Выступление из опыта работы на зональном семинаре «Роль педагога в социально-коммуникативном развитии дошкольника»
материал

Выступление из опыта работы на  зональном семинаре «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников в игровой деятельности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление «Роль педагога  в социально-коммуникативном развитии дошкольника»

Архипова Альбина Гумеровна,

старший воспитатель

МАДОУ № 88, г. Нижнекамск

  Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Задача педагогов  ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определённым запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором  нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

 Для реализации работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников по такой системе созданы следующие условия.

     Повышение уровня самообразования педагогов. Педагог прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, уметь это сделать методически правильно и хотеть научить ребенка, дать ему необходимые знания в соответствии с его возрастом и потребностями. В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы, курсы повышения квалификации, участие в различных конкурсах.

    Создание предметной развивающей среды

 Социально-коммуникативное развитие рассматривается в ФГОС ДО как одно из пяти основных образовательных областей. Оно включает 4 направления:

развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей,

формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе,

патриотическое воспитание детей дошкольного возраста,

трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И наша задача - правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.  Игра ребенка — это жизненная лаборатория.  В группе оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных творческих игр, которые помогают детям освоить особенность человеческой деятельности.  Мы используем широкий диапазон самых разнообразных творческих игр, и игр с правилами. Настольно-печатные, дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, подвижные, театрализованные игры.

Немного остановимся на сюжетных самодеятельных играх: Поскольку Сюжетная игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры — действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». Но при этом как деятельность такие игры предъявляют к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических процессов.   В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы  воспитатель должен играть вместе с детьми;

    На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры;

на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.

     Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой. Который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и обеспечении педагогических условий развития игры.

Следующее направление в «Социально-коммуникативном развитии» является Формирование навыков безопасного поведения в быту, социуме, в природе.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

 разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых – расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность). «Одно из важных правил, которое усваивают дети в процессе такой работы – как вести себя в экстремальных ситуациях (при пожаре; во время грозы или града; при угрозе похищения незнакомцем; в ситуациях «один дома»)»

  Одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание.

     Его реализация отражена в учебном плане ДОУ осуществляется  во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках  и  развлечениях, фестивале, экскурсиях, в играх, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

    Мы создаём  все условия для успешного воспитания патриотических чувств воспитанников.

- Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

   Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

 Хозяйственно – бытовой труд дошкольников. Это труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.

 Труд в природе. Это выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе.

 Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

     Мы работаем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-участие в различных конкурсах

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-анкетирование родителей;

-консультации для родителей;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Планируя свою работу с родителями, ДОУ отдает предпочтение совместным мероприятиям, тем самым «разворачивая» семью в сторону ребенка. И в завершении хотелось бы отметить, постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» способствует полноценному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность как самостоятельно, так и совместно принимать решения и следовать их выполнению. Спасибо за внимание!

 

Список литературы

1.Антопольская, Т. А. Психолого-педагогическое моделирование социально-коммуникативного развития старших дошкольников в организации дополнительного образования детей / Т. А. Антопольская, С. С. Журавлева// Ученые записки. Электронный журнал курского государственного университета. - 2014. - №4(32). - С.178-194.

2.Болотова, А. К. Социальные коммуникации / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. - М. : Издательский дом Высшей школы, 2015.

3.Ерофеева, Т. И. Социально-коммуникативное развитие дошкольников в процессе взаимодействия старшего поколения семьи с детьми / Т. И. Ерофеева, А. Н. Дорхина // Социально-коммуникативное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сборник статей. - М. : ООО «Русское слово». - 2015. - С. 34-54.

4.Коломийченко, Л.В. Дорогою добра. Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников / Л.В. Коломийченко. - М.: Сфера, 2017. - 346 c.

5.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. – Кишинев: Издательство «Штиинца», 1983. – 112 с.

 6.Маханева, М.Д. Мы вместе. Социально-коммуникативное развитие дошкольников / М.Д. Маханева. - М.: Сфера, 2017. - 651 c.

 7.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.

8.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.  [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"

В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в  образовательный процесс ДОО метода прое...

Выступление из опыта работы по теме:«Информационно- коммуникативные технологии при обучении старших дошкольников грамоте»

Использование информационных технологий при организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деят...

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»

Выступление с опытом работы на тему «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО»...

Сообщение из опыта работы «Использование средств театрализованной деятельности в социально - коммуникативном и личностном развитии детей 2 мл. группы»

С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требования...

Выступление из опыта работы на семинаре по теме: «Формирование нравственного здоровья дошкольников»

Оформить выставку детских и семейных фотографий «От улыбки хмурый день светлей».Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.Подготовить памятку для родителей «Искусст...