ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста» Группа средняя 18.10.22
материал (средняя группа)

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  Тема: «Развитие речи детей  дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2020.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Развитие речи детей  дошкольного возраста»

Группа средняя «Стрекозки».

Подготовила воспитатель:

Дыдолева Ю.И.

2021г.

Тема: «Развитие речи детей  дошкольного возраста»

Актуальность.

Уровень развития речи детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.

Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.

Проблема заключается в том, что у современных детей отмечается ухудшение познавательно-речевого развития. Поэтому считаю актуальной темой для самообразования «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Планируя работу над темой, определила для себя следующую цель:

  • повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;
  • систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

  • изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
  • разработать перспективный план реализации проблемной темы;
  • выбрать наиболее эффективные методы и приемы, дидактические игры для развития речи у детей;
  • определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
  • систематически проводить диагностику среди детей для определения эффективности применяемой системы работы;
  • представить коллегам наработанный опыт реализации проблемной темы.

В результате работы над темой самообразования, разработала:

  • картотеку дидактических игр, упражнений по развитию речи у дошкольников;
  • картотеку артикуляционной гимнастики;
  • картотеку дыхательных упражнений;
  • картотеку пальчиковых игр;
  • памятку для родителей по работе над развитием связной речи у детей;
  • лэпбук по развитию речи «Речевичек»
  • выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Практические выходы:

Месяцы

Формы работы

с детьми

с педагогами

с родителями

сентябрь

Анализ проблемы. Проведение диагностических исследований дошкольников по развитию речи.

Консультация для педагогов «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста».

Анкетирование родителей

октябрь

Изучение литературы по теме. Повышение компетентности. Подбор литературы в соответствии с программой для чтения в режимных моментах.

Чтение художественной литературы, произведений устного народного творчества

Консультация для педагогов «Использование дидактических игр для  развития речи у детей дошкольного возраста».

Ознакомление родителей с возможными проблемами в развитии речи у детей. Проведение индивидуальных консультаций.

ноябрь

Освоение  и внедрение методических приемов и дидактических игр для развития речи у детей:

«Четвертый лишний», «Посчитай», «Скажи наоборот (подбор антонимов), «Подбери слово», «Большой, маленький» и т.д. Индивидуальная работа. Формирование грамматического строя речи

Посещение открытых занятий в ДОУ.

Оформление и пополнение центра развития речи дидактическими играми и пособиями.

декабрь

Заучивание стихотворений, разучивание песен, обыгрывание сказок, театральных миниатюр.

Консультация «Использование метода проектов, как средство речевого развития».

январь

Рассказывание по картинкам "Что сначало, что потом"Формирование грамматического строя речи, развитие лексической стороны речи, работа над интонационной выразительностью

Консультация для педагогов «использование сюжетно- ролевых игр для развития речи у детей дошкольного возраста».

Создание памятки для родителей по развитию речи у детей.

февраль

Составление описательного рассказа по образцу воспитателя.

Обучение составлению рассказов на темы из личного опыта (о любимых игрушках, членах семьи, об отдыхе в выходные дни).

«Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»

март

Пересказы с использованием мнемотаблиц

Презентация «Нетрадиционные способы заучивания стихотворений» (с использованием мнемотаблиц)

Индивидуальные беседы и консультации с родителями.

апрель

Проведение мониторинга речевого развития дошкольников.

Обмен опытом с коллегами.

Оформление стенда в группе «Советы логопеда»

май

Конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим»

Выступление на заседании методического объединения по теме «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста».

Сравнение исходных и итоговых результатов диагностики, выявление динамики изменения речевого развития детей.

Выводы:

Диагностика развития речи детей на конец учебного года показала положительную динамику. У воспитанников усовершенствовалась диалогическая и монологическая речь, обогатился словарный запас. Много времени уделяли развитию грамматической стороны речи, работали над  фонематическими нарушениями, развивали память и логическое мышление. Ежедневно проводили артикуляционную и пальчиковые гимнастику. В режимных моментах планировали чтение художественной литературы, знакомили с произведениями устного народного творчества, работали над выразительностью речи. В дальнейшем планируем продолжать работу по составлению рассказов и пересказа с использованием мнемотаблиц, поскольку детям данная техника очень понравилась.

В следующем учебном году будем уделять больше времени театрализации, так как с театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы

план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...

План-конспект по развитию речи в средней группе Тема: «Фрукты»

Цель:  - формирование умения отвечать на вопросы и составлять описательный рассказ,  образовывать и употреблять в речи прилагательные, согласовывая их с существительными.   - закре...

План-конспект по развитию речи в средней группе "Цветик-семицветик"

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Цветик-семицветик»План – конспект итогового занятия в средней группе.Тема: «Цветик – семицветик»Интеграция образовательных областей:·...

План-конспект по развитию речи в средней группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект НОД по Речевому развитию. Развитие речи.Тема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».  Форма организации: ситуативный разговорЦель.  Продолжить развивать у д...

План работы по развитию речи с детьми средней группы вне занятий.

План работы по развитию речи с детьми средней группы вне занятий.  Режимные моментывремяВиды деятельностиПриём детей, зарядка7.00-8.201) Индивидуальные беседы по интересам детей,...