«Квест, как эффективная игровая форма развлечения в практике педагога-психолога»
материал

Замаева Елена Шагитовна

Выступление в рамках круглого стола  «Детские праздники в ДОУ, как средство укрепления психологического здоровья», для педагогов-психологов ДОУ, на базе МАДОУ № 41, г.Нижнекамск

          В современной системе дошкольного образования происходит использование эффективных интерактивных технологий, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. 
          Одной их актуальных технологий является квест - технология, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2 слайд         Свое выступление я начну цитатой немецкого поэта и философа Фридриха Шиллера: «Человек тогда в полном смысле человек, если он – человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир».

          В современной системе дошкольного образования происходит использование эффективных интерактивных технологий, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является одним из целевых ориентиров ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования. 

          Одной их актуальных технологий является квест - технология, которая позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

В переводе с английского quest – это продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с приключениями или игрой. Он рассчитан на участие как детей детей так и взрослых (родителей и педагогов).

При организации квест-игр необходимо соблюдать следующие условия:

безопасность для участников;

задания и вопросы должны соответствовать возрасту игроков;

оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, создание атмосферы игрового пространства.

Формы проведения таких игр довольно разнообразны. Их устраивают в помещениях, оборудованных соответствующими декорациями, в группах и по всей территории детского сада.

Длительность квестов варьируется от 30 минут до нескольких часов.

Возраст от 2,5 до 99 лет.  Квесты могут задействовать от 2–3 до нескольких десятков человек.

 

3 слайд     К проведению квеста конечно же необходима подготовка: с которыми вы можете ознакомиться на слайде

• Постановка целей и задач предполагаемой игры.

• Выбор сюжета.

• Разработка сценария и разработка этапов игры

• Наполнение этапов игры содержанием, позволяющим достигать       поставленных целей.

• Выбор места проведения квеста

• Подготовка методических материалов.

• Формирование команды помощников

Алгоритм разработки квест-игры для дошкольников.

1.Провести мониторинг потребностей воспитанников и своих педагогических возможностей. Выяснить -что нужно и актуально сейчас детям? Какие темы? Есть ли у меня профессиональные и личностные ресурсы для данной работы?

2.Описать целевую группу квест-игры. Кто, какой, какая, какие они - дети моей группы?

3.Сформулировать проблему квест-игры. Чего сейчас не хватает данной группе, чего они не умеют, не делают, не знают?

4.Поставить цели квест-игры. Ради чего проводится программа? Какие цели будут поставлены? Какого результата мы хотим достичь? Достаточно ли нам времени?

5.Определить задачи - шаги, позволяющие достичь цели квест-игры. Как, за счет чего цель будет достигнута?

6.Разработать тематический план квест-игры. Какие темы, формы работы, техники мы используем для реализации каждой задачи? Сколько нам потребуется времени на проработку каждой темы?

7.Определить продолжительность игровой программы. Сколько времени нужно, чтобы работа была результативной?

8.Разработать сценарий квест-игры. В какой последовательности, с учетом логики тренинга, групповой динамики и времени проведения, будут расположены выбранные формы работы?

9.Определиться с материалами и условиями, подготовить дидактические и раздаточные материалы. Что нужно для обеспечения работы? Как будет оцениваться.

Организация

Организация и контроль за ходом игры осуществляет ведущий, который объясняет правила, поддерживает игроков, а иногда становится тайным посредником между персонажами.

4 слайд      Темы квеста могут быть разнообразными:

1. По художественным произведениям — книгам, фильмам, мультфильмам. Это может быть сценарий с сохранением сюжета произведения, или с другим сюжетом, использующим мир произведения, а также новая история с теми же героями. Некоторые произведения просто созданы для превращения их в квесты.

2. По любимым играм детей и их сильным увлечениям (пираты, паровозы, принцессы и т.п.).

3. Познавательные. Определенная историческая эпоха, географическое

местоположение или просто область знаний.

4. Повод проведения – любой (окончание детского сада/школы, приход весны) 

5 слайд     Приёмы

С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
  • интеллектуальные викторины;
  • задания творческого характера;
  • загадки, кроссворды, ребусы;
  • конструирование, моделирование;
  • экспериментирование.

6 слайд      Какую же выгоду мы психологи можем извлечь для себя при проведении квестов?  Нам как   психологам предоставляется возможность в естественной игровой среде решить ряд задач, с которыми вы можете ознакомиться на слайде, получить информацию об особенностях личностного развития детей (интеллектуального, психического, физического и эмоционального). Анализ и наблюдения позволяет спланировать коррекционную работу, создать необходимые условия для правильного и полноценного формирования личности ребёнка.

Задачи педагога-психолога

Помочь ребенку осознать и преодолеть собственные психологические барьеры, мешающие ему быстро находить решение в трудных ситуациях.

Создать условия для формирования открытости к освоению новых знаний через эксперименты.

Моделировать ситуации для развития способности креативно мыслить в решении нестандартных задач.

Предоставить возможности для развития навыков командного взаимодействия в массовых соревновательных играх.

Способствовать установлению положительных эмоциональных связей в парах: «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-педагог», «ребёнок-родитель».

Отслеживать эмоциональное состояние ребенка, его поведение в коллективе, реакцию на трудности и т.д.

Закреплять у детей навык управления своим эмоциональным состоянием в различных ситуациях.

Квесты приносят большую пользу как взрослым, так и детям:

• Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

• Дети преодолевают неуверенность в себе, проявляют смекалку и логику, учатся принимать верное решение, прислушиваться и помогать друг к другу в выполнении заданий.

• В конце игры мы учим детей поздравлять друг друга с победой и благодарить. Для детей важно признание другими участниками своего вклада в общую победу, а это цементирует их веру в себя.

Квест –это и семейная игра. Возможность играть в квесты семьей – это очень хорошая альтернатива сидению у телевизора. Участие родителей в квестах помогает сплотить семью т.к. это отличный способ группового взаимодействия .Это игры ,  которые проходят в реальном мире, по эту сторону экрана и дарят массу положительных эмоций.

7-14  слайд     Но как же отследить эмоциональное состояние участников квеста. Здесь на помощь нам приходят методы рефлексии, такие как:

(перечесление методов рефлексии)

       

 И в заключении, хочу отметить, что квесты – эффективная форма работы по сплочению всех участников образовательного процесса и созданию комфортного психологического климата в дошкольном учреждении и семье. Такие игры помогают нам психологам взорвать обстановку  монотонности умственного труда праздником чувств, эмоций и радостных переживаний.

15 слайд Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проектов в практике педагога-психолога в рамках ФГОС

В данном материале приведены задачи, которые должен решить решить педагог-психолог в ходе работы в ДОУ....

Реализация проектов в практике педагога-психолога в рамках ФГОС

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. В течение года р...

ПРОЕКТ «УМ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ ИЛИ ПРИМЕНЕНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА»

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в позна...

Развивающие игры с природным материалом - камешками в практике педагога-психолога детского сада

Материал содержит игры, упражнения, физминутки, пальчиковую гимнастику, которые проводятся с использованием природного материала - необычных камешков  с рисунками. Рекомендую для педагогов-психол...

Доклад с элементами мастер-класса "Инновационные методы и формы педагогической деятельности в практике педагога-психолога ДОУ"

Как показывает практика психолого-педагогической деятельности, использование традиционной методики по развитию речи старших дошкольников в детском саду не всегда приводит к высоким результатам. В перв...

Здоровьесберегающие технологии в практике педагога-психолога

Дошкольный возраст является главным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ребенок, до 7 лет проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жиз...

Консультация для педагогов . Тема: "Формы и методы взаимодействия педагога-психолога с родителями."

Представлен  алгоритм психолого-педагогической работы с семьей....