ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"
материал (младшая группа)

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 

Тема: Влияние устного народного

творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_20-21_g_2_mladshaya_gruppa.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: Влияние устного народного

творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Группа «Стрекозки».

Подготовила воспитатель:

Дыдолева Ю.И.

2020г.

   

 Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

     Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, сказки, скороговорки, пословицы).

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

     Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору и знакомым жизненным ситуациям.

     Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    Большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

    В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

     Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

    Сказки, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Сказки обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире.

        Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2020-2021 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

     Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

   Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному   народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Тема: «Народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».

Цель: выявить особенности воспитательной роли народного творчества.

Задачи:

  • выявить значение народного творчества в воспитании детей
  • приобщать детей к русскому фольклору, заинтересовать сюжетами
  • обогащать воображение и речь детей.

Актуальность.

    На сегодняшний день тема очень актуальна.  Народный язык начинает терять эмоциональность,  его заполонили иностранные слова. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь.

Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь.

Создание картотеки потешек.

Ноябрь.

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Декабрь.

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Чтение потешек:

«Водичка, водичка …»,

«Петушок, петушок»,

«Солнышко-ведрышко»,

«Дождик, дождик»

Применение потешек в режимных моментах.

Разучивание и проговаривание потешек.

Дидактическая игра «Узнай потешку».

Разучивание потешек:

«Кысонька-мурлысонька», «Наша Маша маленькая».

Чтение русских народных сказок: «Репка», «Колобок».

Просмотр мультфильма «Теремок».

«Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Знакомство детей  с загадками. Цель – формировать умение понимать смысл загадок.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Консультация на тему:

 «Роль потешек в развитии речи детей».

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание уголка красоты.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Развлечение «Широкая Масленица»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Досуг «Вечер загадок». 

Совместных творческих работ родителей и детей на тему:

«Моя любимая сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Влияние словарной работы на развитие речи детей."

Консультация для воспитателей,прочитанная на педагогическом часе в рамках методического месячника по развитию речи....

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

влияние физических упражнений на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Как развивать речь детей в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре? Целесообразно применять двигательную сенсорику, разработанную О.В. Дыбиной, Н.П. Рахмановой, Т.И. Бартош...

Устный журнал "Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей"

О влиянии пальчиковых игр на развитие речи детей.            ")....

статья на тему: "Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития."

в статье писаны способы развития мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста с нарушением развития.»...