятие-путешествие «Чум»;
  • Ручной труд «Аргиш»;
  • Инсценировка сказки «Айога»;
  • «Северные тайны» - знакомство с легендами и мифами корреных жителей Ямала.

-Фольклорный праздник встречи весны народов Ямала «Вороний день»

Март 2022

Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей формируется духовно- нравственное

отношение, чувства сопричастности и любви к малой родине, культурному наследию народов Ямала

Творческая мастерская для детей и родителей «Изготовление кукол в национальных костюмах»

Март 2022

Воспитатели

У детей и родителей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям других

национальностей

Тематическая неделя «Народная культура и традиции народов республики Башкортостан»:

  • знакомство с устным народным творчеством (фольклором), традициями и обычаями башкир;
  • знакомство с народными играми башкир;
  • предметы башкирской

национальной одежды, знакомятся с башкирским орнаментом (тюльпан, рог, лист).

Апрель 2021

Воспитатели Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре

У детей расширится представление о культуре народов России, будет формироваться толерантность к представителям

других национальностей

Фестиваль «Сказки народов России»

Апрель 2022

Воспитатели Музыкальный руководитель

У детей расширится представление о культуре народов России

Рефлексивно-презентационный

Диагностика сформированности у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к действительности

Май 2022

Психолог

Аналитическая справка по результатам диагностики

Анкетирование родителей

Май 2022

Педагог- психолог Воспитатели Родители

Аналитическая справка по результатам

анкетирования

Трансляция опыта реализации проекта в районных СМИ:

«Телерадиокампания Надым», общественно-политическая газета

«Рабочий Надыма»;

-Распространение опыта реализации проекта на региональном уровне

через профессиональные электронные журналы

На

протяжении реализации проекта

Заместитель заведующего по

УВР,

музыкальный руководитель, инструктор по физической

культуре, воспитатели

Трансляция опыта реализации проекта Публикации в

печатных и электронных СМИ

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

№ п/п

Наименование ресурса

Направление деятельности

1

Кадровые:

Заведующий

Заместитель заведующего по УВР

Музыкальный руководитель

Инструктор        по        физической культуре

Воспитатели

Педагог-психолог

Осуществляет общее руководство, координирует деятельность всех сотрудников

Осуществляет помощь, контроль, руководство реализации проекта

Знакомит детей с народным фольклором: с музыкой, песнями, танцами разных народов, организует праздники, развлечения

Знакомит с играми народов России и народов Севера.

Выполняют мероприятия по реализации проекта, мониторинг развития ребенка, работу по сотрудничеству с родителями

Принимает участие в подготовке мероприятий, проводит тренинговые занятия с участием детей и родителей для развития эмоциональной и личностной        сферы;        диагностическая, просветительская работа с родителями

2

Информационные:

интернет-сайт        - http://alenkiytsvetochek- nadym.ru/

группа        в        ВК        - https://vk.com/club190208608

Используются        для        освещения        мероприятий        и отчетов по реализации проекта

3

Методические:

Технологии

Технология «Музейная педагогика» - приобщение детей к культуре и традициям своего народа, народов других национальностей, расширение кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Технология «Проектная деятельность» - формирование у детей активной познавательно – исследовательской деятельности в освоении окружающего мира и норм социальной культуры.

Информационно-коммуникативные технологии - развитие творческих способностей ребенка, обогащение        интеллектуальной        сферы, дополнительная мотивация обучения.

4

Социальные

Филиал МБУК «Надымская ЦБС» – Библиотека семейного чтения

Филиал Муниципального бюджетного учреждения культуры «Надымская

районная клубная система» - Центр национальных культур

МБУ ДО «Детская школа искусств № 1 г. Надыма»

Оказание        помощи        в        подборе        необходимой литературы, организации выставок

Организация        совместных        мероприятий        согласно плану сотрудничества

Организация        совместных        мероприятий        согласно плана по преемственности

5

Материально-технические

  1. Демонстрационный материал «Народы России и ближнего зарубежья».
  2. Изделия декоративно-прикладного искусства разных народов.
  3. Куклы в костюмах разных национальностей.
  4. Создание интегрированного игрового пространства; специально организованных развивающих центров для воспитанников в возрастных группах; информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников; оснащение развивающего пространства информационным развивающим комплексом для дошкольных организаций.
  5. Компьютерная техника, проекторы и др.

Ожидаемые результаты

  1. Положительное отношение всех участников к реализации данного проекта.
  2. Участие родителей в проводимых мероприятиях.
  3. Успешное усвоение детьми навыков основных черт толерантной личности, толерантного отношения друг к другу, положительный психологический климат в группе. Повышение уровня знания о культуре народов России и малой Родины - Ямала.
  4. Заинтересованность педагогов ДОУ в толерантном воспитании дошкольников. Повышение профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников посредством инновационных технологий –метода проектов и музейной педагогики.
  5. Успешное развитие воспитанников ДОУ, формирование таких качеств как отзывчивость, справедливость, скромность; волевых качеств – умения ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.

Повышение уровня знаний детей о традициях своего народа, его ценностях, а также понимания и уважения к другим народам малой Родины, их культуре и обычаям, снижение уровня агрессивности детей. Совершенствование знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, кухне, подвижных играх.

  1. Повышение авторитета родителей, их самооценки, профессиональной компетентности и мастерства среди педагогов по формированию основ толерантной культуры у дошкольников.
  2. Обобщение опыта работы МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма» по формированию толерантной культуры у дошкольников 5-7 лет посредством ознакомления с культурой разных национальностей.
  3. Разработка педагогической модели формирования толерантности в детском саду.
  4. Повышение уровня этнического самосознания педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Аджиева Е.М. Этнопедагогические и этнопсихологические условия воспитания толерантности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: 2003. – С. 85-92.
  2. Асташова Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. – 2-е изд., стереотип. – М.: 2003. – С. 74-85.
  3. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)
  4. Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М.,

«Просвещение», 1989.

  1. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей / авт. – сост. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина и др. – М.: АРКТИ, 2003
  2. Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. – Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002.
  3. Лебедева О.В. Этапы патриотического воспитания детей//Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005 - №1.
  4. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005 - №1.
  5. Примерная       парциальная        образовательная        программа

«Поликультурное детство» (приложение Примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева).

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебно – методическая разработка, направленная на формирование толерантности, гармонизацию межнационального и этноконфессионального согласия проект "Мы такие разные"

АннотацияСовременного культурного человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей, с точки з...

Методическое обеспечение. Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие": перспективный план по толерантному воспитанию и гармонизации межнациональных отношений между воспитанниками "Дружные национальности Российской Федерации"

Задачи: расширить представления о родной стране, государстве и народных праздниках; знакомить с народными традициями и обычаями. Формировать интерес к своей малой Родине, рассказывать детям о достопри...

формирование культуры межнациональных отношений у дошкольников

В статье описывается реализация проекта о воспитании интереса и уважения к культурам народов, проживающих в городе Братске. Воспитатели познакомятся с различными формами работы с воспитанниками и роди...

Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»

Программа по гармонизации межнациональных отношений воспитанников МДОУ «детский сад «Колосок» «Мозаика культур»...

тема проекта: «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада»

Проект  «Формирование культуры межнациональных отношений у старших дошкольников в условиях детского сада» разработан в рамках Программы развития МДОУ детский сад «Золотой ключик...

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста «Дружба народов мира»

Проект по формирование культуры межнациональных отношений и толерантности у детей младшего дошкольного возраста.  «Дружба народов мира» АктуальностьДошкольное детство &mdash...