Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
методическая разработка

Русанова Наталья Ивановна

Данный материал предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Показывает возможность применения современных образовательных технологий в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР
Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Цель: Повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников

      Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

       Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

      Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно – патриотическом воспитании, в своей работе мы используем новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

      Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, прежде всего, хотим рассказать о тех, которые используем в своей работе чаще всего:   проектная технология, интерактивная технология,  квест-игра, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

      Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Тематика и содержание проектов для детей дошкольного возраста могут быть очень разнообразны.

Технология интерактивного обучения означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Данный приём интерактивной технологии позволяет решить сразу несколько задач:

  • – активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
  • -развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
  • -эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.

    Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

     Квест- технология – это командная игра. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, участники получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией,что является основным требованием ФГОС ДО.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

           На базе дошкольных образовательных учреждений создаются повсеместно мини-музеи, которые пользуются огромной популярностью как у воспитанников, так и у их родителей. Так же в группах детского сада создаются музейные уголки. Темы, как для мини-музеев, так и для музейных уголков используются самые разнообразные – такие как: Мини-музей «Народных промыслов», уголок Боевой и Трудовой Славы.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Эффективность функционирования мини – музеев в ДОУ и музейных уголков уже давно доказана и можно сделать вывод, что использование музейной педагогики в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

       В работе для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми по воспитанию патриотизма воспитатели не редко активно используют ИКТ.

Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. ИКТ не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют.

        Традиционным в работе по нравственно- патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

Дети, родители и педагоги участвуют в организации и проведении различных  акций: «Покормите птиц зимой», «Белый цветок»( благотворительная акция), «Свеча памяти»( акция ко Дню Победы), «Подари Божью коровку»(ко Дню пожилого человека» и т.д.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.

Список литературы:

  1. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ.
  2. Гогоберидзе А. Маленькие граждане большой страны / А. Гогоберидзе //Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
  3. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В.Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
  4. Давыдова О. И., МайерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ. – Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 170с.
  5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2013
  6. Комарова Т. С. Комарова И. И. Туликов А. В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2011

7. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников"

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинаю...

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Прием  интерактивно голосования позволяет решить сразу несколько задач:     •         активизируется индивидуальная интеллект...

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»                        ...

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»                        ...

«Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.Чувство...

«Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».

Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные...

Консультация для педагогов "Использование современных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника.Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, позна...