Выступление из опыта работы на региональном семинаре «Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья»
материал

Выступление из опыта работы на  региональном  семинаре «Особенности организации работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей

 с ограниченными возможностями здоровья

Архипова Альбина Гумеровна,

старший воспитатель

МАДОУ № 88, г. Нижнекамск

    Появление на свет больного ребенка всегда является трагедией для семьи. В течение девяти месяцев родители и все члены семьи с нетерпением и радостью ждали этого малыша. Рождение ребенка с отклонениями в развитии - это катастрофа, трагизм. Изменяется нормальный цикл семейной жизни и психологический климат в семье. Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблемы воспитания «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной  адаптации  всей семьи. Родители оказываются в сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины за то, что родился такой ребенок, нередко впадают в отчаяние. Семья чаще всего отдаляется от друзей, знакомых, родственников. Часто семьи распадаются (70%), мама одна взваливает всю тяжесть воспитания больного ребенка на свои плечи. Уровень развития любого сообщества всегда определяло отношение к людям с ограниченными возможностями. И Россия не исключение.

В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.

Если ребенок с ОВЗ посещает детское учреждение, то  семья взаимодействует с педагогами, психологом, другими специалистами, а также, детским коллективом. Статистика говорит нам о том, что существует много детей находящихся дома. Родители детей с ОВЗ сталкиваются с рядом проблем: изолированность родителей от родительской общественности,

отсутствие контакта ребенка со сверстниками; страх, опасение того, что отношения ребенка со сверстниками не сложатся; отсутствие объективной картины воспитательного процесса в ДОУ; нахождение родителей «наедине» с проблемами своего ребёнка.

  Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья невозможно без наличия широких сознательных контактов, постоянного общения с различными людьми. Родители часто стараются оградить круг общения ребенка, опасаясь, что его отношения с обычными детьми не сложатся, что его будут обижать, что у него не получится найти общий язык. В будущем это может стать причиной, развития у него депрессивного состояния, так как окружающие его не понимают, избегают, а он не умеет и не знает, каким образом можно установить контакт, построить дружеские отношения.

Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» (В. А. Сухомлинский). Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка. При взаимодействии с родителями стоит дифференцировано подходить к каждой семье, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса.

Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  • сформировать адекватную самооценку.

Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей.

Работа с семьей ведется по 2 направлениям:

  • повышение уровня компетенции родителей по вопросам развития и воспитания детей с ОВЗ;
  • вовлечение в образовательную деятельность.

Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходимо хорошо узнать родителей своих воспитанников. Поэтому начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Дальнейшая работа с родителями реализуется через разнообразные формы взаимодействия:

  • анкетирование (для анализа настроя и ожиданий родителей от пребывания ребенка в ДОУ);
  • индивидуальные беседы и консультации (анализ социального статуса семьи, установление партнерских отношений);
  • тематические родительские собрания (как по запросу родителей, так и по плану уч.-дефектолога, исходя из потребностей группы);
  • мастер-класс (активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях);
  • семинары-практикумы (показать эффективные способы взаимодействия, объединение усилий для развития и обучения детей);
  • праздники (создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки);
  • участие родителей в конкурсах совместно с детьми;
  • стенгазеты (расширение сфер участия родителей в жизни группы и ДОУ);
  • инфостенд (для повышения педагогической культуры родителей);
  • создание групп В контакте (активизация интереса к образовательному процессу,  приобретение опыта, возможность поделиться собственным опытом).

Проведение анкетирования, личных бесед поможет правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать формы взаимодействия с семьей. А последующие формы взаимодействия помогут родителям активно влиться в процесс образования. Организация взаимодействия педагогов и семьи, основанное на сотрудничестве позволяет родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса, что способствует личностному развитию детей и поддержания их познавательной активности.

     Главная цель в работе педагога  с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации  семьи, мобилизовать  ее возможности. Педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую  ДОУ по отношению к воспитанию детей, и участвуют в ее реализации.

Основные принципы организации работы педагога  с  родителями детей с ОВЗ:

1) принимать воспитанников с ОВЗ «как любых других детей в детском саду»;

2) включать их в одинаковые виды деятельности, ставить разные задачи,

3) использовать формы коллективного участия - игры, совместные проекты, конкурсы, викторины, театрализованные представления, праздники т.д.

Основные направления сотрудничества педагогов с родителями следующие:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания; консультации, мастер-классы и др.)

2) Вовлечение родителей в воспитательный процесс (дни открытых дверей; открытые занятия и мероприятия и др.)

Основными формами взаимодействия с родителями детей с ОВЗ является индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Индивидуальная работа педагога с родителями детей с ОВЗ

Для изучения семейной микросреды ребенка с ОВЗ необходимо проводить диагностико-аналитическую работу с родителями.

Наиболее распространенный метод диагностики – это анкетирование. Оно позволяет, выявить общий план семьи, возраст родителей, образовательный уровень, характер взаимоотношений ребенка с родителями. Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье.

Поэтому важным звеном в индивидуальной работе является посещение семьи. Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В разговоре ребенка с родителями можно узнать много нужной информации, о его пристрастиях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Педагог беседует с родителями о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении к родителям, к детскому саду, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы.

Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации, игры, лекции, тренинги, беседы. Чтобы помочь родителям здоровых детей и детей с ОВЗ принять друг друга необходимо проводить беседы с родителями всей группы  с  целью привития толерантного отношения к детям с ОВЗ ( не все готовы принять факт нахождения рядом с их чадом «не такого» ребенка); «индивидуальные консультации родителей детей с ОВЗ с целью корректного включения их детей в систему общего образования. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход  педагога должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?»

Переписка с родителями  педагога - письменная бумажная форма информирования родителей об успехах их детей или через электронную почту. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в детском саду, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон, радость общения.

Проведение совместных занятий ребенок, педагог, родитель, целью которых является активное включение родителей в воспитательный процесс. Родители в ходе образовательной деятельности  знакомятся с требованиями к овладению знаниями, видят успехи и неудачи своего ребенка, ищут совместно пути выхода.

Демонстрация родителям фото/видео фрагментов занятий в детском саду, праздников с целью детального разбора определенных этапов воспитания.

Домашнее видео, как отчет родителей о работе с ребенком в домашних условиях.

Формы работы с родителями детей с ОВЗ

Групповые и коллективные формы

1.Родительские собрания, лекции, беседы

это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей. На подобные педагогические беседы могут быть приглашены родители детей с ОВЗ не посещающих ДОУ, так и в детском саду. Темы могут быть разнообразными.

2.Родительское собрание

одна из основных универсальных форм взаимодействия ДОУ с семьями  воспитанников для повышения уровня их компетентности в вопросах воспитания детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Приглашение родителей детей с ОВЗ, не посещающих ДОУ, на родительское собрание позволит им ощутить себя участником  групповых дел, заявить о себе как об активном родителе и, придя домой, сделать своего ребенка сопричастным к делам детского сада. Хорошо, когда такие родители проявляют инициативу в решении какого-либо вопроса и берут на себя ответственность за его выполнение. Такая форма позволяет формировать уверенность в себе как родителей, так и детей с ОВЗ.

3.Совместные досуговые мероприятия

Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это может быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности, дни именинника и т.п. Выбрать несложное дело для ребенка с ОВЗ и вместе со всеми детьми провести, например, праздник для мам, пап, или поставить сказку, устроить развлечения. Эффект от подобного мероприятия будет высочайший: родители увидят своего ребенка в новой для него роли, получат эстетическое наслаждение; их ребенка увидят другие родители; сам ребенок получит возможность социального общения и сможет себя показать с лучшей стороны. Участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между педагогом и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела детского сада, проводимые совместно с родителями, имеют огромный  воспитательный эффект.

4.Тематические консультации

Проводятся для родителей детей с ОВЗ, может проводиться в режиме он-лайн, используя скайп.

Совместное участие родителей и детей в различных интеллектуальных, спортивных, творческих конкурсах, совместных проектах.

Дети с нарушениями здоровья имеют возможность проявить себя, свои способности, участвуя в различных конкурсах, олимпиадах, праздниках, выставок.

Педагогу необходимо мотивировать родителей на участие детей или совместное с ними участие в подобного рода мероприятиях. Это сближает, приносит не только пользу, но и удовольствие от общения.

Педагог может организовать выставки, галереи творческих работ детей с ограниченными возможностями здоровья «Мечты сбываются», «Здоровейка»,  «Мама, папа, я –спортивная семья», конкурс детского рисунка « Я и мир» и разместить их на сайте ДОУ, в группе, холле.

Педагогу нужно организовывать совместные  проекты детей с ОВЗ. Например, участие в проекте «Удивительное рядом», «Огород на окошке» и т.д. Воспитанники с ОВЗ в парах со здоровыми детьми делают рисунки друг друга, своих друзей, детского сада, города.

На помощь педагогам пришли современные интернет-технологии, которые позволяют каждому ребенку с ОВЗ не только получить качественное воспитание, но и адаптироваться в социальной среде. Родители детей с ОВЗ также могут использовать достижения цивилизации для общения с родительской общественностью и со специалистами  детского сада при организации открытых форумов на сайте ДОУ и в социальных сетях.

Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями детей с ОВЗ призваны наладить взаимодействие между детским садом и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с ОВЗ в семье и ДОУ.

В заключение хочется напомнить  семь  принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2.Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.Все люди нуждаются друг в друге;
5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Заключение

Организация ДОУ строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); социального взаимодействия; междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада

При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

 Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования:  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155

 2. Инклюзивное образование,  http://www.deti.rian.ru/grani

3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт / сост. Л.В. Голубева, Волгоград: Учитель, 2011 

4.Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы: Материалы международной конференции. 19-20 июня 2008 года. – СПб: Изд-во РПГУ им. А.И.Герцена, 2008

5. С.В.Алехина «Инклюзивное образование в России» (электронный ресурс)

6.Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М.: ЦСП РАО, 1999.

7.Интегративные тенденции современного специального образования под ред. Н. Н. Малофеева. М. : Полиграф сервис., 2008.

8.Малеванов, Е. Ю. Моделирование активной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья : дис. . канд. пед. наук. М.,2009.

9. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172

10.Ратнер,Ф.Л.,Юсупова,А.Ю.Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей. М.: ВЛАДОС,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по изобразительной деятельности для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Данная методическая рекомендация поможет в работе с детьми с ограниченными возможностями....

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...

Особенности работы педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Семья, как известно, является для ребенка наименее ограничивающим, наиболее мягким социальным окружением. Ситуация, когда в семье есть ребенок с особенностями развития, может привести к созданию более...

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья

Методическая поддержка педагогов по работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья...

Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательным условием работы с детьми с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей....

Работа педагога с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.

Обязательным условием работы с детьми с нарушениями психофизического развития является проведение индивидуальных занятий в присутствии родителей ребенка или его законных представителей....