"Развитие математических способностей детей дошколього возраста через игровую деятельность"
учебно-методический материал (старшая группа)

Айгуль Аксанова

План по самообразованию, 2022-2023 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 405 комбинированного вида с татарским языком

воспитания и обучения» Ново-Савиновского района г.Казани

План по самообразованию

на 2022-2023 г.

Воспитателя Аксановой Айгуль Шамилевны

На тему:

 «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

г. Казань

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка –выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В.А.Сухомлинский

Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования:

  • элементарные математические представления у дошкольников;

Предмет исследования:

  • развивающие игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

Цель: 

  • Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии  в обучении математике детей дошкольного возраста;
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  математики с детьми дошкольного   возраста.

Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения математических представлений.

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.

3. Все психологические новообразования берут начало в игре.

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей математических представлений в работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры: с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок  дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

 

 

https://documents.infourok.ru/08761173-4eae-44bb-864f-0d4ac2c359a1/0/image001.png

В группе создан центр  «Занимательная математика». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

 Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы;

- привлекаю родителей к пополнению центра  «Занимательная математика»

Тема «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель и задачи:

1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. 

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь – май

1.Арапова-Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду».

2.Кузнецова А. «205 развивающих игр для детей 3-7 лет».

3.Помораева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений. Младшая группа».

4.Ремизенко Е.В., Рыбина М.Ю., Финогенова Н.В. «Математика в движении».

5.Интернет-ресурсы.

 

 

 

Анализ литературы в плане самообразования, составление картотеки развивающих игр по формированию элементарных математических представлений.

Работа с детьми

Октябрь

Развивающие игры на развитие навыков классифицирования.

Совместная и самостоятельная игровая

деятельность.

Ноябрь

Развивающие игры на формирование представлений о форме предметов.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Декабрь

Игры на развитие логического мышления.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Январь

Игры, обучающие счёту.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Февраль

Математические игры на развитие памяти, мышления, внимания.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Март

Дидактические настольные игры, игры с предметами, дидактическими пособиями.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Апрель

Подвижные игры, способствующие формированию элементарных математических представлений.

Совместная и самостоятельная игровая деятельность.

Работа с семьёй

Сентябрь

Выявление отношения к математическому развитию в семьях воспитанников.

Анкетирование «Математика в жизни Вашего ребёнка».

Октябрь

Консультация «Когда начинать обучать ребёнка математике?»

Выступление на родительском собрании.

Ноябрь

Подготовка к совместному мероприятию с родителями (сбор информации, составление конспекта, подготовка необходимого

материала, пособий).

Мероприятие с приглашением родителей «Дружим с математикой».

Февраль

Совместная работа с родителями, направленная на обогащение предметно-развивающей среды, способствующей математическому развитию.

Конкурс «Лучшая развивающая игра».

Март

Открытый показ образовательной деятельности «В гостях у Зайчика».

День открытых дверей.

Май

Подготовка материалов к отчёту.

Отчёт о проделанной работе «Мы играли, мы играли, очень многое узнали!»

Самореализация

Сентябрь - май

Составление картотеки игр. Наблюдение за развитием детей в игре.

Картотека развивающих математических игр. Анализ детской игровой деятельности.

Сентябрь

Составление плана работы, подготовка списка литературы  по теме самообразования для изучения.

План работы по самообразованию.

Ноябрь

Консультация для педагогов «Эффективные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений»

Выступление на педсовете.

Февраль

Подготовка мастер-класса для педагогов на тему «Развивающие пособия своими руками».

Выступление на семинаре-практикуме.

Май

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему:Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Тема самообразования: Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Цель:  Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании ...

Статья «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность ...

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность

В.Л. Сухомлинский: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра - это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творч...

« Развития математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В данном материале рассказываю о важности ФЭМП по средствам игровой деятельности....

Перспективный план по самообразованию "Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность с детьми 6-7 лет".

Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует раз...