Картотека наблюдений в разных возрастных группах
картотека

Устюгова Надежда Аркадьевна

Картотека наблюдений в разных возрастных группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_nablyudeniy.docx25.29 КБ

Предварительный просмотр:

        

Наблюдение за первыми  цветами на участке - Мать-и-мачеха

Цель: Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзиночку.

Ход

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый.

Желтый маленький цветок

О каком цветке говорится в загадке?

А вы заметили появление первых цветов на участке?

Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?

Где они появились?

Какие они?

На что похожи?

Какие листья у мать-и-мачехи (почему ее так называли)?

Мать и мачеха обычное растение или лекарственное?

Что нужно растению для роста?

Что будет с растением если будет мало получать света и воды?

как появляются семена у мать-и-мачехи?’

Как нужно относиться к растениям?

Наблюдение за комнатными растениями – бегонией и фиалкой

в старшей группе.

Цель: выделение характерных признаков бегонии и фиалки (у бальзамина есть стебель, листья, цветы; у фиалки нет стебля. Листья бальзамина тонкие, светло-зеленые, на концах есть зубчики, у фиалки листья темно-зеленые с ворсинками).

Ход

Как называются наши растения?

Как мы за ними ухаживаем?

Чем они отличаются?

А чем они схожи?

Посмотрите, что видно сверху?

Почему видны корни?

Что надо сделать, чтобы они росли лучше?

Что мы будем сначала делать, приготовим новый горшок или надо вынуть растение из старого горшка?

А как мы, ребята, приготовили горшок?

Что ещё мы приготовили?

Как приготовили землю, какой она стала?

Посмотрите, как выглядят эти корни у бегонии?

Чем же отличаются эти корни, от корней предыдущей бегонии?

О растениях нужно заботиться или они растут сами по себе?

Наблюдений  за живым объектом - за золотой рыбкой в аквариуме

в старшей группе

Цель: Познакомить с аквариумной рыбкой, сообщить ее название; вызвать эмоциональный отклик (радость) от восприятия золотой рыбки, желание наблюдать за ней.

Ход

Пышный хвостик, плавники,

Глазки чёрные у них,

Чешуя горит-играет,

Как ту рыбку называют?

Что нужно, чтобы рыбка хорошо себя чувствовала, не болела?

Чем рыбка дышит?

Что и как ест рыбка?

Как реагирует на действия людей?

Нужно ли кормить рыбку каждый день?

Что есть у рыбки?

 Рыбка живая - о ней надо заботиться.

Нужно ли чистить аквариум?

Что случится если не чистить аквариум?

Как рыбка плавает?

Если рыбка плавает вяло, качается, заваливается на бок?

Как рыбка отдыхает?

Аквариум с золотой рыбкой - это красиво.

Почему человеку приятно смотреть на аквариум?

Наблюдений  за живым объектом - за кошкой

в младшей группе

Цель: Продолжать, расширять и уточнять знания детой о домашнем животном - кошке. Знать характерные особенности строения животного; шерстка защищает кошку от холода; ходит кошка бесшумно, тихо, как ест.

ход

Острые ушки, на лапках – подушки.
Усы, как щетинки, дугою спинка.
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
Молоко пьёт, песенки поёт.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт.

Что это за животное?

Что есть у кошки?

Зачем кошке язычок?

Зачем кошке ушки?

Зачем кошке усы?

Чем покрыта кошка?

Что у кошке на лапках?

Где она живёт?

Кто ухаживает за кошкой?

Что кошка ест?

Что будет с кошкой если ее не кормить и не ухаживать?

У вас дома есть кошка?

Как она выглядит?

Какие у неё повадки?

Как нужно относиться к кошке?

Наблюдение на прогулке за явлениями живой природы –

за березой в младшем дошкольном возрасте.

Цель:  расширение представлений о дереве;  формирование знаний об особенностях березы, по которым можно выделить среди других деревьев. Учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев.

ход

Эта модница лесная

Часто свой наряд меняет:

В шубке белой зимой,

Вся в серёжках весной,

Сарафан зелёный летом,

В день осенний в плащ одета.

Если ветер налетит,

Золотистый плащ шуршит 

Про кого эта загадка?

Есть ли у нас на участке это дерево?

Как вы догадались, что это березка?

Нравится вам березка?

Почему?

Листочки у березки большие или маленькие?

Где растут листочки?

Как они крепятся к веточкам?

Какую форму имеют эти листья: продолговатые или округлые?

У листочка есть острый кончик?

Какого цвета березовые листочки сейчас?

У березовых листочков, как и у листьев других деревьев, есть хвостики?

Как вы считаете, для чего листочкам хвостики?

Кто покажет ствол березы?

Какого он цвета?

Какая кора у березы?

Какая березовая кора на ощупь?

Как дерево держится на земле и не падает?

Как дерево пьет воду?

Что нужно березе для роста и жизни?

Наблюдение на прогулке за явлениями не живой природы –

за песком на участке в старшем дошкольном возрасте.

Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка; закрепить знания о свойствах песка.

Ход

Он рассыпчатый такой,

А на солнце золотой.

Как намочишь ты его,

Так построишь хоть чего.

О чем говориться в загадке?

Какого цвета песок?

Сухой или влажный?

Липкий или сыпучий?

Что будет с песком, если подует ветер? 

Чем отличается сырой песок от сухого?

Что можно делать с песком?

Можно лепить из сухого песка?

Почему?

В какой профессии нужен песок и для чего?

Из чего состоит песок?

Песок опасен для здоровья?

Что нужно делать, если песчинки попали в глаз?

Какие правила нужно соблюдать при игре с песком?

Наблюдение из окна за явлениями не живой природы

в младшем дошкольном возрасте.

Цель: Закреплять знания о том, что дождь бывает разный (осенний-холодный, моросящий, весенний-тёплый, ласковый, что дождь очень нужен природе.

Ход

С неба капает вода,

Зонт возьму сегодня я,

Что такое началось,

Что его мне взять пришлось?

О чем говориться в загадке?

Ребята, прислушайтесь, кто это стучит в окно, слышите?

Посмотрите в окно, вы видите дождь?

Вы не боитесь дождика?

Какой он?

Куда падают дождинки?

Нас может сейчас дождик намочить?

Почему перестали летать птички?

Почему?

Что в руках у людей?

Как стало на улице?

Нужен ли дождь?

Наблюдение из окна за явлениями не живой природы –

за облаками в старшей группе

ход

Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывет.

О чем говорится в загадке?

Что такое облака?

А где находятся облака?

Какого они цвета?

Какие бывают облака?

Какие облака посылают нам дождь?

Почему облака двигаются по небу?

Посмотрите на небо, какое оно? 

Есть ли на небе облака?

Есть ли темные облака на небе?

Как называются такие облака? 

На что облака похожи?

Какие бывают облака? 

Какие они сегодня?

Из чего состоят облака?

Можно ли по облакам предсказывать погоду?

Посмотрим сейчас на облака внимательно и попробуем определить, какая будет погода?

Нужны ли облака и зачем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток для разных возрастных групп

Отдых необходим всем-и взрослым,и малышам. Особенно малышам. И совершенно неважно сколько лет этим малышам-один годик или завтра в школу..Физминутки помогут отдохнуть,сменить вид деятельности,и,с удов...

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО

Наблюдение и сравнительный анализ психолого-педагогического процесса в разных возрастных группах ДОО карты анализа занятий...

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах

Картотека художественного слова для разных режимных моментов в разных возрастных группах (II младшая – подготовительная группы)....

Картотека экспериментов в разных возрастных группах

Картотека экспериментов в разных возрастных группах...

Руководство наблюдениями в разных возрастных группах

как правильно организовать наблюдение на прогулке в разных возрастных группах...