Картотека дидактических игр по теме: «Из чего получается хлеб?»
картотека

Козлова Мария Алексеевна

Картотека дидактических игр по теме:

«Из чего получается хлеб?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr_po_teme_hleb.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по теме:

«Из чего получается хлеб?»

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь»

Цель: Развивать умение грамматически правильно отвечать на вопросы по картине.

Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». Почему эта картина называется рожь?

Какое это поле, что растет на нем? Какое время года мы видим на картине?

Докажите, что это, конец лета или ранняя осень. Почему пожелтело ржаное поле?

Какая рожь на картине И. Шишкина? ( Спелая, зрелая, налитая).

Дидактическая игра «Достань и назови».

Цель: Воспитывать у детей уважение к хлебу.

Ход: В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Дети по очереди достают из мешочка и называют их.

Воспитатель: эти продукты питания объединены одним общим признаком.

-Какой это признак? (Они все изготовлены из муки).

-Откуда появляется мука? (Мука получается из зерна)

-Из какого зерна можно получить муку?(Из ржи и пшеницы).

Сл. упражнение «От слов пшеница, рожь»

Цель: Упражнять        в        словообразовании        и        употреблении        относительных прилагательных от существительного пшеница, рожь.

Образец: Колосок пшеницы - пшеничный колосок, Колосок ржи - ржаной колосок,

Мука из пшеницы - пшеничная мука, Мука из ржи – ржаная мука

Хлеб их пшеницы -пшеничный – пшеничный хлеб, Хлеб из ржи - ржаной хлеб,

Тесто из пшеничной муки-пшеничное тесто, Тесто из ржаной муки - ржаное тесто,

Поле, на котором выращивают пшеницу - пшеничное поле, Поле, на котором выращивают рожь - ржаное поле,

Презентация «Путь от зернышка до хлеба»

Беседа после просмотра:

-Что делают сеялки?

-Какие машины убирают урожай?

-Куда везут собранное зерно?

-Что надо сделать, чтобы получить муку?

-Что делают из муки?

Игра «Поймай слово»

Цель: развивать внимание

Правила игры: воспитатель читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши.

В булочной у нас баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки И плетенки, и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем, Много пряников, конфет, Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой, И полено и помадка, Называйте не стесняетесь,

Выбирайте, угощайтесь (И. Лапухина).

Д/и «Отгадай загадку о хлебе»

Цель: Развивать умение вслушиваться в содержание загадки, выделять признаки и действия, характерные для загаданного предмета, сопоставлять их, выбирать предметы и явления, соответствующие всем пунктам описания.

«        Отгадать        легко        и        быстро:

Мягкий,                пышный                и                душистый. Он        и                черный,        он                и                белый, А бывает подгорелый».(Хлеб)

- Ребята, а кто печёт хлеб? (пекари) Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут! (Мука)

Он бывает с рисом, с мясом, С вишней сладкою бывает. В печь сперва его сажают, А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо. Ну, теперь зови ребят По кусочку все съедят. (Пирог)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу. Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Что на сковородку наливают Да вчетверо сгибают? (Блины)

Маленькое, сдобное Колесо съедобное. (Бублик)

Сидит на ложке Свесив ножки? (Лапша)

Состав простой: мука, вода А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки. (Макаронные изделия)

Групповое общение. Цель: Дать детям представление о посеве хлеба. Познакомить с орудиями труда, которые использовались в старину и используются сейчас для этой

работы - сеялка. Закреплять знания детей об условиях необходимых для роста и развития растений (хлебного колоса)

-Что делает хлебороб?

- Что нужно, чтобы колоски выросли крепкими и сильными? Рассматривание картинки «Посев», «Рост»

Рассматривание        иллюстраций,        картинок,        фото        с        изображением сельскохозяйственной техники.

С/и «Кто больше назовет пословиц о хлебе»

Цель: Побуждать детей интересоваться смыслом слова, обогащать словарь.

«Хвала рукам, что пахнут хлебом»

«Что летом уродится, все зимой пригодится»

«Хочешь есть калачи, не лежи на печи»

«Не велик кусок пирога, а стоит много труда»

«И обед не в обед, коли хлеба нет»

«Ржаной хлебушко, калачам дедушка»

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебу ржаной – отец наш родной» и др.

«До поры до времени не сеют семени»;

«Весной час упустишь, годом не наверстаешь»;

«Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево»;

«Кто весной не сеет, тот осенью жалеет»;

«Не пиры пировать, когда хлеб засевать»;

«Сей в срок — будет прок!»;

«Весной пролежишь — зимой с сумой побежишь»;

«Чем лучше семя схоронится, тем лучше уродится»;

«Будет хлеб — будет и обед»

Сл./и «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Цель: Развивать познавательный интерес, память. Обогащать словарный запас.

«Тесто поднимается»

упражнение для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.

Дидактическая игра «Назови семью»

Цель:        Расширять        и        активизировать        словарный        запас.        Упражнять        в образовании родственных слов.

Материал: мяч.

Ход        игры: Педагог,        бросая мяч, задаёт вопрос.        Дети,        возвращая        мяч, называют родственные слова.

Например:

  • Как назвать хлеб ласково?- Хлебушек.
  • Как называют крошки хлеба?- Хлебные крошки.
  • Как называется посуда для хлеба?- Хлебница.
  • Как называют человека, который выращивает хлеб?- Хлебороб.
  • Как называют человека, который печёт хлеб?- Хлебопек.
  • Как называют прибор для резания хлеба?- Хлеборезка.
  • Как называют завод, где выпекают хлеб?- Хлебозавод.

Слова: Хлеб, хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебозавод, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебопекарня, нахлебник…

Дидактическая игра «Мельница»

Цель: Развивать конструктивные навыки, мелкую моторику рук.

Материал: счётные палочки, демонстрационная картина с изображением мельницы.

Ход        игры:        Педагог        предлагает        детям        выложить        мельницу        из        счётных палочек.

Игра «Волшебный мяч»

Цель: Расширять и активизировать словарный запас. Ход игры:

Педагог предлагает детям поиграть в игру «Волшебный мяч». Дети встают в круг, и по очереди передают друг другу мяч, называя хлебобулочное изделие.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Уточнять и расширять знания детей по теме. Развивать мышление, речь.

Материал: Предметные картинки с изображением зерна, колоса, муки, теста, хлеба, а также продуктов, необходимых для изготовления хлебобулочных изделий: соль, сахар, масло, яйца, молоко, вода и т.д.

Ход игры:

Педагог предлагает детям выложить схемы в том порядке, в каком хлеб попадает к нам на стол

Например:

-что делают в начале?- Сеют зёрна.

  • Что происходит потом?- Из зерна вырастают колоски.

Затем педагог предлагает назвать те продукты, которые необходимы для приготовления вкусного теста, различных хлебобулочных изделий. Дети отбирают нужные картинки и составляют рассказ.

Беседа «Откуда хлеб пришел?»

Цель: Знакомство с процессом производства хлеба. Педагог задаёт вопросы:

  • Откуда берётся хлеб, который продают в магазине?
  • Какие вы знаете зерновые культуры? (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овёс).
  • Где растёт хлеб? (в поле)
  • Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
  • Куда везут зерно на машине с полей? (на элеватор)
  • Что такое элеватор? (здание, где хранится зерно)
  • Что дальше происходит с зерном?

С элеватора зерно везут на мукомольный завод, где из зёрен получают муку, затем везут на хлебозавод, где выпекают хлеб.

Педагог предлагает рассмотреть схему «Откуда хлеб пришел»: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети по схеме составляют рассказ. По ходу рассказа педагог задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

  • Кто сеет хлеб?
  • Труден ли труд хлебопашца?
  • Как получают муку?

Конкурс «Кто назовет больше изделий из теста?»

Поделить детей на две команды.

Команды называют изделия по очереди. Если какая-либо команда не может ничего сказать, она пропускает ход. За каждым ответ дается фишка. Побеждает команда, набравшая больше фишек.

Конкурс «А что потом»

Поделить детей на две команды.

Командам дается одинаковый набор продуктов (например: колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.). Дети должны разложить их в последовательности, соответствующей естественному ходу превращений. Если изделия соответствуют примерно одной стадии превращения, их кладут друг над другом. Воспитатель контролирует правильность и скорость выполнения задания.

Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришёл?»

Цель: Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Развивать связную речь детей. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба ( тракторист, сеяльщица, комбайнёр, рабочие зернотока, пекарь), сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (трактор, комбайн, сеялка, борона).

Материал: Карточки с изображением различных профессий хлеборобов, и машин, помогающим им в труде.

Ход игры: Педагог обращается к детям, говорит:

  • Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (просит ответить несколько детей).
  • Да, «Хлеб- всему голова!»- гласит народная пословица. Мы с вами с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Неправда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто- то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинки, тот её покажет. Но показать картинку можно будет только после сигнала водящего (хлопок).

Водящего выбирают считалкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

  • Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю- быстро приготоваить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день- год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).

Тот у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет:

«Трактор, его ведёт тракторист». Дальше аналогично рассказывают дети.

Дидактическая игра «А что потом?»

Цель: Систематизировать, закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Воспитывать сообразительность, быстроту мышления. Активизировать речь детей, их словарь.

Материал: Мяч. Ход игры:

  • У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (удобряют почву), тот , кто ответил, бросает мяч следующему ребёнку и спрашивает:
  • А что потом?.

Тот, кто не может вспомнить , что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мяч об пол, ловит его и бросает без ответа другому участнику. Проигрывает тот, кто чаще оставлял без ответа пойманный мяч.

Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба:

«Хлеб продают», «Хлеб на столе»

Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: Уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем, свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цель: Учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ране слова.

Ход игры: воспитатель называет какое – нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая… Пальто – тёплое, зимнее, старое, новое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Дом - деревянный, каменный, новый, панельный…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по теме "Железная дорога"

Этот материал может пригодится педагогам по теме : "Транспорт"...

Картотека дидактических игр на тему:"Звуковой анализ слова"

Материал создан для проведения мастер - класса на РМО по развитию речи. Игры можно использовать на ООД "Подготовка к обучению грамоте" в старшей и  подготовительной группах детского сада....

Картотека дидактических игр по теме "Геометрические фигуры"

Дидактическая игра: «Разложи фигуры»Задачи: формировать представления об основных цветах и о геометрических           фигурах, развивать зрительное во...

Картотека дидактических игр по теме "Космос"

В картотеке представлены дидактические игры для дошкольников по теме "Космос"...

Картотека "Дидактические игры по теме "Зима"

Дидактические игры для детей 2-6 лет...

Картотека дидактических игр на тему "Космос"

Хотела поделиться с коллегами найденным в интернете, но на мой взляд очень интерестным материалом, который мне пригодился в работе....

Картотека дидактических игр по теме "Зима"

Дидактические игры помогут организовать работу по развитию грамматической стороны речи у детей от 2 до 3 лет, обогатить словарь, уточнить значение слов, формировать словоизменение и словообразование....