План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"
материал

Рыжкова Татьяна Алексеевна

План по самообразованию на тему "Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_avtovosstanovlenie.docx50.62 КБ

Предварительный просмотр:


Актуальность. Проблема формирования здорового образа жизни у детей – актуальна в современном обществе.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия здоровья нет. На основе медико-биологических признаков Н.М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" [3, с. 18].

По мнению Г.М.Коджаспировой, здоровье – это "естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела" [9, с.90].

Но исходным для определения термина "здоровье" является определение, приведенное в Уставе Всемирной организации здравоохранения: "Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов".

Сохранение здоровья детей в любую эпоху и в любом обществе является одной из первоочередных задач, так как именно подрастающее поколение определяет будущее любого народа, развитие социально-культурного и экономического потенциала государства. Проблема сохранения здоровья детей в наше время приобретает особую актуальность. Направленность личности на здоровый образ жизни – процесс, продолжительный по времени, начинающийся с детского возраста.

В этой связи система образования является важнейшим механизмом в формировании практических умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, мотивации человека на здоровый образ жизни. Особую роль при этом играет система дошкольного образования, так как период дошкольного детства определяет развитие потенциальных возможностей взрослого человека, в том числе и ориентацию жизненных интересов личности на здоровый образ жизни.

В течение последних лет состояние здоровья наших детей постоянно ухудшается. Проблема резкого ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных.

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% – образом жизни, на 20% – наследственностью, на 20% – состоянием окружающей среды и примерно на 10% – возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Как же воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость, самоценность здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.

Н.М. Амосов сказал: "Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя". Учитывая, что здоровье на 50% зависит от самого человека, его образа жизни, надо научить детей самих заботиться о своем здоровье, вооружить их знаниями и умениями необходимыми для формирования привычки здорового образа жизни.

Чем раньше начать обучение навыкам здорового образа жизни, тем лучше. Узнав строение своего организма, научившись прислушиваться к его работе, ребенок поймет необходимость заботиться о нем, не вредить, а помогать ему ритмично работать. Он научится разумно и бережно относиться к своему здоровью, что будет способствовать его укреплению. Такая подготовка позволит ребенку расширить его познавательные возможности, обеспечит развитие интеллекта, памяти, воображения. Все это, несомненно, будет иметь положительное влияние на здоровье и развитие ребенка при обучении его в школе.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором может быть выстроено здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

От привычки к потребности – от потребности к здоровому образу жизни – таким должен быть алгоритм деятельности ДОУ.

Важно побудить ребенка задуматься о работе своего организма, понять его сложное устройство, осознать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни.

Поэтому, выбрав тему самообразования«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста», я поставила перед собой следующую цель изадачи:

Цель: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Задачи:

• Сформировать у детей адекватное представление о строении собственного тела, помочь ребенку создать целостное представление о своем теле.

• Формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни.

• Привить навыки профилактики и гигиены.

· Формирование мировоззренческих позиций у детей, осознанного и ценностного ориентирования на здоровый образ жизни.

· Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей ЗОЖ .· Пропаганда в коллективе сотрудников нетрадиционных методов оздоровления детей.

Ожидаемые результаты:

1. Воспитательные:

- Воспитать у детей интерес к ЗОЖ;

- Воспитать желание использовать знания по ЗОЖ в повседневной жизни;

- Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой и спортом.

2. Обучающие:

- Формировать начальные представления о здоровом образе жизни у детей

3. Развивающие:

- Развивать и укреплять у детей физическое и психическое здоровье.

- Развивать желание заботиться о своем здоровье детей.


Перспективный план по теме «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Пп

Содержание работы

Наименования мероприятия

Сроки проведения

2020 – 2021

1.

Изучение учебной, справочной, научно-методической литературы

В течении года

2.

Изучение интернет-ресурсов

В течении года

3.

Разработка перспективного плана на год по формированию навыков здорового образа жизни у детей.

Сентябрь

4.

Разработка мультимедийных презентаций

«Эликсиры жизни – витамины»;

«Сбалансированный рацион питания»;

«Здоровое питание детей»;

«Наше тело»

В течении года

5.

Проведение оздоровительных мероприятий

Утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; соблюдение режима проветривания;

В течение года.

2021 – 2022

6.

Публикации в СМИ

Фоторяд, видео о проведённых мероприятиях

В течении года

7.

Отчет о проделанной работе

Выступление, презентация

Май

Работа с детьми

1.

Проведение оздоровительных мероприятий

Утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, ходьба по массажным коврикам; полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры; соблюдение режима проветривания;

Сентябрь-май

2.

Беседы

Сентябрь-май

3.

Спортивные праздники и развлечения

Согласно годовому плану

В течение года

4.

Походы и экскурсии

«Поход в Осенний лес», «Поход на реку Тымь», экскурсии на Лесной стадион и спорткомплекс «Арена»

5.

Показ презентации и просмотр мультфильмов

«Айболит», «Мойдодыр», «Птичка Тари», «Про бегемота, который боялся прививок», «Королева зубная щетка», «Федорино горе». 

В течение года

6.

Участие в районных мероприятиях

Чемпионат по мини-футболу,

Сдача норм ГТО, Кросс Нации, Лыжня России, Хоккей в валенках, Лыжные гонки.

Август, сентябрь, октябрь,

март

Работа с родителями

1.

Консультация для родителей

 «В каких продуктах живут витамины», «Как научить ребенка правильно питаться», «Физическое воспитания ребенка в семье», «Закаливание детского организма»,  «Необходимость соблюдения режима дня в выходные и праздничные дни»;

В течение года

2.

Проведение совместных детско–родительских праздников и досугов

спортивный досуг «А, ну-ка, мамы»; «Мама, папа, я – спортивная семья!»,

«Папа может»

В течение года

3.

Выступление на родительских собраниях

 «Здоровье ребенка в наших руках»

Сентябрь

Работа с педагогами

1.

Участие в районных мероприятиях

Сдача норм ГТО, Кросс Нации, Лыжня России, Спортивный воспитатель

Сентябрь, октябрь,

март

2.

Консультация для воспитателей

«Проведение утренней гимнастики»

«Формирование правильной осанки»

«Физкультурный уголок в группе»

В течение года

Оформление фотовыставки

«Мы за здоровый образ жизни»

Март

В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:

  1. «От рождения до школы» Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.–Москва, 2014.
  2. Борисов М.М. Тематические подвижные игры для дошкольников. – М.: Обруч, 2015
  3. Голубева Л., Прилепина И. Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей. // Дошкольное воспитание №1, 2001
  4. Литвинова О.М. Оздоровительная гимнастика, 2016
  5. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке.
  6. Пензулаева Л.И.  Оздоровительная гимнастика для занятий с детьми с 3-7 лет.- М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье; Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2010
  8. «Инструктор по физической культуре» №1,3 / 2018
  9. «Инструктор по физической культуре» №8 / 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Рабочая программа модуля «Физическое развитие» «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Рабочая программа по формированию здорового образа жизни у дошкольников составлена с учетом требований ФГОС ДО для работы с детьми средней, старшей, подготовительной к школе групп....

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте (из опыта работы)

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочн...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни в раннем дошкольном возрасте...

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых  самой актуальной является проблема сохранения  и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема сто...