Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей
консультация

Миллер Элла Викторовна

. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф

тел.446-59-46

Консультация:

 Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей. 

                                                      Старший воспитатель: Миллер Э.В.

Методологическими основаниями изучения проблемы самосознания воспитателя в процессе его педагогической деятельности являются принцип развития и теория единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности.

Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки, с овладением профессиональным мастерством.

Вопросы формирования самосознания у воспитателей невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития.

Самосознание профессионала становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности. Образ самого себя в различных ситуациях деятельности и во всех формах взаимодействия с другими людьми раскрывается в принятии профессиональных требований в осознании субъектом профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления проф.деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности и обусловленных рассогласованием Я-реальном и Я-идеальным воспитателя и этапом профессионального развития субъекта.

На современном этапе существуют несколько подходов к пониманию самосознания воспитателя

Б.Д. Паргина вкладывает в это понятие осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе

В.Д. Брагина делает акцент на познании и сооценке профессиональных качеств и отношение к ним.

П.А. Шавир трактует его как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения.

Самое распространенное мнение в современном мире-мнение И.И. Чесноковой, она называет самосознанием сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью образов самой себя в различных ситуациях деятельности, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении, а затем понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.

К важнейшим факторам, определяющим содержательную сторону самосознания воспитателя, относятся:

  1. Социальная позиция, личностные качества, ценностные ориентации человека.
  2. Профессиональная деятельность (цели, содержание и условия педагогической деятельности), в процессе которой проявляются, развиваются профессионально важные качества, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности
  3. Усвоение профессиональных эталонов, ценностей посредством общения с представителями своей профессиональной общности
  4. Направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального саморазвития, самосовершенствования адекватного осуществления профессиональной деятельности

На этапе профессионального функционирования личность молодого воспитателя прибегает к социальной адаптации, где проявляется умение работать в условиях совместной деятельности:

  1. Учится жить в относительно новых для нее социально-профессиональных и организационно-экономических условиях
  2. Находит свое место в структуре образования как специалист, способный решать задачи
  3. Осваивает профессиональную культуру
  4. Включается в систему сложившихся до ее прихода межличностных связей и отношений

Результатом адаптации является процесс профессионального становления: освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.

Предполагается, что в процессе профессионального становления происходит то самое самосознание воспитателя, т.е. происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный и дифференцированный образ Я, складывается отношение личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию.

В период адаптации к профессиональной деятельности происходит повышение субъективного контроля, это происходит за счет активации готовых социальных форм, усвоенных в процессе обучения, т.е. это процесс активного самопостроения личности воспитателя. В дальнейшем, на этапе первичной профессионализации у воспитателя повышается уверенность к себе, происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный образ собственного Я, складывается отношение личности к самой себе как к профессионалу.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе профессионального становления происходит самосознание воспитателя.

Так же, существуют некоторые рекомендации для молодых воспитателей, которые помогут быстрее и мягче пройти адаптацию к профессиональной деятельности:

1. Воспитателю необходимо научится вести систематические наблюдения за собой и реакциями людей на свое собственное поведение.

2. Стремится привносить творчество в решение поставленных педагогических задач

3. Проявлять интерес и принимать в расчет суждения других людей по отношению к себе и своей педагогической деятельности

4. Учитывать уровень трудности решаемых задач и не бояться обращаться за помощью.

5. Развивать мотивацию достижения успеха



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11   с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Невского района Санкт-Петербурга

г. Санкт-Петербург ул.Крыленко д.9 кор.3 лит.Ф

тел.446-59-46

Консультация:

 Развитие профессионального самосознания начинающих воспитателей. 

                                                      Старший воспитатель: Миллер Э.В.

Методологическими основаниями изучения проблемы самосознания воспитателя в процессе его педагогической деятельности являются принцип развития и теория единства сознания и деятельности, позволяющие рассматривать самосознание как внутренний фактор развития личности.

Его происхождение и развитие неразрывно связано с уровнем профессиональной подготовки, с овладением профессиональным мастерством.

Вопросы формирования самосознания у воспитателей невозможно решить, не опираясь на психологические исследования сущности, структуры самосознания, условий его формирования и развития.

Самосознание профессионала становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом. Самосознание воспитателя представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субьекта в профессиональной деятельности. Образ самого себя в различных ситуациях деятельности и во всех формах взаимодействия с другими людьми раскрывается в принятии профессиональных требований в осознании субъектом профессиональных мотивов, целей, задач, условий осуществления проф.деятельности, существенных связей и отношений, складывающихся в ходе деятельности и обусловленных рассогласованием Я-реальном и Я-идеальным воспитателя и этапом профессионального развития субъекта.

На современном этапе существуют несколько подходов к пониманию самосознания воспитателя

Б.Д. Паргина вкладывает в это понятие осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе

В.Д. Брагина делает акцент на познании и сооценке профессиональных качеств и отношение к ним.

П.А. Шавир трактует его как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задаче профессионального самоопределения.

Самое распространенное мнение в современном мире-мнение И.И. Чесноковой, она называет самосознанием сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью образов самой себя в различных ситуациях деятельности, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении, а затем понятие своего собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов.

К важнейшим факторам, определяющим содержательную сторону самосознания воспитателя, относятся:

  1. Социальная позиция, личностные качества, ценностные ориентации человека.
  2. Профессиональная деятельность (цели, содержание и условия педагогической деятельности), в процессе которой проявляются, развиваются профессионально важные качества, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности
  3. Усвоение профессиональных эталонов, ценностей посредством общения с представителями своей профессиональной общности
  4. Направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального саморазвития, самосовершенствования адекватного осуществления профессиональной деятельности

На этапе профессионального функционирования личность молодого воспитателя прибегает к социальной адаптации, где проявляется умение работать в условиях совместной деятельности:

  1. Учится жить в относительно новых для нее социально-профессиональных и организационно-экономических условиях
  2. Находит свое место в структуре образования как специалист, способный решать задачи
  3. Осваивает профессиональную культуру
  4. Включается в систему сложившихся до ее прихода межличностных связей и отношений

Результатом адаптации является процесс профессионального становления: освоение новой профессиональной деятельности, приобретение опыта ее выполнения, включение в профессиональное сотрудничество.

Предполагается, что в процессе профессионального становления происходит то самое самосознание воспитателя, т.е. происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный и дифференцированный образ Я, складывается отношение личности к самой себе как профессионалу, к собственному профессиональному становлению и самосовершенствованию.

В период адаптации к профессиональной деятельности происходит повышение субъективного контроля, это происходит за счет активации готовых социальных форм, усвоенных в процессе обучения, т.е. это процесс активного самопостроения личности воспитателя. В дальнейшем, на этапе первичной профессионализации у воспитателя повышается уверенность к себе, происходит обогащение представлений о себе как о профессионале, формируется более или менее полный образ собственного Я, складывается отношение личности к самой себе как к профессионалу.

Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе профессионального становления происходит самосознание воспитателя.

Так же, существуют некоторые рекомендации для молодых воспитателей, которые помогут быстрее и мягче пройти адаптацию к профессиональной деятельности:

1. Воспитателю необходимо научится вести систематические наблюдения за собой и реакциями людей на свое собственное поведение.

2. Стремится привносить творчество в решение поставленных педагогических задач

3. Проявлять интерес и принимать в расчет суждения других людей по отношению к себе и своей педагогической деятельности

4. Учитывать уровень трудности решаемых задач и не бояться обращаться за помощью.

5. Развивать мотивацию достижения успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация открытого мероприятия для начинающих воспитателей по познавательному развитию

"Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка"Н.Н. Подьяков, 1995...

Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.

В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...

Эссе на тему “Развитие профессиональной компетентности современного воспитателя ДОО: проблемы и перспективы”.

«Если вы удачно выберете труд  и вложите в него свою душу,  то счастье само отыщет вас».                           ...

Профессиональное самосознание педагогов (тренинг для работников дошкольного образования)

 Способность к сотрудничеству с полным правом можно назвать одним из важных качеств людей, работающих с детьми. Умение педагогов-психологов и старших воспитателей , заместителей заведующег...

Методическая разработка для старших воспитателей на тему:«Профессиональное становление начинающих педагогов»

Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи –  это те черты современного мира, котор...