план самообразовательной работы на тему «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»
материал

Меренкова Юлия Николаевна

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МАДОУ детский сад №24

_____________Т.В. Гладилиа

Приказ №______ от________

План по самообразованию

 учителя-дефектолога

группы компенсирующей направленности №7

Меренковой Юлии Николаевны

тема

«Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

2021-2022 учебный год

Актуальность темы

Актуальной проблемой в нашей стране является обеспечение психического и психологического здоровья молодого поколения. Для дошкольников в качестве критерия психологического здоровья выступает гармония ребенка и социума. Многие современные специалисты считают, что без наличия психологического здоровья невозможно говорить о самодостаточности личности.

В последние наблюдается рост заболеваемости различными нервно-психическими расстройствами, увеличивается распространенность патологии беременности и родов, соматических заболеваний и других патологических состояний в детском возрасте, приводящих к нарушениям психического развития. Перинатальная патология ЦНС даже в случае благоприятного исхода имеет отдаленные последствия, отрицательно влияет на психическое развитие и социальную адаптацию ребенка. К сожалению, в большем количестве случаев дети с такого вида патологией пропадают из поля зрения специалистов после первого года жизни. Во избежание этого необходимо использовать комплексный подход к данной проблеме. Только совместная деятельность специалистов может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения. Нейропсихология детского возраста выступает одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей.

Психологическое здоровье ребенка-дошкольника характеризуется развитием психических процессов, умственной работоспособностью, преобладанием положительных эмоций над отрицательными, адекватной самооценкой, уровнем зрелости процессов возбуждения и торможения, уверенностью в себе и своих силах.

Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. При подготовке детей к школе необходимо уделять большое внимание развитию мозолистого тела (межполушарных связей). Ведь нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до семи лет, у мальчиков до восьми – восьми с половиной лет.

Цель: повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста посредством нейропсихологической диагностики, профилактики и коррекции развития детей дошкольного возраста по методу замещающего онтогенеза.

Задачи: 

  • изучить опыт по теме - нейропсихологическая диагностика, профилактика и коррекция развития детей дошкольного возраста;
  • познакомиться с основами нейропсихологической коррекции когнитивных дефицитов у воспитанников ДОО;
  • освоить базовые нейропсихологические, телесно-ориентированные, игровые коррекционные техники.

Автор

Меренкова Ю.Н., учитель-дефектолог МАДОУ детский сад №24 «Непоседы», г. Балаково, Саратовская область

Тема

«Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Этап

Содержание

Информационно-аналитический

(сентябрь-октябрь 2021г.)

Изучение литературы по теме:

  • Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М.: В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  • Колганова, В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: В 2 ч. Ч 1./Валентина Колганова, Елена Пивоварова, Сергей Колганов, Ирина Фридрих – М.: АЙРИС-пресс, 2019.- 416 с.: ил.
  • Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.:Теревинф, 2004. – 47с.
  • ПылаеваН., М.,Ахутина Т. В. Коррекция зрительно-,  функций у детей 5-6 лет // Школа здоровья, 1999. —№ 2. — С. 65-71.
  • Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: учебное пособие. – 4-е изд. – М.:Генезис, 2011. – 474 с.
  • Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: .академия, 2002
  • Цветков А.В. образ Я: структура. Функции, развитие. – М.: Спорт и культура, 2012. – 176с.
  • Коршунов Д.Н. Сенсорная интеграция как основа нормального развития ребенка. [ электронный ресурс]: https://logopedprofiportal.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=74088781&editMode=0
  • Лынская М.И.  "Нейропсихологические упражнения в структуре занятий логопеда с дошкольниками . [ электронный ресурс]: https://lynskaya.ru/blog/659606
  • Муханова Н.А. Использование нейропсихологического подхода при подготовке к школе (5-7 лет). [ электронный ресурс]: https://logopedprofiportal.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=51291899&editMode=0

Практический

(декабрь 2021г. – апрель 2022г.)

  • Консультирование родителей и педагогов по теме «Нейропсихологические игры для детей старшего дошкольного возраста»
  • Работа с детьми:
  • Упражнения для стабилизации и активации энергетического потенциала организма.
  • Упражнения для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.
  • Игры и упражнения для формирования навыков внимания и переключения.
  • Игры и упражнения для развития пространственных представлений.

Отчётность

(апрель-май 2022г.)

  • Составление картотеки нейропсихологических игр и упражнений.
  • Разработка памяток и буклетов по теме самообразования.
  • Обобщение и транслирование накопленного педагогического опыта путем размещение информации на личном сайте, выступления перед педагогическим коллективом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: "Экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Моя презентация содержит материал по экологическим играм и упражнениям для детей всех возрастов детского сада...

Памятка для родителей на тему: "Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"

Памятка - буклет для родителей на тему: "Кинезиологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста"...

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Памятка для педагогов на тему : «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного  возраста» Памятка для педагогов на тему : «Нейропси...

Использование в работе педагога-психолога нейропсихологических игр и упражнений для детей дошкольного возраста

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения л...

Памятка для педагогов на тему: «Нейропсихологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Давно известно, что развитие мелкой моторики связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, «отвечают» за формирование многих сложнейш...