Социально-экологический проект "Тропинки доброты".
проект (средняя группа)

Токаева Зайнаб Расуловна

Творческий проект «Тропинки доброты» предназначен для детей средней группы. Представленный проект разработан в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).

• Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).

• Принцип психологической комфортности.

Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В. А. Сухомлинский).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Тропинки доброты"642.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22 «Город детства»

Социально-экологический проект «Тропинки доброты»

Подготовила: Токаева З.Р.

                        Овтина Т. Г.

Продолжительность проекта:

февраль- апрель 2022

р.п. Дрожжино

2022


Пояснительная записка.

Творческий проект «Тропинки доброты» предназначен для детей средней группы. Представленный проект разработан в соответствии с дидактическими и педагогическими принципами, соответствующими ФГОС ДО:

• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).

• Принцип непрерывности (проект построен на основе непрерывных совместных действий воспитателя, детей и родителей).

• Принцип активности (поддерживание мотивации и интереса).

• Принцип психологической комфортности.

Экология в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и важная задача. Любовь к родной природе – драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних лет. Полюбить природу можно лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение» (В. А. Сухомлинский).


Актуальность проекта.

В ходе беседы с детьми мы выяснили, что большинство из них положительно относятся к природе, но не осознают необходимости ее беречь. Мы так привыкли к соседству с удивительным существом - природой, что редко задумываемся о том, насколько она важна для жизни людей. Поэтому необходимо разбудить в детях интерес к природе, бережное и любовное отношение к ней.

Проблема: Дети мало осведомлены о мире живой и неживой природы и способах ее сохранения.

Вид проекта: Информационно-творческий, среднесрочный.

Сроки реализации: 2 месяца

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

речевое развитие; физическое развитие;

художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта:

• Воспитанники группы.

• Воспитатель группы.

• Родители

Цель проекта: формировать у детей первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Задачи проекта:

Обучающие:

-формировать у детей представление о живой и неживой природе земли, их пользе для человека;

- познакомить детей с правилами поведения в природе, уточнить экологические запреты;

- познакомить детей с разнообразными видами деятельности по охране природы;

- обеспечить непрерывность экологического образования в системе:

ДОУ – семья.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес к природе, желание получать новые знания; любознательность, наблюдательность;

- развивать понимание взаимосвязей в природе и место человека в них;

-развивать представления об опасностях для природы, со стороны действий человека;

-развивать мотивацию на природоохранное поведение.

Воспитательные:

- воспитывать бережное и любовное отношение к окружающей природе;

- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.

Методы и приемы:

• ООД;

• продуктивная деятельность;

опытно-экспериментальная деятельность;

• чтение художественной литературы;

• прослушивание музыкальных произведений;

• театрализованная деятельность;

• наблюдения и экскурсии;

• организация трудовой деятельности;

• игровая деятельность;

• подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

• рассматривание репродукций картин, иллюстраций;

• участие в природоохранных акциях;

• взаимодействие с семьей.


Этапы проекта.

1 этап-подготовительно-информационный.

- изучение методической литературы;

-составление плана реализации проекта;

- подбор художественно - познавательной литературы;

- подбор и изготовление дидактического и игрового материала.

2 этап- практический.

Прохождение «тропинок доброты»:

-«Воздух»

-«Вода»

-«Деревья»

-«Птицы»

-«Насекомые»

-«Первоцветы»

-«Звери»

-«Страна доброты-Природа» 

3 этап- заключительный.

-обработка и оформление материалов проекта;

- оценка результатов работы всех участников проекта.

Ожидаемые результаты:

Дети:

- расширение знаний детей о разнообразии животного и растительного мира, о вреде, который наносит природе человек, о правилах поведения в лесу, на реке, в поле, о существовании Красной книги;

- развитие связной, диалогической речи;

-проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;

- эмоциональная отзывчивость на красоту объектов природы;

- формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;

- развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- формирование знаний о бережном отношении к природе.

Воспитатели:

-повышение теоретического уровня профессионализма педагогов;

-организация педагогического поиска посредством реализации инновационных программ;

- внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы;

- самообразование и самореализация воспитателей.

Предполагаемый результат проекта для родителей:

- укрепление связей между детским садом и семьёй;

-привлечение родителей к участию в природоохранных акциях;

- пробуждение интереса родителей к миру природы;

-повышение экологической культуры родителей.

Календарно-тематическое планирование

по реализации проекта «Тропинки доброты»

1 неделя «Тропинка доброты- ВОЗДУХ» Показать и доказать значение воздуха в жизни человека, животных, растений. Ознакомить с экологическими проблемами воздуха.

Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, фантазию, коммуникативные навыки.

Воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воздуха.- Опытно-экспериментальная деятельность: «Воздух и его свойства»

- Беседа «Чистый воздух – богатство страны»

-Домашнее задание: найти в квартире предметы, внутри которых есть воздух.

-Рисование.

Тема: «Как работает воздух чистый и загрязненный»

-Чтение:

К. Драчев «Сказка о том, как поспорили воздух, земля и вода», Т. Шорыгина «Воздух», С. Островский «Продавец воздуха».

-Подвижные игры: «Воздушный шар», «Флюгер и ветер».

Оформление плаката «Чистый воздух – наше богатство. Береги его!»

2 неделя «Тропинка доброты- ВОДА» Формировать представления о свойствах воды (это жидкость, может течь и переливаться; прозрачная, без цвета и запаха, принимает форму сосуда; не имеет цвета, но можно окрасить; является растворителем);

Познакомить с тремя агрегатными состояниями воды (вода – жидкое; снег и лед – твердое; пар – газообразное).

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека (вода – источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения жизни человека).

Воспитывать осмысленное желание заботиться о чистоте воды.-Опытно-экспериментальная деятельность:

«Как очистить воду»

-Беседа «Путешествие капельки. Кому нужна вода.»

-Дидактические игры «Кто живет в реке, море, океане», «Где в природе живет вода», «На воде и под водой».

-Подвижные игры «Море волнуется», «Ходят капельки по кругу».»

3 неделя «Тропинка доброты- ДЕРЕВЬЯ» Научить детей узнавать и различать деревья

ближайшего окружения по внешним признакам;

Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития.

Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.

Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе.

Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность.

-Беседы «Как деревья помогают человеку», «Почему нужно беречь и охранять деревья»

-Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года: И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И Левитан «Весна. Цветущие яблони».

-Сюжетно –ролевыя игра:

«Поездка в лес.

-Настольно –печатные игры:

«Как зовут тебя, деревце?»,«Четвёртый лишний».

-Создание в группе макета дерева.

-Подвижные игры на участке:

«Найди дерево по листу», «Найди пару».

-Чтение стихов, рассказов,сказок о деревьях:Т. А. Шорыгина

«Деревья. Какие они?»,

Н. Некрасов «Зелёный шум».

4 неделя «Тропинка доброты-ПТИЦЫ» Расширять представления детей о типичных весенних явлениях в живой природе, обогащать знания детей о жизни перелетных птиц весной

(строительство гнезд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Расширять представления детей о роли человека в жизни птиц.

Воспитывать заботливое и бережное отношение к птицам.

Беседа: «Прилет птиц»,

«Весенние заботы птиц».

 «Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

-Ручной труд из природного материала «Без рук, без топоренка построена избенка»

-Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсия в орнитариум»

- Пальчиковая гимнастика:

«Ласточка», «Дятел».

- Дидактические игры:

«Улетает – не улетает», «Найди, чей домик?», «Чем питаются птицы».

- Чтение рассказов: В. Бианки «Птичий календарь», «Кто чем поёт»; А. Тумбасов «Гнездышко», Н. Сладков

«Скворцы-молодцы».

- Русские народные игры:

«Гуси», «Филин и пташки», «Коршун».

5 неделя «Тропинка доброты-

«НАСЕКОМЫЕ» Систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях.

Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к насекомым. Развивать речь детей, умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Развивать творческие способности в продуктивной деятельности. Развивать эмоциональную отзывчивость.

- Беседа-обсуждение: «В чём польза насекомых?».

- Энциклопедия. Знакомство с видовым разнообразием насекомых.

- Конструирование насекомых при помощи счётных палочек.

-Домашнее задание: наблюдение за насекомыми на природе с родителями.

-Чтение и обсуждение произведений: Н. Романовой «Что узнал дождевой червяк»; В. Сухомлинского «Пусть будет соловей и жук»; В. Драгунского «Он живой и светится».

6 НЕДЕЛЯ «Тропинка доброты-ПЕРВО-ЦВЕТЫ» Познакомить детей с первыми весенними цветами, с их пользой и целебными свойствами.

Пробуждать стремление бережно относиться к первоцветам, формировать желание за ними ухаживать. П

Продолжать знакомить детей с редкими видами первоцветов.

Развивать творчество, мышление, фантазию, наблюдательность и любознательность.

-Познавательная беседа. Тема «Первоцветы»

- Чтение рассказов Н. Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б. Житкова «Цветок»;

стихотворений:

П. Соловьева «Подснежник», Е. Серовой «Фиалка»,

Е. Кожевникова «Медуница».

- Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

-Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

-Слушание песен: Ю. Антонов

«Не рвите цветы», группа «доктор Ватсон» «Ландыши», произведения Чайковского «Вальс цветов».

-Трудовое воспитание: уход за цветами в группе.

7 НЕДЕЛЯ «Тропинка доброты-ЗВЕРИ» Познакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых зверей, обитающих на территории России.

Привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных.

Формировать понятие о хороших и неблагоприятных условиях жизни живых существ в зависимости от отношения людей к природе. Способствовать формированию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным. Воспитывать бережное отношение к ним. Развивать творческую активность,

воображение. - Беседы-диалоги по теме «В мире животных».

- Знакомство с «Красной книгой России».

- Сюжетно-ролевая игра «Теремок».

- Дидактические игры: «Путаница», «Узнай по голосу», «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?», «Кто где живёт?».

- Чтение художественной литературы: «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц- Хваста», «У страха глаза велики».

8 НЕДЕЛЯ «Страна доброты-Природа» Обобщить знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе и месте человека в них.

- Прослушивание музыкальных композиций: «Звуки природы», «Звуки весеннего леса», «Шум дождя», «Шум моря».

-ООД по рисованию.

-Оформление выставки по этапам проекта «Доброта спасет мир».

Итоги проекта:

• у детей сформированы знания о бережном отношении к природе;

• дети познакомились и научились использовать в повседневной жизни подвижные и дидактические игры о природе;

• обогатился игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширился их кругозор, повысился познавательный интерес;

• повысился уровень выразительности речи, общительности, самооценки;

• дети познакомились с практическими действиями по охране природы.

родители принимают активное участие в жизни ДОУ: участие в акциях, проектная деятельность и т. д.

• у родителей сформированы представления о создании игровой среды

• родители вовлечены в единое пространство «семья – детский сад».


Фотоотчет:

C:\Users\User 1\Desktop\дс\2019-2020 учебный год\стимулирующие\март\IMG_20200310_091125.jpg

../дс/2019-2020%20учебный%20год/стимулирующие/март/IMG_20200311_164544.jpgC:\Users\User 1\Desktop\дс\2019-2020 учебный год\стимулирующие\март\IMG_20200311_163514.jpg../дс/2019-2020%20учебный%20год/стимулирующие/март/IMG_20200311_165335.jpg../дс/2019-2020%20учебный%20год/стимулирующие/март/IMG_20200311_165823.jpg../дс/2019-2020%20учебный%20год/стимулирующие/март/IMG_20200311_165103.jpgC:\Users\User 1\Desktop\дс\2019-2020 учебный год\стимулирующие\март\IMG_20200310_112548.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект по социально-экологическому воспитанию для старших дошкольников. Тема "Наш огород"

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива ,позволяющий решать проблему экологического воспитания детей и укрепления их здоровья, - проектная деятельность, которая помогает дошк...

Семинар «Формирование социально - экологической культуры в УДО»

Актуальность проблемы. Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколени...

Творческий проект социально-экологической направленности "Защитим планету вместе"

Цель проекта - экологическое воспитание подростающего поколения. Проект реализован на базе МБУ ДО "ДШИ" г. Нефтеюганска. Март 2016 г....

Социально - экологический проект "Экологическая тропинка детского сада" (предварительная работа).

Предварительная работа по социально - экологическому проекту "Экологическая тропинка детского сада"....

Роль детских экологических движений и общественных организаций в создании социально-экологического пространства

Во все времена  своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор, как появилось высокоразвитое  общество, опасное вмешательство человека в природ...

«Инновационные подходы и технологии организации экологического социально-экологического образования и воспитания»

Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях ц...

«Методики и педагогические технологии исследования экологического и социально - экологического образования и воспитания».

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждо...