Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественное слово (из опыта работы)
методическая разработка

Козина Марина Александровна

Рассуждение о том, что художественное слово является средством воспитания моральных качеств личности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников через художественное слово

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.

Нравственное воспитание –целенаправленное систематическое воздействие

на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования

у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, Когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости.

 В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.

 Действенным средством воспитания моральных качеств личности дошкольника является художественное слово. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта, способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. 

Самыми доступными средствами для духовно – нравственного развития ребенка, конечно же, является сказка. Поэтому свою работу по духовно – нравственному развитию начала именно с возрождения интереса у детей к сказкам. Ни для кого не секрет, что у современных детей пропал интерес к чтению художественных произведений, в том числе и к сказкам.

Анкетирование родителей показало, что у некоторых семей осталась добрая старая традиция рассказывать сказки перед сном. В большинстве случаев заменил чтение литературы телевизор и компьютер.

В свете требований ФГОС для возрождения интереса детей и родителей к художественному слову использую в своей работе принцип сотрудничества в совместной проектной деятельности.

Цель

Заложить основы духовно – нравственной личности ребенка с активной жизненной позицией.

 Задачи:

  1. Помочь детям усвоить духовно – нравственные категории: добро и зло, послушание- непослушание, согласие -вражда, трудолюбие– лень
  2. Способствовать формированию духовно – нравственных качеств через художественное слово и сказки.
  3. Воспитывать у детей милосердие, сострадание, взаимопонимание, терпимое отношение к окружающим.

 Для реализации поставленных задач использую различные формы работы:

  • чтение,
  • пересказ, обсуждение поведения героев литературных персонажей, причины их успехов и неудач.
  • После разбора произведений обыгрываем персонажей в театрализованных представлениях.
  • Провожу конкурсы на лучшего чтеца, викторины по сказкам, утренники, изготовление костюмов совместно с родителями.

Особое место отвожу в группе центру речевой деятельности, где оборудована библиотека, в которой представлены сказки, картинки раскраски, иллюстрации. В подборе книг принимают участие дети их родители. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книгу.

 В группе есть

  • пальчиковый театр,
  • настольный театр,
  •  кукольный театр, где дети обыгрывают прочитанные произведения.

 В созданной предметно- развивающей среде мои воспитанники могут реализовать свои творческие замыслы. Дети активно участвуют в изменении и обогащении среды, развивают личностные качества.

В созданной предметно- развивающей среде организую деятельность детей на основе доверия, партнерства, свободы выбора, эмоциональной насыщенности и психологической защищенности. Данная работа по развитию духовно-нраственного воспитания способствует закреплению знаний у детей, полученных в процессе образовательной деятельности, в данном случае чтение художественной литературы; обогащению их социального опыта, развитию детского творчества. Это дает возможность мне осуществлять личностно- ориентированный подход, способствует раскрытию творческого потенциала детей, формированию умений творчески мыслить и решать задач

 В своем духовном мире ребенок может взрослеть и совершенствоваться непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком проявить себя таким в обществе.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей через художественное слово

Дошкольный возраст - период освоения норм морали и социальных способов поведения. И в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, знанием принятых в общ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством художественного слова в соответствии с ФГОС ДО

Представленный материал показывает какими методами и формами решались задачи в поставленной перед нами цели.Тема определилась самой жизненной ситуацией;отчуждение от родной литературы и культуры,паден...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...

"Духовно - нравственное воспитание дошкольников через художественно - эстетическое развитие детей в условиях ФГОС"

Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Развивая детск...

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....

Духовно- нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

laquo;Наши дети – это наша старость.Правильное воспитание -это наша счастливая старость,плохое воспитание –это наше будущее горе,это наши слезы.Это наша винаперед другими людьми&raq...