Изотерапия
учебно-методический материал

Пикалкина Елена Рудольфовна
Знакомство с нетрадиционными методами рисования, способствующими сохранению и укреплению душевного равновесия ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izoterapiya_konspekt.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №5 «Дюймовочка»

городского округа Пущино Московской области

КОНСПЕКТ

Мастер - класса

Для детей подготовительной группы

Тема  «Изотерапия: сказки
юных художников».

                                     

  Воспитатель ВКК
                                                             Пикалкина Елена Рудольфовна

г. Пущино, 2020

Цель: познакомить участников мастер – класса с изотерапией и работой на акваборде.

Задачи:

Образовательные: 

-ввести в обиход новые слова, такие как изотерапия и акваборд;

- познакомить с преимуществами использования в работе техник нетрадиционного рисования.

Развивающие: 

- Развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям,

- Развивает творческие способности, воображение и фантазию;

- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

- Развивает мелкую моторику рук;

- Развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку;

- Формировать связную речь, помогает расширять словарный запас;

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

Воспитательные:

- Воспитывает эстетические чувства, умение видеть прекрасное;

- Воспитывать доброжелательное взаимоотношение, коммуникативные навыки;

- Воспитывать аккуратность;

- Воспитывать способность к согласованному взаимодействию, следуя инструкциям взрослого и установленным правилам.

Актуальность:

Изотерапия помогает расслабиться, методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляет возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, могут стать ответом решения задачи самопомощи в нормализации своего состояния.

Предварительная работа:

Ознакомление с материалом по данной теме

Создание презенитации «Изотерапия. Сказки юных художников»,

Познакомить с инструкцией по использованию аквабордов

Познакомить с инструкцией по технике безопасности

Оборудование: 

Проектор, ноутбук, презентация «Изотерапия. Сказки юных художников», акваборды по количеству участников

Словарная работа:

Акваборд, изотерапия.

Ход Мастер – класса:

Слайд 2

Изотерапия – это вид арт-терапии, основанный на использовании изобразительного искусства (чаще всего рисования).

Все дети любят рисовать. Одним из первых творческих занятий, которым они увлекаются, является рисование. Оно привлекает детей своими яркими красками, возможностью самовыражаться, изображать то, чего не существует, является для них самым доступным и интересным увлечением.

Занятие рисованием – наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Для этого не надо быть художником – достаточно взять ручку, карандаш или краски и сделать несколько штрихов на бумаге. Кроме расслабления методы и приемы такого рисования развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести эмоциональное равновесие, могут стать ответом решения задачи самопомощи в нормализации своего состояния. Это очень важно, ведь каждому нужен успех!

Слайд 3

Что необходимо для изотерапии?
Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, глина и т.д.

Преимущества изотерапии

  • В работе может участвовать каждый, т. к. она не требует наличия художественных навыков.
  • Изотерапия является средством преимущественно невербального общения, что делает её особенно ценной в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей.
  • Изотерапия позволяет использовать работы ребёнка для оценки его состояния.
  • Изотерапия является средством свободного самовыражения.
  • Изотерапия вызывает положительные эмоции, формирует активную жизненную позицию.

Слайд 4

В рисовании для релаксации главное – не стараться, а помнить, что важен – не результат, а расслабление в процессе, поэтому:

  1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.
    «Художник» не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
  2. Процесс создания изображения, и результат должны быть интересными и привлекательными.
  3. Изобразительные техники и способы лучше применять нетрадиционные.

Слайд 5

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник решает следующие задачи:

-способствует снятию детских страхов, снимает психоэмоциональное напряжение, дает возможность выпустить отрицательные эмоции;

-развивает уверенность в своих силах, повышает самооценку;

-развивает пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает детей к творческим поискам и решениям, развивает творческие способности, воображение и фантазию

-развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

-развивает мелкую моторику рук;

-дает возможность наладить контакт с ребенком, повысить его коммуникабельность;

-во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Слайд 6

Акваборд- планшет для рисования водой

Слайд 7

Сам планшет представляет собой тонкое пластиковое основание размером 24 на 30 см с приклеенным шершавым покрытием, темнеющем при намокании.

Для установки планшета предусмотрен специальный деревянный ящичек-подставка, в который также наливается вода. Есть пазы как для планшета, так и для кисти. 

Слайд 8

Наши мимолетные зарисовки мы будем писать бамбуковой кистью и маркером.

Размер и форма кисти подразумевают широкие и смелые мазки.

Маркер имеет меньшую длину основания позволят рисовать более тонкие линии и писать текст, к примеру, что кистью сделать сложнее.

Внутрь маркера можно залить воду, что избавляет от необходимости эпизодически обмакивать его в резервуар с водой.

Слайд 9

Для приведения всей конструкции в готовность к работе необходимо налить воды в подставку, опустить планшет в соответствующий паз и положить кисточку рядом.
Все готово для творчества!

А дальше все удивительно и мимолетно. Вы проводите влажной кистью по поверхности — и она стремительно и плавно чернеет по ходу движения кисти, проявляя то, что вы рисуете. Буквально на глазах рисунок, подсыхая, начинает плавно таять, оставляя взору лишь самые толстые (самые мокрые) участки изображения. Первыми, естественно, исчезают тонкие линии — на это уходит около 15-20 секунд. Массивные пятна могут жить больше минуты, постепенно сжимаясь в размерах и приобретая плавный градиент по краю. Немного приноровившись, можно рисовать очень долго, постепенно меняя очертания рисунка по мере исчезновения каких-либо деталей. В отличие от листа с карандашом, здесь не нужен ластик. Ластик Акваборда — время.

Слайд 10

Сказки: юных художников

Итак, я приглашаю вас в путешествие. Давайте подготовим руки к работе, разомнем пальчики

Пальчиковая игра «Дождик»:

Дождик, дождик, веселей!

(Каждым пальчиком правой руки стучим по ладошке левой)

Капай, капай, не жалей!

(Каждым пальчиком левой руки стучим по ладошке правой)

Только нас не замочи!

(грозить пальцем)

Зря в окошко не стучи.

(стучим кулачком)

Брызни в поле пуще:

(пальцы собрать в щепотку и резко открыть)

Будет травка гуще!

(шевелим растопыренными пальчиками)

Слайд 11

Наше путешествие начинается! На небе ярко светит  солнце. Давайте возьмем в руки кисточки и нарисуем, какое оно яркое!

(рисуем солнышко, чтоб потренироваться пользоваться кистью перед более сложными работами). Но вот подул ветер, небо затягивают тучи, солнышко тает на глазах, пошел дождь.

(рисуем облака и дождик, наблюдаем, как тает нарисованное ранее солнышко). После дождя остались капельки, давайте с ними поиграем!

(педагоги рисуют картинки в соответствии со стихами)

Слайд 12

Рисунок ПТИЧКА

Дождь прошел, и на листочке появилась капелька

Подрисуем острый клюв –

Может это пташечка?

Нарисуем ей головку, крылышки и лапки:

получилась точно – птичка

Значит все в порядке.

Слайд 13

Рисунок ЗОЛОТАЯ РЫБКА

Нарисуем капельку большую, превратим ее мы в рыбку золотую

Две средних капельки нужны нам для хвоста,

А губки, для улыбки – бантиком слегка.

Маленькая капелька – глазок и такой же ниже плавничок.

Получилась рыбка не простая –

Получилась рыбка золотая.

Слайд 14

Рисунок МЫШКА

Положим капельку на бок, еще приставим лапки, хвост

Вторая капля – голова, где есть и носик и глаза.

Мы вдруг увидим перед нами

мышонок с серыми глазами.

А где же ушки?

Приставим капельки к макушке –

Мышонок, просто загляденье.

Всем малышам на удивление.

Слайд 15

Рисунок СОВА

На что похожа капелька? На совушку – сову

Добавим ушки сверху и носик, как дугу

Глаза большие нарисуем и взгляд, направленный на нас

А где же лапки?

Внизу, появятся сейчас.

Слайд 16

Рисунок БЕЛОЧКА

Нарисую капельку, наверху поменьше

Ушки треугольные с кисточками вместе

Хвостик- капелька большая появилась сверху вниз

Неужели это рысь? Лапки подрисуем, что за чудеса?

Появилась перед нами белочка-краса!

Рефлексия:

А теперь придумайте свои картинки, испльзуя капельки, оставшиеся после дождя, и наслаждайтесь мимолетной красотой своих рисунков.

Использованные ресурсы:

https://www.ixbt.com/live/periphery/akvabord.html

https://www.maam.ru/detskijsad/skazki-obuchayuschie-risovaniyu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изотерапия, как одна из граней арттерапии.

Опыт использования изотерапии в работе с детьми - дошкольниками....

Применение арттерапевтических техник (на примере изотерапии) в работе педагога-психолога ДОУ

Применение арттерапии в системе коррекционно-развивающей работы психолога Доу. Примеры занятий.Актуальность проективных методик при работе с детьми дошкольного возраста....

" Изотерапия- как нетрадиционная форма работы с детьми"

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации ...

"Профилактика эмоционального выгорания педагогов ДОУ с помощью тренинга. Изотерапия как один из элементов профилактики".

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или...

Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.

Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...

Консультация для родителей на тему: «Изотерапия с детьми старшего дошкольного возраста»

Элементы арт технологий и арт терапии очень интересуют специалистов детского сада и родителей. Это кладезь идей! Родители с легкостью могут их использовать дома, на даче, на прогулке. Элементы арт тер...