Агрессия и предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
статья

Сафаралиева Разият Айнудиновна

 

       Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не удивительно, когда детям зачастую не хватает эмоционального тепла, понимания со стороны взрослых и т.д. С каждым годом агрессивных детей становится все больше и больше, и взрослые испытывают большие затруднения перед проблемой детской агрессивности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессия и предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

       Проблема агрессивного поведения детей остро стоит в наши дни и вряд ли кого-то можно удивить статистическими данными о росте детской преступности. И это не удивительно, когда детям зачастую не хватает эмоционального тепла, понимания со стороны взрослых и т.д. С каждым годом агрессивных детей становится все больше и больше, и взрослые испытывают большие затруднения перед проблемой детской агрессивности. Именно в дошкольном возрасте изучение агрессивности, коррекция агрессивного поведения и его профилактика носит величайшею ценность, т.к. данная черта находится в процессе становления как правило до 10 лет и своевременное вмешательство разных компетентных специалистов, работающих в одной связи может существенно повлиять на её устранение.  А с возрастом родители и учителя отмечают сложность, а порой и невозможность управления поведением детей, трудности в преодолении детской жестокости и враждебности.

    Основной мерой педагогического воздействия, временно помогающей, а иногда и не действующей, является наказание, после которого у детей отмечается внешняя сдержанность в поступках. Поведение ребенка становится будто бы более адекватным, ребенок начинает проявлять некоторую покорность взрослым, а потом все возвращается в исходное состояние. Любое проявление агрессии и склонность к агрессивности детьми является проблемой не только для ближайшего окружения ребенка, но и для общества в целом.

    Разными исследователями предложено большое количество определений агрессии, ни одно из них не имеет возможность быть признано исчерпающим и общеупотребительным. Для начала, под агрессией понимается мощная энергичность, влечение к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L., 1963) беседует об злости как веяния приближения к объекту или же удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) обрисовывает ее как внутреннюю мощь (не разъясняя ее происхождения), дающую человеку вероятность противостоять наружным силам. Под злостью понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. воздействия, которые вредят другому лицу или же объекту. Е.П. Ильин обрисовывает злость так: «это каждая конфигурация поведения, нацеленного на обида или же причинение вреда другому живому существу, не желающему аналогичного воззвания, в том числе и отвергающий его». Враждебность же, данный же ученый обрисовывает так: «свойство личности, которое отображает предрасположенность к брутальному реагированию при появлении неведомой и конфликтной ситуации». [2, с.160]

    Но не все создатели несомненно беседуют о неблагоприятных проявлениях брутального поведения, к примеру, В. Клайн считает, собственно что в злости есть конкретные лестные черты, которые элементарно важны для настоящей интенсивной жизни. Это - и напористость, и инициатива, и настойчивость в достижении цели, преодолении преград, и покорение интереса. Данными свойствами как правило владеют фавориты.

Еще по определению Э.Фромма, не считая разрушительной, неблагоприятной и отрицательной враждебность делает ещё и позитивную функцию и в том числе и считается доброкачественной. Брутальному вполне вероятно ребенку проще приспосабливаться к свежим обстановкам, коллективам, достичь забота. Враждебность считается актуальный реакцией. Брутальный малыш всякий раз получает базисные необходимости. [2, с.129]

Возрастает уровень взаимной агрессии в семье в связи с потерей материального благополучия и политической нестабильностью в обществе. Семьи легко распадаются, дети становятся добычей криминальных элементов. Отношения между людьми резко обострились: появились озлобленность, эгоизм, пренебрежение к интересам окружающих, вседозволенность в выборе средств поведения, потеря уважения к другим. Тревожным симптомом является рост числа агрессивных детей в дошкольных организациях.

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

  • Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами - пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т.е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.
  • Внутренняя агрессия - эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженную самооценку;
  • нарушения в отношениях со сверстниками.

Особенности агрессии детей:

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди - родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей - жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

В качестве основных причин проявления агрессивности в старшем дошкольном возрасте рассматривают:

1) стремление привлечь к себе внимание сверстников;

2) ущемление достоинства другого с целью подчеркивания собственного превосходства;

3) защита и месть;

4) стремление быть главным;

5) стремление получить желанный предмет.

В дошкольном возрасте инициаторами агрессии чаще становятся отдельные дети. Она проявляется в виде отдельных вспышек ярости и гнева и обычно носит инструментальный характер - дети просто не умеют добиваться авторитета и популярности конструктивно.

Ребенок не имеет друзей, сверстники его боятся, а родители при не грамотном подходе подавляют вспышки агрессии насильственным способом. Такой ребенок не умеет общаться со сверстниками, единственный способ контакта для него это драка, крик, если он хочет включится в игру он обязательно сделает так чтобы на него обратили внимание (ударит играющего, отнимет игрушку и т.д.). Такого ребенка сверстники начинают боятся, а взрослые желая побыстрее от него «отвязаться» исполняют его требования. Таким образом, агрессивное поведение становится для ребенка нормой и он не отдает себе отчета за последствия такого поведения. 

Агрессия как попытка самоутвердиться проявляется у дошкольников и в игре, и в общении со сверстниками. В игре ребенок как бы отрабатывает нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуационным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. Оборонительная агрессия очень типична для детей дошкольного возраста. Ее специфическая особенность в том, что она сопровождается гневом. А гнев - это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого - отнятая игрушка, для третьего - оскорбительное слово. В результате ребенок начинает бурно протестовать.

Причины агрессии у детей: 

- Ребенок получает мало внимания, его чувства никого не интересуют. Именно поэтому он тоже мало беспокоится о чувствах других людей. Ребенок копирует взрослых, относясь так же к окружающим. Если родителям (воспитателям) не интересен внутренний мир ребенка, они хотят дать ему желаемое, но им не интересно почему возникла такая потребность, ребенок привыкает получать все «быстрым» способом, не анализируя своё поведение.
Он отказывается делиться чем-то с другими детьми. Срабатывает инстинкт «охотника»: я - завоевал, значит это моё.
- Он взволнован новыми событиями в семье (будь то развод родителей, появление нового члена семьи или даже выход мамы на работу)
- Он проводит слишком много времени за просмотром телевизора, за игрой в компьютер (планшет, телефон)
- Возможно его часто наказывают. Он демонстрирует такую же модель поведения.
- Нестабильная социально-экономическая обстановка-отражается на ребенке, через беспокойное поведение родителей, возможно кто то из родителей потерял работу, или ему урезали зарплату.

- Ребенок не может себя контролировать - недостаточная саморегуляция

- Не справедливое отношение педагога к ребенку в детском саду;

Как предупреждают детские психологи, чаще всего агрессивное поведение начинает проявляется у детей в первый кризисный период (3 года). [3, с.200]

Варианты методов и приемов работы с агрессивными детьми.

1.Разговор с ребенком

Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной инструментальной агрессией. Цель беседы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе.

2. Составление объективной картины с кем хочет общаться ребенок в группе.

Можно предложить различные виды контакта с предпочитаемым другом, проговорить различные варианты.

3. Совместная игра

В игре есть возможность смоделировать жизненные ситуации, найти выход из затруднительного положения, или похвалить и еще раз проиграть ситуации где ребенок сделал правильный выбор.

4. Рисунок.

При рисовании дети неосознанно показывают свой внутренний мир, свои переживания и радости. С помощью грамотной трактовки рисунка можно понять о ребенке то, что он не сможет сказать.

Таким образом, можно полагать, что в дошкольном возрасте самое время предпринять определенные меры, для преодоления влечения к агрессивному поведению. Основная работа должна быть направлена на построение отношений родитель- ребенок, постараться понять корни данной проблемы. Построение и апробация такой коррекционной программы составляет дальнейшую задачу нашей работы.[7, с-54].

В заключение важно отметить, что педагогам и родителям необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача педагогов - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Список используемой литературы:

1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. - М.: Айрис-пресс, 2004.

2.Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. - М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998

3. Калинина Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб.: Речь, 2002.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.

5. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 1999.

6. Осипова А.А. Общая Психокоррекция. - М.: ТЦ "Сфера", 2002.

7. Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. - М.: АРКТИ, 2003.

8. Лютова Е. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. / Е. Лютова, Г. Монина. - СПб: Речь, 2000. - 153 с.

9. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей // Т.П. Смирнова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 154 с.

 10. Фурманов И.А. Мичурина Ю.А., Сарафанникова Н.С. К проблеме агрессивности у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2.;

Детская агрессивность. / И.А. Фурманов. - М., 2006. - 192 с.

Safaralieva Raziyat Ainudinovna

 Рsychologist Kindergarten No. 30 «Korablik»

694020, Sakhalin Oblast, Korsakov, Primorsky Blvd 5/2

e-mail: roza.safaralieva@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет при...

Организанция индивидуального общения с детьми и родителями Психокоррекционная программа по снижению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Работа с родителями агрессивных детей.Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она ...

Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста

Предпосылки формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста...

Предпосылки формирования коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Коммуникативная деятельность - один из способов получения информации о внешнем мире и формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер. Дошкольный возраст является сензитивным пер...

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий

Предпосылки формирования естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста посредством современных цифровых технологий...