Опыт работы «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»
методическая разработка

Приймак Татьяна Владимировна

Формирование музыкально - творческих способностей ребенка через элементарное музицирование, театральную и досуговую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo-2019_doklad.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 17 г. Россоши

Россошанского муниципального района Воронежской области

:

Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»                                                          

                                                                           

                                                                         

.

        Подготовила

  музыкальный руководитель

                                                                                                           Приймак Т.В.                                                          

                                                 

      В современных условиях реформирования отечественного образования особое внимание уделяется проблеме развития самостоятельности, свободы и творческой инициативы личности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала человека на всех этапах его жизненного пути.

     Творческая деятельность ребенка не обязательно приводит к творческому результату, но участие в ней не проходит бесследно, т. к. совершенствуются его качества, как творческой личности. У каждого ребенка есть способности. Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т.е. творчески проектировочную среду.

       Дошкольное детство - сензитивный период становления творческих сил и способностей ребенка. Определены подходы к творческому развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности: познавательной, игровой, художественной, литературной, театральной, конструктивной. Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка.

Культурно — досуговая деятельность в условиях детского сада рассматривается, как приоритетное направление здоровьесбережения и организации творческой деятельности ребенка.

     При организации культурно-досуговой деятельности, решается целый ряд педагогических задач:

— укрепление здоровья детей, физического и психического состояния организма;

— формирование у детей первоначальных представлений о культуре в целом, исходя из их психофизиологических особенностей;

— приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;

— развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;

— обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;

— ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине.

       В Организации досуговой деятельности с детьми – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает культурный отдых детей, их эмоциональную разрядку, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников. Досуговая деятельность детей - это самостоятельный и специфический компонент воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения; важная сфера жизни детей, которая создает условия для развития культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей (духовных, нравственных, эстетических) различных видов искусств. В итоге это способствует формированию индивидуальных способностей и интересов, раскрытию талантов и возможностей войти дошкольнику в культуру через творчество. В дошкольном образовательном учреждении она имеет следующие виды:

- развлечения – концерты, вечера досуга, театрализованные представления, музыкальные викторины и конкурсы, игры-забавы, развлечения с использованием технических средств обучения, различные виды театра (кукольный, теневой, пальчиковый, театр игрушки, театр картинок, плоскостной театр и т.д.);

-праздники – международные, государственно-гражданские, народные и фольклорные, православные, бытовые, семейные и специально организуемые;

-музыкально-образовательная деятельность — познавательные беседы, экскурсии, посещения музеев, выставок, концертов;

-отдых – игровая деятельность, прослушивание по желанию ребенка различных произведений, просмотр иллюстраций, фильмов и музыкальных сказок.

     Для развития творческого потенциала дошкольников в продуктивной культурно - досуговой деятельности необходимо использование поэтапной педагогической технологии, включающей два взаимосвязанных этапа:

-развитие познавательного интереса детей к продуктивной деятельности, освоение базовых умений в разных ее видах;

-сотворчество педагога и ребенка в продуктивной досуговой деятельности.

      Для того чтобы в период посещения дошкольного образовательного учреждения у ребенка полноценно развивались его творческие способности, появилось любимое дело на всю жизнь, возникла потребность в культурном времяпрепровождении, важно обеспечить комфортные условия для развития дошкольника.

      В основе организации детских праздников, развлечений, самообразования ребенка и его творческой деятельности положены и взаимосвязаны принципы, определяющие отдельные стороны самого процесса досуговой деятельности. Это принципы:

-детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;

-интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств и видов досуговой деятельности;

-увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей:

-дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;

-сотрудничества «педагог – ребенок» - сотрудничество детей и педагога, демократичность их общения;

-системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний, т.е. повторения и учения.

-гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;

-природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности.

     Реализация принципов организации досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномаштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

      Творческое самоосуществление личности ребенка и актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекает в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность.

       Культурно-досуговая деятельность дает детям возможность овладевать всем многообразием национальной и мировой культуры, театрального искусства, народного фольклора, песенного искусства, живописи, лепки, аппликации и т. д., а также определенной частью образовательных программ. Культурно-досуговая деятельность отвечает социальным и индивидуальным культурным потребностям дошкольников и наиболее активно способствует формированию духовности, высокой культуры нравственности и воспитанности. огромное влияние на подрастающее поколение оказывает сфера досуга, так как в ней средствами культурно-досуговой деятельности удовлетворяются потребности в познании окружающего мира, самовыражении и самоутверждении, культурно-досуговая деятельность направлена на удовлетворение личностных потребностей и интересов в сфере досуга; на всестороннее развитие личности ребенка, являющееся целью культурно-досуговой деятельности, в процессе которой методика, в конечном счете, преобразует социально-культурную природу своего предмета, мотивирует субъектно-объективные отношения.

В процессе организации детского досуга реализуются самые различные функции:

       Досуг для детей - это сфера, в которой, выступая в новых социальных ролях, они особенно остро раскрывают естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

       Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляется в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на настоящую и всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна еще одна функция — творческая.

       Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга-коммуникативную;

      Досуг — это сфера социализации, в которой происходит подготовка подрастающего поколения к жизни, и таким образом осуществляется мировоззренческая функция;

-досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция;

-жизнедеятельность современных детей предельно насыщена, строго регламентирована и требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг осуществляется преимущественно на основе игровой деятельности.

-рекреационная функция — восстановление и воспроизводство утраченных сил в рамках досугового времени;

-более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга.

-гедонистическая функция - получение наслаждения от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить.

      Таким образом, реализация всех функций позволяет активно использовать досуг в качестве средств, реализующих самые разнообразные задачи.

     Досуговая деятельность в условиях детского сада является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников. Дошкольные образовательные учреждения предполагают взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей. В последние десятилетия наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

      Семья для ребенка – это маленький мир, в котором он находит примеры для подражания, учится жить в обществе. Но, к сожалению, у родителей не всегда находится время для общения с ребенком.

      Признание приоритета семейного воспитания требует таких воспитательных отношений семьи и образовательных учреждений, которые определяются сотрудничеством, взаимодействием и доверительностью.

     При взаимодействии с семьями воспитанников основной целью является вовлечение родителей в образовательный процесс.

     В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями по разным вопросам воспитания. Среди других вопросов видное место занимает пропаганда музыкально-эстетического воспитания детей в семье.

     Во время совместных мероприятий в нашем детском саду родители вместе с детьми становятся полноправными участниками праздника.

    Дети очень любят такие праздники, с удовольствием показывают то, чему научились, «болеют» за своих родителей, радуются их победам, гордятся ими. А для родителей такие праздники – это возможность всем вместе весело и интересно провести время, стать ближе, вырасти в глазах своего ребенка, да и самим на время стать беззаботным ребенком.

       Разнообразие направленностей культурно — досуговой деятельности представляет огромные возможности для укрепления физического и психического здоровья дошкольников, расширения и углубления их знаний. Дети получают практические навыки, необходимые для жизни, формируют собственное мнение, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит — учатся сотрудничеству и сотворчеству.

      Досуговая деятельность и разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного.

      Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

Актуальность опыта.

Музыка охватывает всю творческую деятельность ребёнка. Совокупность знаний, умений, навыков — результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении — искусстве, так и включающий все, что создано руками человека.

В современных условиях особую актуальность приобретает формирование музыкальных способностей ребенка в процессе освоения культуры, её ценностей, ведь именно музыка обладает огромным потенциалом в формировании творческих способностей детей дошкольного возраста. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых и мои многолетние наблюдения за детьми, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре, его музыкального воспитания. А процесс вовлечения ребенка дошкольника в волшебный мир культуры и музыки я решила начать с проведения интересных и разнообразных праздников и театральных постановок.

Ведь из уже достаточно многолетнего опыта своей работы знаю, что именно праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Праздники не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека. А если праздник музыкальный, то это позволяет развивать у ребенка не только театральные, но и певческие, ритмические способности. Недостаточная разработанность обозначенных проблем и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор актуальности темы моей работы.

Цель и задачи

Цель моей работы: сформировать музыкально - творческие способности ребенка через элементарное музицирование, театральную и досуговую деятельность.

В соответствии с поставленной целью мною намечены следующие задачи:

• дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература, выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей; 1

• Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями;

• Развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления через объединение различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, двигательных, через сюжетно-двигательные композиции;

• Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию;

• Обеспечить единство в работе ДОУ, семье и учреждениях социума по эстетическому воспитанию;

• Создать условия для обогащения педагогического опыта воспитателей и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.

Содержание работы

Для успешного решения поставленных задач по развитию творческих способностей детей мне пришлось заняться самообразованием:

1. Изучить психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей детей через театральную и музыкально – досуговую деятельности.

2. Рассмотреть способ проведения нетрадиционных форм праздников и развлечений, постановок мюзиклов, как условие развития творческих способностей детей;

3. Изучить необходимую методическую литературу по теме;

4. Разработать и внедрить в работу план проектной деятельности «Сказка в мире музыки»;

5. Разработать информацию педагогического просветительского характера для родителей, привлекать родителей к совместному обучению и творчеству через разнообразные формы работы с родителями.

Вся работа строилась на основе следующих принципов:

1. Принцип развивающего обучения - дать детям знания повышенного уровня, опережающего их развития;

2. Принцип доступности - обучение и воспитание ребёнка в доступной, привлекательной и соответствующей его возраста форме. 2

3. Принцип свободы выбора - представление детям возможности принимать совместное с взрослым решение, как будет оформлена сцена для наших выступлений, как подобраны костюмы;

4. Принцип личностно - ориентированного обучения – признание ценности личности каждого ребёнка, развитие его индивидуальности, неповторимости, таланта;

5. Принцип интеграции - музыкальная деятельность детей неразрывно связана с другими областями;

6. Принцип системности – решение поставленных задач в системе непрерывной работы с детьми.

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: «Как рассказывать детям о музыке?» Д. Кабалевского, инновационных программ «Музыкальные шедевры» О. Радыновой, «Ладушки» И. Каплуновой.

При разработке сценариев досугов и музыкальных праздников использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, психогимнастику (по М. Чистяковой, логоритмические комплексы. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности.

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Этому успешно способствует проведение, как в традиционных, так и в нетрадиционных формах развлечений: мюзикл «Гуси-лебеди», «Федорино горе», музыкальная сказка «Красная шапочка», сказка «Золушка», КВН, сезонные мюзиклы, экологические («День Земли», фольклорные («Золотая хохлома», спортивные («Зимние забавы», валеологические праздники («Берегите воду», театрализованные постановки с участием детей и их родителей, учеников старших классов, наших выпускников («Путешествие по сказкам», «Капустница» и др.). Дети активно участвуют в развлечениях: «День рождения», «Путешествие с красками», «Зов джунглей», «Цветочный бал»; в концертах «Праздник мам», «Поём вместе с мамой» и др.

Ознакомившись с программой Сорокиной И. Ф. «Театр — Творчество — Дети», разработала программу кружковой деятельности организовала кружок «Музыкальный театр» по театрализованной деятельности с детьми старшего возраста. Для работы по данному направлению изготовила картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток.

В результате моей работы с детьми культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность как в процессе индивидуального, так и коллективного творчества. Для ребят стало характерно проявление мотивации, интереса к познавательной деятельности и расширение художественного кругозора. Дошкольники научились свободно инсценировать разнообразные ситуации, передавать всевозможные эмоциональные состояния, воплощать образы сказочных персонажей. Они почти точно выражают и формулируют эмоциональное состояние художественного образа с помощью интонационного и пластического моделирования, вербального и невербального общения и средствами музыкального и театрального искусства.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей в свою работу, используя такие формы: оформление альбома с цветными фотографиями, на которых видно, как дети участвуют в праздниках и развлечениях; проведение консультаций на темы «Значение и задачи музыкального развития ребенка», «Ребенок в мире сказочной страны», «Музыкотерапия». С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах.

Результативность опыта

Анализируя свой многолетний опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: Статья посвящена вопросу развития творческих способностей детей в игре, в которой раскрыты различные подходы к пониманию способностей, рассмотрена взаимосвязь развития творческих способност...

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности».

laquo;Развитие творческих  способностей у детей дошкольного возраста в процессе организации культурно - досуговой деятельности»....

Критерии по «Развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов продуктивной деятельности».

Педагогический мониторинг нетрадиционных методов продуктивной деятельности МБОУ СОШ № 198 дошкольное отделение (рисование, аппликация, лепка)Педагогический процесс современного детского...

Опыт работы..Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность..

Целью опыта является развитие у детей  интереса к математике в дошкольном возрасте...

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики...

План самообразования: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе аппликации

План самообразования на тему: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации. ...