Методическая разработка. Консультация для педагогов. Социально - нравственное воспитание детей в ДОУ в процессе приобщения их к истокам народной культуры.
методическая разработка

Андрианова Наталья Юрьевна

Методическая разработка. Консультация для педагогов. Социально - нравственное воспитание детей в ДОУ в процессе приобщения их к истокам народной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Социально - нравственное воспитание детей в ДОУ в процессе приобщения их к истокам народной культуры»

Слайд 1 Социально – нравственное воспитание - процесс социализации и усвоения ребенком нравственных ценностей, нравственных чувств и социально ценностных ориентаций.

По определению В. Абраменковой, под социальным развитием детей понимается усвоение традиций общества, культуры, среды, в которой ребёнок растет, формирование его ценностей, навыков общения.

Социальное воспитание дошкольника — это постижение мира человеческих отношений, открытие ребенком законов взаимодействия между людьми, то есть норм поведения. 

Слайд 2

ФГОС ДО пункта 2.6 объясняет, что:

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 4. Задачи работы с воспитанниками в ДОУ:

1. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране.

2. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно - эстетическим ценностям.

Образовательные результаты: Инновационная программа «От рождения до школы»

К концу года дети понимают, что Земля наш общий дом. На земле много разных стран, что очень важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции. Иметь представления о многообразии народов, знать элементы культуры и обычаев…

Слайд 4. Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов.

В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Народная культура включает в себя способы понимания окружающей реальности и взаимодействия с ней, идущих из практической жизни того или иного народа, из особенностей духовности этого народа, его менталитета. 

Народная культура объединяет такие аспекты как система идей, ценности, нормы, традиции, образцы социального поведения, религиозные верования, отображенные в массовом сознании людей в целом и сознании отдельного человека в частности.

Слайд 5. Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

  • Культура базируется на народных традицияхобычаях, ценностях (сжигание чучела на «масленицу);
  • Для нее характерны коллективность процессов творчества, анонимность создателей (например, пословицы и поговорки — мало кому известны их действительные авторы);
  • Сохранение созданных культурных продуктов, их передача происходит из поколения в поколение (например, народные костюмы);
  • Ее передача осуществляется в основном устно (былины, сказания, сказки);
  • Демонстрирует национальный характер (национальные костюм и национальные блюда);
  • Базируется на идее самобытности развития конкретного государства, народа (былины и легенды, которые раскрывают историю становления народа, его прошлое);
  • Традиционность и пассивность (народные танцы передаются из поколения в поколение в неизменном виде);

Слайд 6.   Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Универсальное значение понятия «Культурное наследие» воспринимается как нормы, ценности, правила и традиции.

 Материальное культурное наследие – культурные достижения общества, его исторический опыт, выраженный в рукотворных объектах и предметах, представляющих общечеловеческую ценность. (Здания. Постройки. Предметы быта. Произведения искусства и религии)

Нематериальное культурное наследие — обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия.

Слайд 7 Традиции: Верования, Обычаи, Обряды, Празднования

Устное творчество: фольклор: сказки, пословицы, поговорки, былины, малые фольклорные жанры.  

Музыкально – песенное творчество: песни, танцы, обряды

Игровое творчество: игры подвижные, хороводные, игры- забавы (Ладушки. Коза рогатая…Игры с предметами (бирюльки), Сюжетные (с героем, с ролью)

Языки и диалекты

Слайд 8.

Заключение:

Говоря о духовно – нравственном воспитании это прежде всего умение жить в согласии с другими людьми любить свою Родину, беречь ее достояния. Своя культура выделяется человеком как «особенная» первая с которой он свыкается, сживается которую впитывает.

Удивительная возможность почувствовать себя частью великого народа, своей страны. Научиться уважать и ценить прошлое и настоящее. Волноваться о будущем.

Л. С. Выготский: «В период дошкольного детства формируются системы отношений между ребенком и социальной действительностью определяющие тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Социально-нравственное воспитание детей является приоритетным во многих образовательных программах, реализуемых в дошкольных учреждениях. Мне как педагогу часто приходится выступать перед родителями и...

Курсовая работа «Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры»

В данной работе отражены теоретические и практические вопросы соципально-нравственного воспитания детей в процессе приобщения к истоках русской народной культуры....

Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в процессе приобщения к истокам русской народной культуры

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления эт...

Методическая разработка вечера досуга по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

В разработке представлены области интеграции , цели, задачи, оборудование; план проведения досуга с названиями игр, аудиозаписей....

Методические рекомендации для педагогов "Социально-нравственное воспитание детей "Дружба, умение дружить"

Методические рекомендации для педагогов "Социально-нравственное воспитание детей "Дружба, умение дружить"...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"

quot;Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности"...