Познавательно-исследовательская деятельность - как условие совершенствования качества образовательной работы дошкольного образовательного учреждения.
статья

Набиева Оксана Викторовна

Аннотация: В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно - ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду это можно достичь через научно – исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками. 

Ключевые слова:  Актуальность проблемы научно – исследовательской деятельности в ДОУ, познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ.Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях психологов (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.). Замечено, что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает, но особенно ребенок-дошкольник усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и то, что делает сам. В связи с этим научно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых (педагогов и родителей).

Работа с кадрами направлена на формирование творческого коллектива единомышленников. Концептуальные идеи, заложенные в Примерной общей образовательной программе развития ДОУ , разработанной по ФГТ требуют от педагогического коллектива высокого уровня профессионального мастерства.

Такая плодотворная работа коллектива ДОУ поспособствовала решить задачи по развитию познавательно – исследовательской деятельности и формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

Умение видеть и понимать окружающий мир

Автор: Набиева Оксана Викторовна

ГБДОУ №39, Санкт-Петербург.

 

Умение видеть и понимать окружающий мир полностью ребенку не дается от рождения. Правильно, точно и полно представлять окружающий мир он учится постепенно в ходе развития.

Процесс восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста начинается целенаправленно формироваться только при участии взрослых. У слабовидящего ребенка из-за зрительных нарушений могут складываться не точные образы предметов и явлений окружающего мира. Даже  дошкольник с нормальным зрением еще не умеет целенаправленно изучать предмет,  прослеживая его контур, выделяя наиболее характерные признаки и детали, сопоставляя отдельные части предмета, соотнося существенные и второстепенные свойство предмета.

У слабовидящего дошкольника не только отсутствуют эти умения, но он и не умеет имеет возможности хорошо видеть и различать все признаки и свойства предметов, особенно удаленных (дома, деревья, птицы, и т.д.). Слабовидящий ребенок часто не понимает сюжетных картинок в книжках, где одно изображение заслонено другим. Дети не узнают изображенные в таком виде объекты и из-за этого не могут понять содержание иллюстраций. Трудности узнавание объектов здесь связано еще и с тем, что дети не всегда могут выделить существенные признаки при восприятии.

Поэтому педагоги должны научить ребенка правильно зрительно обследовать предмет, прослеживать его форму, анализировать признаки, выделяя главное, существенные, сопоставлять предметы между собой, но общим и отличительным особенностям.

Не всегда знакомства ребенка с предметным миром следует начинать посредством зрения. Там, где то возможно, нужно активно приучать детей узнавать признаки и свойства предмета и с помощью осязания, слуха, обоняние, вкуса и т.д. Вначале можно предложить ребенку потрогать объект рукой, провести пальцами по контуру фигуры. Важно развивать у слабовидящих детей активные умения использовать осязания для узнавания предметов. Очень полезно для развития осязания и игра в «чудесный мешочек», в  который можно положить различные предметы. Ребенок отгадывает на ощупь находящиеся в мешочке овощи, фрукты, игрушки, предметы быта и прочее. При этом ребенку нужно показать, как следует узнавать предмет на ощупь: провести пальцами по всему предмету, взять его всей рукой, потрогать отдельные детали и так далее.

Включением в процесс всех органов чувств вы будете способствовать их активному развитию и формированию умение детей опираться на получаемую информацию. Вместе с тем это благоприятствует более полноценному использованию недостаточного зрения и его развитию. Участие сохраненных органов чувств в процессе восприятия обогащает представления детей о предметном мире. Ребенок в результате этого сможет полнее осознать вкусовые, осязательные и обаятельные признаки объекта.

Все это можно реализовать в игре, так как мы знаем, что в дошкольном возрасте дети предпочитают игру всем другим занятием.

Чтобы развивать зрительное внимание и память, можно использовать такие игры как: «чего не стало», «кто скорее найдет ошибки в рисунках», «угадай, что изменилось» и прочие. При этом важно, чтобы ребенок не только называл игрушки, смог рассказать подробнее, какая она, где стояла. Это важно для формирования пространственного восприятие и понимание детьми пространственных признаков, таких как: «впереди», «сзади», «рядом», «в середине», «слева», «справа», «около», «между». При этом большое значение приобретает формирование ориентировки на листе бумаги. Дети должны знать, где левая (правая, нижняя, верхняя) стороны названия углов. Для этого можно предложить диктант и: «Нарисовать в левом верхнем углу прямоугольник, в правом верхнем - круг, в левом нижнем - треугольник, в правом нижнем - квадрат». Вначале можно вместо рисования соответственно расположить геометрические фигуры, игрушки. Подобные упражнения учит детей правильно называть местоположения объектов, соотносить конкретный признак с его словесным обозначением.

Надо учить детей рассматривать картинки. Начинать следует с предметных картинок, где изображены отдельные предметы, одежды, игрушки, животные т. д.

Затем можно переходить к сюжетным картинкам, сначала очень простым. Для формирования у детей представлений о композиционные построения рисунка очень полезно использовать различные картинки.

Чтобы дети понимали содержание картины, где один предмет частично заслонен другим, надо учить их видеть это явление в сюжетной обстановке. Во время прогулок, играя с ребенком в прятки, вы показываете, что спрятаться можно полностью, когда вы прячетесь за высокий забор, угол дома. Но если спрятаться за небольшое дерево, вас будет частично видно. Все эти действия следует проделать с ребенком в игре в «Прятки». При этом необходимо варьировать задание: «Спрячешься так, чтобы была видна твоя рука (голова, спина и т.д.)».

Время прогулок необходимо использовать для обогащения представлений детей. Здесь имеется возможность наблюдать за погодой, растениями, животными и пр. Необходимо учить детей понимать состояние погоды, взаимосвязь между ее состоянием и жизнью человека, животного и растительного мира.

Важно развивать в ребенке интерес и потребность к познанию окружающего мира. Чем богаче и разнообразней будет слабовидящий ребенок знать, видеть и понимать окружающий мир, тем успешнее он будет затем учиться в школе.

 

Упражнения и игры, направленные на улучшение и развитие зрительных функций

Все упражнения и игры, приведенные ниже, лучше всего делать дома. Данные игры развивают зрительные функции у детей, страдающих дефектами зрения.

1. Упражнения, улучшающие кровообращение и способствующее расслаблению мышц глаза.

- Крепко зажмурить глаза на 3- 5 секунд, открыть глаза на 3- 5 секунд. Повторить 6- 7 раз.

- Быстро моргать в течение 1 минуты.

- Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев в течение 1 минуты.

2. Упражнения, улучшающие циркуляцию внутриглазной жидкости.

- Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко. Через 1- 2 сек снять пальцы с век. Повторить 3- 4 раза.

3. Упражнения, снижающие утомление, облегчающую зрительную работу на близком расстоянии.

- Смотреть прямо перед собой 2- 3 сек. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25- 30 см от глаз. Перенести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течении 3- 5 сек. Повторить 6 8 раз.

- Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица. Медленно приближать палец, не отводя от него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить 4- 5 раз.

4. Упражнения, способствующие развитию бинокулярного зрения.

- Поставить палец правой руки по средней линии на расстоянии 25- 30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на наконец пальца в течение 3- 5 сек. Прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3- 5 сек. Убрать ладонь. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3- 5 сек. Сменив руки, выполнить те же упражнения. Повторить 4- 6 раз.

- Круговые движения глаз. Выполнить 4- 6 раза.

- Следить за движением пальца во всех направлениях при неподвижной голове. Повторить 8- 10 раз.

5. Упражнения, способствующие тренировке.

- Игры с мячом: передача мяча от груди, от плеча, из-за головы (7-10 раз), подбрасывание мяча одной и двумя руками; бросок мяча в стену на расстоянии 5-8 м, в мишень (6-8) раз; бросок мяча об пол с ударом в стену (6-8 раз);

- Игра в бадминтон, настольный теннис (через сетку и без нее) в течение 5-7 минут;

- Игра в волейбол.

Перечисленные выше упражнения можно делать Вам, уважаемые родители, с детьми. Данные упражнения будут весьма полезны не только ребенку, но и Вам в качестве профилактики.

 

Литература:

1. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения - М .: 1990 г.

2. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения - М .: 1985 г.

3. Моргулис И.С. Руководство познавательной деятельностью слабовидящих детей в процессе обучения- Киев, 1974 г.

4. Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование единого информационного образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения как условие повышения качества его функционирования

В данной статье находят отражение результаты экспериментальной деятельности дошкольного образовательного учреждения по разработке единого информационного пространства ДОУ....

Совершенствование взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения посредством проектной деятельности (из опыта работы)

Совершенствование взаимодействия семьи и     дошколь­ного  образовательного учреждения посредством проектной деятельности     ...

«Формирование компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольном учреждении»

Аннотация:Данная статья посвящена вопросу формирования компетентности педагога в сфере аналитической деятельности как условие совершенствования качества образования в дошкольной организации.Ключ...

Масалова Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования

Масалова Обеспечение благоприятных условий развития и социализации дошкольников в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования...

Анкета «Выявление удовлетворенности родителей качеством образования, работой дошкольного образовательного учреждения и его педагогического коллектива»

Анкета«Выявление удовлетворенности родителей качеством образования, работой дошкольного образовательного учрежденияи его педагогического коллектива»...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...