Обобщение опыта работы воспитателя «Развитие творческих способностей на основе знакомства с русским народным творчеством»
материал

Жабреева Жанна Александровна

Сейчас, как никогда важно,   прививать детям  интерес к народной культуре: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции. В настоящее время наши дети много времени проводят за компьютером, играют в различные электронные игры, смотрят мультфильмы с зарубежными героями, которые не редко являются их кумирами. Поэтому, на мой взгляд, очень важно донести до сознания детей то, что они являются носителями русской культуры и воспитывать ребят в национальных традициях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

воспитателя  ДОУ Жабреевой Жанны Александровны

«Развитие творческих способностей на основе знакомства

с русским  народным творчеством»

         За последние  время   наша жизнь, жизнь нашего народа очень изменилась, произошла переоценка ценностей, в том числе и исторического прошлого.  Сейчас, как никогда важно,   прививать детям  интерес к народной культуре: как жили люди на Руси, как отдыхали, как отмечали праздники, какие соблюдали традиции. В настоящее время наши дети много времени проводят за компьютером, играют в различные электронные игры, смотрят мультфильмы с зарубежными героями, которые не редко являются их кумирами. Они мало знают русские народные сказки, их героев, на которых были воспитаны наши бабушки, родители. Поэтому, на мой взгляд, очень важно донести до сознания детей то, что они являются носителями русской культуры и воспитывать ребят в национальных традициях.

        Народное творчество, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка. Простота, завершенность формы, обобщенность образа - именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему. Народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения творческой, познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

       В связи с этим, я считаю актуальной работу по развитию у детей творческих способностей на основе знакомства с русским  народным творчеством.

              Целью работы является - создание условий для формирования  творческих способностей детей на основе ознакомления с русским народным творчеством.      

 Для решения поставленной цели мной   определены следующие задачи:

- расширять представления детей о многообразии предметов народного и декоративно-прикладного искусства.

- знакомить детей с  русскими традициями.

- развивать познавательные процессы, творческие способности и

 фантазию.

- формировать чувства любви к своему родному краю, на основе 

приобщения к  культуре и традициям.

              Работа в группе по развитию художественно-творческих способностей детей строится на следующих принципах:

- тщательный отбор художественного материала по различным видам народного    искусства    (музыкального,    художественно-речевого, декоративно-прикладного),  соответствующего         возрастным особенностям детей;

- интеграция работы на основе народного искусства с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, развитие речи, различные игры);

- активное   включение   детей   в   разнообразную   художественно-творческую деятельность: музыкальную, изобразительную, игровую, художественно-речевую, театрализованную;

- коллективные  занятия   с  детьми,  учитывая  их  индивидуальные предпочтения, склонности, интересы, уровень развития той или иной художественной деятельности;

- включение выполненных детьми произведений в жизнь детского сада:
создание эстетической среды в повседневной жизни, оформление
выставок;

- бережное и уважительное отношение к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

      Работа по приобщению детей к искусству осуществляется в повседневной жизни детей. С этой целью в группе создана соответствующая предметно-развивающая среда, которая помогает в изучении народного творчества:

-библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками;

     -в группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и маски для драматизаций и инсценировок сказок, настольный театр, перчаточный театр русских народных сказок, кукольный театр;

      -в  музыкальном уголке находятся русские народные инструменты (трещотки, бубны, треугольники, ложки и т.д);

      - в группе есть уголок декоративно-прикладного искусства. Он располагается в удобном месте,  на уровне глаз ребенка. Пониманию детей дошкольного возраста работы декоративной росписи, искусство народной игрушки доступны и понятны.

      - а так же подборка дидактических и настольно-печатных игр;

        Для того, чтобы добиться положительных результатов в работе с детьми я использую  разнообразные методы и приемы. Считалки, песенки, сказки, театрализованная деятельность, веселые досуги – все это создает условия для их творческого применения.

       Знакомство  детей с русским народным творчеством происходит,  прежде всего,  через чтение русских народных сказок, которые помогают детям понять, что такое хорошо и что такое плохо, учат их быть справедливыми, смелыми, трудолюбивыми. 

      Ребенок стремится к творчеству. Поэтому я стараюсь разбудить фантазию детей, пытаюсь максимально реализовать их способности.        В своей работе с детьми активно использую драматизацию и кукольный театр: «Кот, петух и лиса, «Теремок», «Жили у бабуси», «Морозко» и т.д.

      Совместно с музыкальным руководителем  знакомим детей с музыкальным творчеством русского народа, народными песнями,  танцами и хороводами.       Музыкальное воспитание развивает у детей способность чувствовать, понимать и любить музыку, выразительно стройно петь, ритмично двигаться, и в меру своих возможностей, играть на музыкальных инструментах.

       Активно внедряю в свою работу народные игры. Это такие всем известные игры,  как: «Карусель»,  «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Заря заряница», «Ручеек», и др., в которых звучит художественное слово, позволяя ребенку еще раз прикоснуться к богатству народного творчества. Ребята с удовольствием играют в русские народные игры не только во время проведения праздников, но и во время прогулок на улице.

      Для эффективного решения творческих задач детей своей группы, я широко использую  изобразительную деятельностью.

     Рисование, лепка, аппликация, работа с солёным тестом, с тканью и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета и образа, развивает воображение, творчество, любовь к труду.     Знакомлю детей с народными праздниками и традициями:

            Масленица – один из самых весёлых, шумных, озорных народных праздников, который мы  традиционно проводим  на открытом воздухе. Он посвящён Солнцу и завершает зимний период праздников. 

            Еще одно мероприятие, которое особенно понравилось детям -  праздник «Осенины», посвященный  встрече осени и сбору урожая.

             А так же ребята узнали, как на Руси наши предки встречали весну. По народному календарю 22 марта - День птиц. В народе этот день связывали с приходом весны. С удовольствием сами делали жаворонков, а потом играли со своими поделками и кликали весну:

Жаворонки прилетите,

Студёну зиму унесите,

Теплу весну принесите…

          В нашей группе стало традицией проводить  колядки. Дети любят встречать колядовщиков, участвуют в коллективных народных играх, слушают народные песни- колядки, тем самым приобщаются к традициям нашего народа.

          Познавательное занятие  «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (Знакомство с прялкой).

           Для привлечения родителей к работе по данной теме, используем такие формы работы, как анкетирование, беседы, совместные праздники, выставки, конкурсы, оказываем консультативную помощь: «Влияние устного народного творчества на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»; «Фольклор русского народа»; «Как привить ребёнку интерес к русской культуре»;   Взаимодействие с семьёй проводим по принципу активного вовлечения родителей в жизнь детского сада. Родители вместе с детьми узнают о народных играх, разучивают с детьми считалочки, вместе с детьми узнают о народных праздниках  («Масленица», «Вербное воскресенье» и др.), их значении, правилах проведения, обычаях, а также являются их активными участниками.  

         Дети вместе с родителями участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества в детском саду.

          В группе есть постоянно действующая выставка детских работ, где родители могут видеть достижения своего  ребенка.

  По итогам работы, в группе создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Использование различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным творчеством позволило повысить уровень их творческих способностей.  Дети  стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, о народном быте, обогатился словарный запас, повысился интерес к музыкальному фольклору. Планирую и дальше продолжать работу в этом направлении.

Список литературы:

1. Грибовская А.А.  «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации». Конспекты занятий.

2. Князева О.А., Маханева М.Д. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду». Методические рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНО – ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ МОРДОВСКОГО УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода....

обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников социально-реабилитационного центра

Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник в условиях социаль...

Обобщение опыта на тему: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник рисования.Рисовани...

Из опыта работы. «Развитие художественно - творческих способностей в изобразительной деятельности дошкольников»

1. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО.2. Парциальная образовательная программа художествен...

Обобщение опыта работы по теме: "Творческая группа педагогов ДОУ как форма повышения профессиональной компетенции в аспекте речевого развития дошкольников" (выступление на районной августовской педагогической конференции 2019)

С 2017 года я являюсь руководителем творческой группы педагогов по речевому развитию "Театральные ступеньки" в ДОУ. Данное выступление - обобщение опыта работы коллектива единомышленников. Т...

Перспективный план обобщения опыта на тему «Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рис...