КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
методическая разработка (младшая группа)

Мубаракшина Лиля Рафиковна

Инновационная карта воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mubarakshina.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

воспитатель

Первая квалификационная работа

                                 Мубаракшина Ляля Рафиковна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

  «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель, с первой квалификационной категорией

Мубаракшина Ляля Рафиковна

Стаж работы в должности

6 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, опытно-экспериментальный, рассчитан на детей раннего возраста.

Период реализации опыта 2 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования.

ЗАДАЧИ:

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать перспективный план работы с детьми;

5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Чудеса со снегом», «Волшебная капелька», «Маленькие исследователи», «Мамочка самая милая», «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Покормите птиц зимой», и другие

6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность);

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания.

- предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО.

- родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций.

Цель, преследуемая автором

Актуальность:

Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Развитие познавательной активности у детей -  вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.

 

У меня, как  педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей раннего возраста (экспериментальная деятельность);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений.

Содержательная форма представления педагогического опыта

1 этап

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей.

3. Составление плана работы с детьми и родителям.

4.Подготовка практического материала: (наглядные  пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию)

2 этап  

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

- Практическое применение наработанных материалов с детьми раннего возраста.

- Фотоотчеты о проделанных мероприятиях.

- Конспекты НОД.

- Промежуточная диагностика детей

по данной теме.

- Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

- Консультации для родителей по данным темам.

- Папки передвижки.

- Опыты и экспериментирование.  

3 этап  

- Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

-  Выступление на РМО с опытом работы.

- Размещение информации по данной теме на сайте детского сада на личной странице: https://nsportal.ru/mubarakshina-lilya-rafikovna

-  Самоанализ педагогической деятельности.

-  Обобщение и распространение педагогического опыта.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использование проектных технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно традиционными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение интересным содержанием, для развития потенциала воспитанников.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В. А.

Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мира открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность!

В проектной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов:

•        Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт.

•        Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему.

•        Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д.

•        Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе.

•        Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

В работе по экспериментированию использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, экскурсии, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:

  • Целевые прогулки.
  • Занятия с детьми..
  • Игровая деятельность.
  • Наблюдения.
  • Разучивание потешек  и стихов, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.
  • Привлечение детей к посильному для них общественно-полезному труду.
  • Опыты и экспериментирование.
  • Обогащение и стимулирование детского творчества.

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результативности.

  • Муниципальный конкурс «Кроха, вперед!» (Участник,2019 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Двор для птиц» экологической акции по подкормке зимующих птиц «Покормите птиц зимой» (Участник,2019 г)

  • Муниципальный конкурс мастеров художественного вязания: «Счастливое детство». (Лауреат 1 степени,2020 г)

  • Муниципальный конкурс «Настольная экологическая игра» лото «Следы, и кто что ест». (Лауреат 3 степени,2020 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Животные и растения национального парка «Зюраткуль» экологической акции «В лесу родилась ёлочка…и пусть она растет» (Лауреат 1 степени,2020 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Животные и растения национального парка «Зюраткуль» экологической акции «В лесу родилась ёлочка…и пусть она растет» (Лауреат 3 степени,2020 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Листовка» экологической акции «В лесу родилась ёлочка…и пусть она растет» (Лауреат 3 степени,2020 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Моя кормушка» экологической акции по подкормке зимующих птиц «Покормите птиц!» (Лауреат 1 степени,2021 г)

  • Муниципальный конкурс в номинации «Моя кормушка» экологической акции по подкормке зимующих птиц «Покормите птиц!» (Лауреат 2 степени,2021 г)

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

1) Открытое занятие: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков (Отзыв от 07.12.16 г.)

     -Формировать интерес к экспериментальной деятельности

2)Медико-педагогическое совещание «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» (Протокол от 27.10.17 №1)

-Формирование сенсорного развития детей раннего возраста через дидактические игры

3) Выступление на медико-педагогическом совещание «Методы речевого общения детей раннего возраста». (Протокол от 27.12.17 №2)

-Формирование речевого развития.

4) Открытое занятие: «Петушок, курочка и цыплята» (Отзыв от 18.01.2018 г)

-Формировать первоначальное представление о домашних птиц.

5)Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста (Протокол от 09.04.2018)

-Повышения профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования лэпбуков

6) Мастер-класс для воспитателей «Изготовление лэпбука и применение в работе с детьми раннего возраста» (Протокол от 11.04.18г .№ 3)

- Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук.

7) Медико-педагогическое совещание: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста проект «Мой детский сад » (Протокол от 26.04.18г .№ 4)

8) Открытое занятие драматизация сказки «Теремок» (Отзыв от 21.05.18г)

- Формирования интереса у детей к театрализованной части

9) Выступление на медико-педагогическом совещание «Игры с использованием фигур и картинок» (Протокол от 18.10.18г)

-Формирование речевого развития

10)  Квест-игра «Посадил дед репку» для воспитателей ДОУ. (18.12.19г)

11) Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой»  (09.03.19г)

-Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы; активизировать совместную деятельность родителей и их детей.

12) Открытое занятие по физической культуре в группе раннего возраста «Прогулка с Зайчиком в зимний лес»

 (Отзыв от 19.03.19 г)

-Создать  условия для комфортной двигательной активности детей, побуждать к движениям, действиям, направленным на совершенствование двигательных навыков.

13) Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя мамочка самая лучшая» 06.03.20г

-Воспитывать  любовь и уважение к матери, способствовать формированию добросердечных взаимоотношений между детьми и их мамами.

14) Открытое занятие  по художественно- эстетическому развитию « Снег идет» от 20.03.20г

-Формирование умений детей передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, видеть в рисунке образ падающего снега

15) Выступление на районном методическом объединение воспитателей групп раннего возраста «Игры в период адаптации детей в ДОО». Протокол №1 от 05.02.20

16) Показ  на медико-педагогическом совещание интерактивные игры «Дикие и домашний животные»от

 04.04.21 г.

-Повышение профессиональной компетентности и педагогическое мастерства воспитателей групп раннего возраста

17) Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности « Чудеса со снегом»в группе раннего возраста. От 17.03.2022 г.

18) Открытое занятие по нравственно - патриотическому воспитанию «Флаг Россий» от 22.03.22 г.

- Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста

19)Показ  на медико-педагогическом совещание интерактивные игры «Времена года» от 31.03.22 г.

20) Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста «Роль дидактических игр и пособий в познавательном развитии детей раннего возраста» .Протокол №3 от 14.04.22 г.

21)Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста открытое занятие «Флаг Росии».Отзыв от 14.04.22 г.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

-Консультация для родителей: «Особенности адаптации в ясельной группе"», «Дидактические игры как средство сенсорное развития  детей раннего возраста», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».

-Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста»

-Проект: «Мамочка милая моя».

-Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области« Познавательное развитие» (экологическое воспитание)на тему « Дикие животные в зимнем лесу»в первая младшая группа №2

-Конспект познавательно-исследовательской деятельности в группе раннего возраста «Снежинка в гостях у ребят»

-Конспект непосредственно образовательной деятельности экспериментальной деятельности с камнем

 в группе раннего возрасте №2Тема: «Волшебные камни»

-План работы по самообразованию: Тема «Ознакомление детей раннего экспериментирование» возраста с окружающим миром через детское

-Презентация «Весна пришла»

-Презентация «Дикие животные»

-Презентация «Здравствуй, зимушка – зима!»

-Презентация на тему: «Домашние животные и их детёныши »

-Презентация по окружающему миру. Тема: «Весна красна» (для детей раннего возраста 2-3 года)

-Презентация по теме: «Осень» в группе раннего возраста

-Проект по патриотическому воспитанию «Мой детский сад».

-Рекомендации родителям «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

-Конспект НОД по патриотическому воспитанию в группе раннего возраста «Моя семья».

-Буклет" Сенсорное воспитание детей через дидактические игры"

-Интерактивная игра «Дикие и домашние животные» в группе раннего возраста

-Интерактивная игра "Домашний животные"

-Интерактивная игра "Зимушка зима"

-Интерактивная игра «Весна пришла»

-Интерактивная игра «Золотая ОСЕНЬ"»

-Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области по теме «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства»        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»

Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...