Социально значимый проект "Солнышко лучистое" Первая младшая группа
проект (младшая группа)

Татьяна Анатольевна Белашова

Пояснительная записка.

Тема проекта: «Солнышко лучистое»

 Вид проекта: социально значимый

Продолжительность проекта: два месяца 02.06.2022 – 02.08.2022г

Участники проекта: дети первой младшей группы, педагоги, родители.

Актуальность:

Маленькие дети смотрят на наш мир широко открытыми глазами. Им все интересно, их все манит и привлекает. Познавательные потребности приводят к тому, что маленький ребенок с одинаковым рвением пытается освоить не только то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, но и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Предполагаемый проект «Солнышко - лучистое» обогащает сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений о мире, удовлетворяет любознательность детей. В конце мая – начале июня солнце начинает светить ярче, воздух становится теплее. Это, конечно, заметили дети. Но не знали ответов на вопросы: «Где ночует солнышко? Почему летом солнце стало светить ярче? Зачем нам солнышко?» Поэтому возникла проблема: «Как рассказать детям об особенностях солнца и его влиянии на природу и на человека, чтобы вызвать у детей интерес и желание узнать о солнце больше?» Речь детей трёх лет еще развита слабо, мал словарный запас, мал жизненный опыт. Они затрудняются называть какого цвета и формы солнце, мало используют глаголы, определения, связанные с солнцем.  Хотелось обогатить знания детей о природном объекте – солнце, показать влияние солнца на природу и расширить словарный запас детей.  В связи с этим была определена такая тема проекта.

Цель проекта:

  • Развивать у детей представления о природном объекте – солнце.
  • Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к природе.
  • Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.

Проблема:

 

  • В первой младшей группе наблюдается речевая пассивность детей. 
  • Низкий уровень знаний о солнце.
  • Родители не в полной мере формируют исследовательский интерес у детей к природе и солнышку.

Задачи проекта:

 

Воспитательные:

  • Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
  • Воспитать у детей правильное отношение к поведению на солнце, к правилам безопасности.
  • Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательность в играх.

 

Обучающие:

  • Дать детям элементарные представления о природном объекте – солнце, его влиянии на окружающий мир.
  • Научить детей воспринимать информацию, подкреплённую зрительным образом (солнце тёплое, яркое, от него светло, на него трудно смотреть.
  • Учить находить прямые аналогии к явлениям в окружающем мире (что греет) и к знакомым предметам по форме и цвету.
  • Закрепить понятия «желтый», «круглый», «похоже», «не похоже».
  • Формировать интерес детей к дидактическим играм с солнышком.
  • Учить детей отыскивать солнечного зайчика, рассказывать о его местонахождении, используя предлоги «на», «над», «под», «около»
  • Развить навык работы кисточкой, гуашью, пластилином; со строительным материалом
  • Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.

Развивающие:

  • Развивать элементы детского творчества в продуктивной деятельности.
  • Активизировать взаимодействие детей, родителей и педагогов в процессе проекта.

 

Ожидаемые результаты:

 

Для детей:

 

  • Дети будут иметь представление о солнышке, как источнике тепла и света.
  •  Обогатится активный и пассивный словарь детей за счет слов: «яркое», «светлое», «теплое», «светит», «улыбается», «греет»
  • У детей появится интерес к играм, развлечениям.
  • В книжном уголке появится новый герой "Солнышко - колоколнышко".

Для родителей:

 

  • Активное участие родителей в проектной деятельности.
  • Участие родителей в творческой выставке «Солнышко».
  •  Консультация " "Осторожно - солнце!"
  • Участие родителей в выставке «Книжка малышка»

 

Для педагога:

 

  • Изготовить лепбук «Солнышко»
  • Оформить фотовыставку «Солнечное настроение».
  • Распечатать консультации для родителей по данной теме.
  • Изготовить папку передвижку «Лето – вред и польза солнышка»
  • Организовать творческую выставку с родителями «Солнышко в ладошке».
  • Изготовить книжку «У солнышка в гостях»
  • Изготовить игру Солнышко с лентами
  • Изготовить дидактические игры: «Найди пару», «Спрячь колобка от лисички», «Построй лесенку к солнышку», «Укрась солнышко лучиками», «Пазлы солнышко»

 

Содержание проекта строится на принципах:

 

  • Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

 

  • Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

 

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

 

Этапы проекта:

 

I этап – мотивация

Воспитатель принесла в группу солнышко – колоколнышко и спросила детей: "Кто это? Давайте знакомиться, это солнышко – колоколнышко. Хотите узнать, зачем нужно солнышко? О том каким оно бывает, для чего нужно? Солнышко - колоколнышко нам расскажет о своих секретах".

II Этап - Подготовительный (разработка проекта).  

                                          

  • Определение проблемы.                                                                               
  • Постановка цели, задач.                                                                               
  • Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
  • Составление перспективного плана работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагога

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Консультации для родителей: «Ребенок и солнце», "Осторожно - солнце!", «Солнце доброе и злое»;

2. Беседы: «Летнее солнышко», «Что мы чувствуем, когда пригревает солнышко?», Беседа «Какого цвета солнышко?», «Если не было бы солнышка».

3. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением солнышка, природы летом.

4.Просмотр презентации: «Где живёт солнышко»; просмотр видео роликов «Радуга и солнышко», «Солнышко и тучка»

5.Беседа: «Такое разное солнышко»;

6.Рассматривание игрушек из разного материала;

7. Чтение художественной литературы: Чтение сказки «Краденое солнце» И. К. Чуковский, «Я и солнышко» О. Чусовитиной, «По солнечному лучику» М. Садовского, «Солнце в доме» Е. Серовой, Чтение потешки «Солнышко ведрышко»

8. Наблюдения за комнатными растениями.

9.Наблюдение на улице за растениями.

10. Самомассаж «Солнышко

11. Пальчиковые игры «Каждый лучик Солнышка», «Пальцы – лучики проснулись», «Солнце на небе проснулось».

12. Игра-забава «Поймай солнечного зайчика» (с зеркалом) 

Пальчиковая игра «Каждый лучик Солнышка».

13. Наблюдение за изменениями в природе, связанных с солнцем.

14. Рассматривание картинок: «Такое разное солнышко» - Подбор потешек: «Солнышко-колоколнышко» «Солнышко-ведрышко» «Солнышко, покажись…» «Лето -красное» «Вот и лето пришло…»

15. Тематические прогулки:

«Здравствуй, солнечный зайчик!». «Солнечная мозаика».

«Наблюдение за солнцем летом».

16. Составить картотеку стихов, потешек, загадок на тему «Солнышко, лучистое».

17. Подготовка атрибутов для игр, занятий по теме.

18. Подобрать консультативный материал по данной теме для родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Рисование: «Лучики для солнышка», «Подсолнух»; «Солнышко – вёдрышко»

2.Раскрашивание «Какие мы разные»;

3.Рисование с элементами лепки «Вот такие лучики»; «Солнечные зайчики»;

4.Раскрашивание раскрасок: «Грустное и весёлое солнышко», «Петушок»;

5.Лепка: «Сделай лучики»;

6.Отгадывание загадок о солнышке;

7.Разучивание русских народных потешек и песенок;

8.Конструирование: «Домик для солнышка», «Лесенка к солнышку

9.Слушание музыкальных произведений из «Детского альбома» П. Чайковского, «Ой да солнце красное»

10.Подвижные игры:

 «Солнышко и дождик», «Солнечный зайчик»,

«Греет солнышко теплее»

11.Дидактические игры: «Собери солнышко», «Картинки-загадки»,

«Выкладывание солнышек на полоске», «Веселые загадки о солнышке»,

«Что на что похоже?»,

«Холодно-тепло», «Лучики для солнышка», «Сложи солнышко»

12. Заучивание стихотворения «Солнышко- вёдрышко», «Солнышко встало».

13. Игры с прищепками «Собери солнышко»

14.Конструирование «Башенки к солнышку», «Лесенка к солнышку.

15. Рассматривание в солнечный день теней.

16. Игры с крупой «Нарисуем солнышко»

17. Работа с пластилином «Лучики для солнышка».

18. Игры с мозаикой- Выкладывание солнышка.

 

 

 

 

 

 

1.Совместные игры родителей

с детьми в игрушки (дома);

2.Сбор поделок своими руками

 к выставке;

Изготовление игрушек-самоделок

к выставке «Солнышко в окошке»

 совместно с детьми.

3.Творческая выставка родителей и детей «Солнышко».

4. «Вот какое солнышко»

Проведение наблюдений за восходом и закатом солнца (с помощью родителей дома).

 

 

III. Этап – Исследовательский.

 

  • Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  •   Выполнение проекта.

 

Развивающая предметно-пространственная среда оформлена в соответствии с темой проекта.

 

Центр книги:

  • Русские народные сказки, К.Чуковский «Краденое солнце», «Растения и солнце», Каталог картин «Времена года», «Стихотворения и загадки про солнышко»
  • Стихотворения И. Черницкой «Солнышко красное», Л. Некрасовой «Веселое солнышко»;
  • Лепбук «Солнышко»
  • Новый персонаж "Солнышко - колоколнышко".
  • Картотека стихов, потешек, загадок на тему «Солнышко, лучистое».

 

Центр физкультуры:

 

  • Маски цыплят
  • Погремушки, ложки-шумелки
  • Мячи разного цвета

Дидактические и подвижные игры «Капельки и тучки» и «Солнышко», «Солнышко и дождик», «Греет солнышко теплее», «Солнечный зайчик», «Выкладывание солнышек на полоске

  • Разноцветные ленточки
  • Зонтик и макет солнца

Центр экспериментирования:

  • Песок, крупа
  • Мыльные пузыри
  • Природный материал
  • Куколки, тазики, лейки
  • Деревянные палочки
  • Пупсы, кораблики, пособие для переливания воды

 

Центр игры:

 

  • «Солнышко»,
  • «Собери домик для солнышка»,
  • «Какой игрушки не стало»,
  • «Чудесный мешочек»,
  •  «Лесенка для солнышка»,
  •  Разрезанные картинки «Солнышки»;
  • «Найди пару»,
  • «На что похоже солнышко (геометрическая фигура»,
  • «Подбери лучики солнышку»,
  • «Укрась солнышко»
  • «Спрячь колобка»

Центр музыки:

 

  • Подборка песен и музыки для прослушивания и танцевальных движений
  • Ноутбук с подбором презентаций о солнышке
  • Подборка дисков для пальчиковой гимнастики.

Центр искусства:

 

  • Карандаши
  • Краски
  • Мелки
  • Раскраски солнце, цветы
  • Пластилин и досточки
  • Бумажные салфетки
  • Тычки, ватные палочки, ватные диски

Взаимодействие с семьей:

  • Папки – передвижки:
  •  «Лето – вред и польза солнышка»
  • «Ах, лето – прекрасная пора»»
  • Консультации для родителей:
  • Консультация для родителей «Польза и вред от солнца»
  • Консультация для родителей «Заботливое солнышко».
  • Консультация для родителей «Солнце доброе и злое»
  • Консультация для родителей «Проводим лето с пользой»

 

IV – Итоговый

 

Итоговым мероприятием стал совместный показ кукольного театра «В гости к солнышку» детьми старшей группы.                   

 

 

Полученные результаты проекта:

 

  • У детей появились знания о природном объекте – солнце и его влиянии на окружающий мир, наблюдали за изменениями в природе, связанные с солнцем.
  •  Дети узнали, что благодаря солнцу живут растения, люди, животные, без солнца не было бы жизни на Земле.
  • Дети проявляют инициативу: рассматривают иллюстрации о солнышке, участвуют в беседах
  • С удовольствием рисуют, используя   нетрадиционную технику рисования, лепят, играют в разные игры.
  • Совместная выставка "Солнышко»".
  • Совместно с родителями собрали библиотеку книжек-малышек.
  • Игра-забава «Подбери лучики солнышку»
  • С/игра «У солнышка в гостях»
  • Информация для родителей ««Проводим лето с пользой»
  • Взаимодействие с библиотекой: обмен художественной литературы для родителей и детей.

Продукт проектной деятельности:

 

  • Выставка совместного творчества детей, родителей и воспитателя, изготовление дидактических игр. «Лучики для солнышка», «Построй домик для солнышка», «Какой игрушки не стало», «Чудесный мешочек», «Спрячь колобка», разрезанные картинки «Мы такие разные», «Найди пару», «Укрась солнышко», «Подбери тучку солнышку»
  • С/игра «В гости к солнышку»
  • Оформление альбома «Мы такие разные солнышки».
  • Взаимодействие с центральной детской библиотекой.
  • Творческая выставка поделок родителей «Солнышко»
  • Изготовлен лепбук с играми «Солнышко лучистое»
  • Фотовыставка «Наше солнечное настроение»
  • Мини выставка книжек малышек

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной области «Социальное развитие» для первой младшей группы.

Перспективное планирование  образовательной области «Социальное развитие»Вид деятельности – познавательно-исследовательская форма работы  -  Развитие доброжелательности, эмоц...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МИРУ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА» «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ» МДОУ ЦРР Д/САД № 15

1.Создание атмосферы эмоциональной безопасности.2.Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.3.Повышение эмоционального тонуса.4.Развитие чувства ритма, координации движения.5...

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности по теме «Эффективные средства ознакомления младших дошкольников с предметным и социальным миром» во второй младшей группе «Светофор»

Цели:познакомить с сигналами светофора;закрепить знания цветов: красного, зелёного, жёлтого;продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, c понятиями: пешеход, про...

Социально-значимый проект в подготовительной группе на тему «Дорогою добра»

Добрых людей, как всегда, не хватает,Добрых людей, как всегда, дефицит.Добрых людей не всегда понимают,Сердце у добрых сильнее болит.Добрые — щедро больным помогают,Добрые — дарят тепло и уют,Добрые —...

Социально – значимый проект в старшей группе по экологии на тему «Лёгкие планеты»

Формировать экологическую культуру детей, расширять представления о многообразии растительного мира....

Социально-значимый проект в старшей группе «Здоровым быть легко!»

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда форм...

Паспорт социально-значимого проекта в подготовительной группе "Будь здоров!"

Паспорт социально-значимого проекта в подготовительной группе "Будь здоров!"...