Коллективный проект: «Проект по сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».
проект (подготовительная группа)

Современные дети все чаще проводят время, за просмотром телепрограмм, мультфильмов,  за компьютерными фильмами и все реже просят родителей прочитать им книгу. А ведь книга служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребенка в раннем возрасте, обогатить окружающий мир и сделать его интересным. Ребенок должен полюбить, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Возрождение семейного чтения книги вслух способствует  развитию у ребенка речи, памяти, мышления, внимания, творческого воображения. Читая книги для детей в дошкольном возрасте, мы прививаем им потребность в самостоятельном чтении в будущем. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Для повышения интереса к книге, был разработан этот проект. В рекомендациях для чтения в подготовительной группе по программе «Мозаика» рекомендовано произведение А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_18_zolotoy_klyuchik.docx22.19 КБ
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx27.16 КБ
Файл rabota_s_detmi.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 «Росинка» компенсирующего вида

городского округа Щёлково

Номинация: Коллективный проект.

Название проекта: «Проект по сказке А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

Тип проекта:  информационно - творческий.  

Временные рамки проекта: краткосрочный (март, 2021 г.)

Авторы: Ипатова Марина Борисовна - воспитатель высшей категории, Похожаева Наталья Борисовна - музыкальный руководитель.

                                          г. Щёлково, 2021 г.

1. Методический паспорт проекта

Название проекта:

Проект по сказке А. Толстого: «Золотой ключик или приключение Буратино»

Авторы проекта:

Ипатова Марина Борисовна – воспитатель  высшей квалификационной категории; Похожаева  Наталья Борисовна - музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.

Возраст воспитанников:

Дети подготовительной группы 6 -7 лет.

Вид проекта:

Краткосрочный  (март, 2021)

Тип проекта:

Информационно - творческий

2. Актуальность проекта: Современные дети все чаще проводят время, за просмотром телепрограмм, мультфильмов,  за компьютерными фильмами и все реже просят родителей прочитать им книгу. А ведь книга служит могучим средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Книга должна войти в мир ребенка в раннем возрасте, обогатить окружающий мир и сделать его интересным. Ребенок должен полюбить, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Возрождение семейного чтения книги вслух способствует  развитию у ребенка речи, памяти, мышления, внимания, творческого воображения. Читая книги для детей в дошкольном возрасте, мы прививаем им потребность в самостоятельном чтении в будущем. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Для повышения интереса к книге, был разработан этот проект. В рекомендациях для чтения в подготовительной группе по программе «Мозаика» рекомендовано произведение А. Толстого «Золотой ключик или приключение Буратино».

3. Цель проекта: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы средствами творческой деятельности.

4. Задачи проекта:

1. Развивать интерес к художественной литературе;

2.Воспитывать читателя, способного сопереживать героям, сочувствовать им, откликаться на прочитанное;

3.Совершенствовать умение слушать, понимать произведение, пересказывать, драматизировать и инсценировать его;

4.Развивать творческую личность ребенка, как активного участника проекта;

5.Создавать условия для совместной деятельности детей, родителей и педагогов.

5. Ожидаемые результаты:

1.Повышение интереса к художественной литературе;

2.Совершенствование умения слушать, понимать литературное произведение, пересказывать и  драматизировать;

3.Создание условий для совместной деятельности детей, родителей, педагогов;

4.Возрождение семейного чтения.

6. Предполагаемый продукт проекта: Выставка рисунков:  «Куклы театра Карабаса».

7. Этапы реализации проекта:

Этап

Сроки

Содержание

Подготовительный

С 2 по 5 ноября

Изучение условий для реализации проекта;

Сбор информации, подборка наглядно – дидактического материала;

Работа с методической литературой;

Составление плана работы над проектом;

Создание пространственной предметно – развивающей среды.

Основной

С 6  по 23 ноября

Консультации для родителей;

Оформление мини – библиотеки;

Беседы;

НОД;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание иллюстраций;

 Просмотр мультфильма;

Слушание музыкальных произведений;

Настольные игры;

Словесные игры;

Отгадывание загадок;

Дидактические игры;

Продуктивная деятельность:

лепка;

рисование;
раскрашивание иллюстраций по сказке, конструирование  из строительного материала;

Театрализация отрывков сказки.

Заключительный

С 24 по30 ноября

Выставка рисунков;

Викторина по сказке;

Театрализованное представление по сказке;

Презентация проекта.

8. План реализации проекта:

Этап проекта

Сроки

Виды деятельности

Ответственный

1.Подготовительный

С 2 по5 ноября

Изучение

Анкетирование родителей: «Читают ли родители детям книги?»;

Беседа с родителями о создании проекта,  обсуждение целей, задач, формирование  условий по реализации проекта;  

Создание мини – библиотеки: «Золотой ключик или приключение Буратино».

 Воспитатель, родители.

Основной

С 5 по 20 ноября

НОД «А. Толстой и его творчество»;

Чтение сказки;

Пересказ эпизодов;

Составление описательных рассказов;

Игра – фантазия: «Если бы у меня был золотой ключик»

Отгадывание загадок о героях сказки;  

Беседы: « Плохие и хорошие поступки героев»

Просмотр мультфильма;

Прослушивание песен из   фильма;

Настольные игры: «Собери  пазлы»,  «Собери картинку», «Ходилки»;

Рисование:  «Куклы театра Карабаса»; Раскрашивание иллюстраций по сказке; Конструирование из строительного материала: «Театр молния»; Разучивание танца: «Полька – Бабочка» и физкультминутки «Буратино»; Театрализация этюдов сказки; Изготовление костюмов  для представления.

Воспитатель, музыкальный руководитель, родители.

Заключительный

С 23 по 30 ноября

Выставка рисунков: « Куклы театра Карабаса»;

Викторина по сказке: «Золотой ключик или приключение Буратино»; Театрализованное представление: «Приключение Буратино»; Презентация проекта.

Воспитатель, музыкальный руководитель.

9. Выводы:  Во время работы над проектом дети познакомились с произведением А. Толстого, узнали историю написания сказки. Дети давали характеристику главному герою (Буратино какой он? - Веселый, добрый). Научились оценивать поступки героев сказки, закрепляли правила безопасного поведения на примере героев сказки. С удовольствием принимали участие в играх – инсценировках, драматизации сказки. дети умеют передавать эмоциональное состояние героев с образом литературных героев. Вместе с детьми беседовали на тему: «Чему меня научила эта сказка?». Сделали вывод, что в сказках добро всегда побеждает зло!

Литература: А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»; интернет источники: ведущий образовательный портал России «Инфоурок»; образовательная социальная сеть nsporta.ru.



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С  РОДИТЕЛЯМИ

Анкета для родителей.

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

2. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное), другое (что именно) ___________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное), другое (что именно) __________

3. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

4. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

5. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

6. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

7. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

8. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ________________________________________________________

б) нет.

9. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ________________________________________________________

б) нет.

10. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

11. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

) очень редко;г) никогда.

12. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

13. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

14. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ______________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Сообщение для родителей

История сказки: «Золотой ключик».

Любимая всеми сказка про деревянную куклу по имени Буратино и его волшебный золотой ключик стала для многих по-настоящему, настольной книгой. Она не раз перечитывается, и снова, и снова заставляет переживать удивительные приключения, присходящие  со сказочными персонажами. Ее актуальность не потерялась и сегодня. Новые поколения малышей с удовольствием слушают волшебную историю про деревянного мальчика с длинным носом, которым он проткнул очаг, нарисованный на куске старого холста в каморке старого папы Карло.

В начале 20 века эта удивительная сказка вышла в свет. Но до этого знаменательного момента ее путь был  долог и тернист. Сначала А.Н. Толстой намеревался всего лишь перевести знаменитую итальянскую сказку, но, увлекшись, решил, что будет непростительно ее не дополнить своими собственными мыслями и фантазиями. В результате этих дополнений писателя получилось абсолютно новое, самобытное и многогранное произведение.

В 1935 году автор, наконец, презентует своим маленьким и взрослым читателям новый вариант истории приключений деревянной куклы. Если сравнивать «Золотой ключик» с оригиналом, то можно заметить, что немного сходства осталось с последним. Обновленная сказка полна приключений, но и не лишена морали, которая преобладает в первоисточнике, делая от переизбытка нравоучений его более скучным и сухим. Легкий моральный подтекст все же писатель позволил, и предназначен он, конечно, для взрослого читателя, тогда как малышам можно просто с головой окунуться в удивительные приключения деревянного мальчика и его друзей. 

Все помнят, как одинокий и старый папа Карло решил себе на потеху из сухого полена выстрогать куклу. А он, нужно отметить, плотником был знатным. Потому деревянная кукла получилась замечательная и очень ладная. Вот только нос у нее оказался немного длинным. И вот когда папа Карло решил его немного укоротить, кукла неожиданно ожила и заговорила. Так на свет и появился Буратино – один из главных героев одноименной сказки. С этого момента начинаются удивительные приключения деревянного мальчика. Абсолютно простая на вид история обросла и стала в итоге литературным «слоеным пирогом».

А.Н. Толстой и здесь не изменил своему фирменному стилю. Его умение создавать многослойность в произведениях сделало сказку только интереснее. Название «Золотой ключик, или Приключения Буратино» взято не спроста. На первых порах кажется, что главным героем является Буратино, но, путешествуя по произведению, можно понять, что здесь нет главного и второстепенного героев. Все сказочные персонажи играют главные роли. Не будь одного сколько-нибудь значимого, и данная история окажется абсолютно неполной. Главное зло представлено в данном произведении в виде колоритного Карабаса Барабаса, который является директором кукольного театра, а также его хитрого товарища Дуремара.

Ложь и жадность во всех своих проявлениях олицетворяют кот Базилио и лиса Алиса. Отвагой и преданностью отличается пудель Артемон. Плаксивый, нерешительный и вечно грустный Пьеро из-за своей неразделенной любви к голубоглазой и требовательной Мальвине также является одной из ключевых фигур данного произведения. Доброту и мудрость источает старая трехсотлетняя черепаха Тортилла, которая и помогла Буратино отыскать золотой ключик. А самым трудолюбивым оказывается папа Карло. В сказке происходит нелегкая борьба героев за заветный золотой ключик. Вот здесь интересно, чем он является для каждого отдельного героя. Что находится за холстом в каморке бедного папы Карло? Воображение каждого рисует именно то, чего он сам желает. Карабас Барабас и его свита решили, что этот ключик – путь к несметным богатствам. Для Буратино и его друзей – это дорога в лучшее будущее, где нет злобы и несправедливости. Где все равны, свободны и одинаково счастливы. Все просто и понятно даже маленькому читателю. Нельзя быть счастливым, не имея любви и друзей, а только лишь одно богатсво. Самыми простыми приемами автор произведения добивается симпатии читателей к «добрым силам». Показывая, как живут куклы в театре Карабаса Барабаса, как он их угнетает, и их каждодневные вынужденные страдания, писатель настраивает на негативное отношение к директору театральных кукол. Толстой повествует о нелегкой социальной жизни данных персонажей. Из этого следует, что сказка вполне может быть и повестью. Дети забывают, что читают именно вымышленное произведение и сильно сопереживают несчастным персонажам. Да и сам автор называет произведение повестью-сказкой. Здесь есть четкая градация героев положительных и отрицательных. Единственный, кто все же неоднозначен, это Буратино. Этого персонажа Толстой создал именно таким, чтобы привлечь внимание и взрослого читателя. Психологический портрет рисует героя с полярными качествами в характере. Буратино вначале хулиган,  неряха, неуч, но он старается измениться. Пройдя через трудности, он учится быть другим, и в итоге у него это получается. Буратино становится положительным героем уже однозначно. Хотя дети его воспринимают таковым сразу. Их детский ум еще не способен отличить обычное хулиганство от безрассудной смелости, для детей это одно и тоже. Взрослые же понимают, что с помощью образа деревянного мальчика, автор как бы говорит, что мир несовершенен, и идеальных людей не существует даже в сказках. Что все может измениться к лучшему. Главное - нужно очень захотеть.В произведении отрицательные персонажи достаточно комичны. Хитрые лиса Алиса и кот Базилио в итоге остаются ни с чем. Получается, что они сами себя перехитрили. Карабас Барабас тоже не добрался до заветной двери. И это хорошо. Жесткое неприятие отрицательных персонажей сказки  несет дополнительную негативную нагрузку на детские души. Заставляет малышей бояться. Писатель это понимает. Ведь всегда должен быть шанс и у плохого персонажа стать немножко лучше. Поэтому в данном произведении нет сцен, от которых малыши могут расстроиться. Сказка-повесть получилась легкая, ироничная, добрая. Писатель ярко показал, как плохо быть жадным и трусливым, лживым и глупым. Но все это рассказывается в игровой форме. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» несет много позитива и миролюбивого отношения к окружающим. Нет ни смерти, ни насилия. Карабас Барабас только размахивает своей плеткой, но на самом деле не бьет несчастных кукол. Кот  Базилио и лиса Алиса лишь комично подвешивают Буратино на дереве. А когда Карабас Барабас гоняется за ним, то он только запутывается бородой о дерево, и бьется о него своим лбом, набивая шишку. И в самом деле, в сказке никто существенно не пострадал, разве что холст, за которым находилась потайная дверь, и который пришлось разрезать. После прочтения от такого произведения остается приятное послевкусие. Сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» дарит надежду, что все будет хорошо и добро обязательно победит зло. А все будут жить счастливо, и даже «плохиши» из одноименной сказки. Ведь добро очень заразительно. Многие поколения выросли на этой замечательной сказке. Она не раз была талантливо экранизирована. Бессмертие ее заключается в том, что сказка «Золотой ключик, или Приключения Буратино» пропагандирует настоящее добро, без кулаков. Ну, а зло в ней больше комичное, чем вредоносное. Она является очень светлым произведением, несущим простые идеалы человеческой душе. Ее будут читать и последующие поколения малышей и их родителей. 

                   

   

                     Читаем вместе, читаем вслух.

(консультация для родителей)

 Уважаемые родители!

Почему же так важно читать  детям вслух? Книгу не может заменить ни просмотр мультфильмов, ни компьютерные игры, ни даже аудиокнига.

Книга на наглядных примерах разъясняет детям, что такое добро и зло. Вместе со сказочными героями ребенок проживает разные ситуации, услышанные в прочитанной книге. Старший дошкольник, 5-7лет, понимает, какие поступки героев правильные, а какие приводят к неприятностям. Подражая  любимым персонажам, дети учатся быть вежливыми, уважать старших, помогать родителям. Значит, книга является подспорьем  в  воспитании.

По мнению  ученых, занимающихся изучением мозга, книга способствует развитию интеллекта детей. Чем больше книг ребенок услышит и прочитает в детстве, тем умнее он будет, когда вырастет. Во время чтения книги в мозге задействуются разные области.  Дошкольники начинают понимать, что в сказках есть начало, действие и конец, учатся логически мыслить.  Задумываясь, как выглядят герои произведений или, представляя себя таким героем, дети развивают воображение.

А какую помощь оказывает книга родителям, когда нужно провести время в очереди, в дороге! Перед визитом к врачу, книга может подготовить ребенка. Ему будет легче, зная, что сказочные герои тоже лечат зубы и ставят прививки. Яркие книжки поднимут настроение в пасмурный дождливый  денек.

В настоящее время стало  много   подвижных детей, которым сложно усидеть на месте, сосредоточить внимание на чем-то одном. И здесь на помощь может прийти книга. Мама или папа, читая ребенку, своей близостью успокаивают его. А совместное рассматривание картинок учит удерживать внимание. Значит, книга  поможет сдержать  лишнюю энергию дошколят и направить ее в нужное русло.

Необходимо помнить, что ребенок полюбит чтение, только тогда, когда любят читать родители, когда они служат примером своим детям.

Как начать семейное  чтение:

Сначала, уважаемые взрослые, сами прочитайте книгу,  которую хотите предложить ребенку, и определите ее ценность: что дает книга  сердцу и уму ребенка, в чем прелесть книги, какие эпизоды книги вам запомнились  и почему. 
Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака:  «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается  родство души»

Не спешите расстаться с прочитанной книгой:

Самый  простой путь: сделать иллюстрации к прочитанным сказкам (другим книгам), нарисовать портреты полюбившихся героев.
Можно «оживить» героев книг, вылепив их из пластилина, глины, сшив из лоскутков ткани, связав, склеив из бумаги и картона и т.д.
А еще можно  устроить домашний маленький театр и разыграть в нем любимые сказки.  И, конечно,  если вам и вашим детям не хочется расставаться с любимыми героями, то сказку  можно продолжить самим или придумать новую.

Если телевизор  конкурирует с книгой:

Вот некоторые интересные наблюдения и советы.

Если к  выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка размещена  слишком высоко, нетрудно догадаться, как в такой обстановке ребенок будет  проводить свое свободное время. Но если вы отведете ему собственную полочку с  увлекательными, красочными книжками и четко распланируете время просмотра  телепрограмм, то он почти наверняка обратит свой взор на книжную полку и что-то  выберет и для себя.

 Да!  - по возможности раньше начните читать ребенку вслух;
 -  постарайтесь  каждый день хотя бы десять минут читать ему вслух; 
 -  помните, что  искусство слушать не приходит само по себе, его надо постепенно прививать. 

 Нет!  -  не читайте  истории, не нравящиеся вам самим; 
 - не удивляйтесь  и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами, отвечайте ему сразу  же;

  - не  конкурируйте с телевизором.

Если родители предлагают своему ребенку выбирать между  книгой и телевизором, то он, вероятнее всего, предпочтет последнее. И все же -  на то вы и родители, чтобы поставить последнюю точку. Равнодушным тоном скажите  ребенку: «Телевизор мы включим в семь часов вечера». Если он хочет слушать  сказку или рассказ - очень хорошо. Не хочет - ничего страшного. Ни в коем  случае, не создавайте впечатление, что телевизор он не смотрит из-за книги. 
При чтении  вслух можно воспользоваться некоторыми приемами из практики учителей:

- если читаете  стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму; 
- закончив  читать какую-то книгу, расспросите ребенка, не происходили ли подобные забавные  истории с ним самим;

- спросите у ребенка, как он хотел бы изменить прочитанную историю. 
Помните, как  трудно вам было расставаться с книгой только потому, что настало время идти  спать? Не доводилось ли вам брать с собой в постель фонарик, чтобы успеть  прочитать хоть несколько страничек, пока вас не застанут родители? 
Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и  не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что  может бодрствовать, сколько хочет, то есть до тех пор, пока читает книгу. 
Такому  вечеру можно дать особое название – «
вечер чтения», «сказочная вечеринка», «читаем всей семьей». Проявите свою фантазию, посоветуйтесь со своими детьми, как назвать ваш семейный литературный досуг. 
Носите с  собой в сумочке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком  или длительное ожидание в очереди. 
В некоторых  семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». На эти полчаса  выключается телевизор, никто не подходит к телефону, причем планируется это  время заранее, с отметкой в семейном календаре. 
Но эти  тридцать минут имеют смысл только в том случае, если участвовать будет вся  семья. И если вы сами в полной мере погрузитесь в новый бестселлер. 
Исследования  показали, что дети, смотрящие телевизор больше десяти часов в неделю, читают  хуже своих сверстников, которым родители ограничивают время пребывания перед  экраном. В некоторых семьях папа или мама выдают «ТВ-билеты» - каждый действителен  30 минут. Если билеты кончились, телевизор исключается до следующей недели.

Ни  компьютер, ни телевизор не являются препятствием любви к книге. Нельзя  противопоставлять их друг другу, нельзя говорить: «Вот ты в книжке не дочитал,  за это тебе телевизора не будет». Мы сами вкладываем в сознание ребёнка, что  книга – это что-то нудное и обязательное, как мытьё посуды, а компьютер,  телевизор – что-то такое, чем наградят, если всё дочитать и рассказать  содержание.

Уважаемые родители!

Надеюсь, что в вашей семье прививается любовь к книге, к познанию нового через нее. Уверена, что домашняя библиотека подобрана, учитывая возраст и интерес к разным областям познания ваших детей. Желаю вам, вашим детям, нашим воспитанникам, слушая книги, брать из них только все самое лучшее, познавательное.

       

«Памятка» о «щадящем чтении».

 

*Читать 5-7  минут 

*Пересказ  прочитанного текста (абзац) 

*Отдых  час-два 

*Чтение еще  одного абзаца

*Пересказ

*Отдых



Предварительный просмотр:

Конспект НОД.

Тема: «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Возраст детей: 6-7 лет

Программное содержание:

Продолжить знакомить детей со сказкой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и ее автором А. Толстым. Воспитывать интерес к литературе, развивать умение аргументировать свои симпатии и антипатии.

Оборудование:

Иллюстрированная книга А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма, чтение сказки.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о произведении, которое всем вам хорошо знакомо. Вы наверняка смотрели мультфильм или кинофильм, снятые по этой сказке. И даже в нашей группе есть кое-что, напоминающее нам об этой сказке. Еще не догадались, о какой сказке я говорю? Тогда послушайте загадку про главного героя этой сказки, и вам сразу все станет ясно.

Это что за очень странный

Человечек деревянный?

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует он длинный…

Кто же это?  (Буратино)

- Ну, конечно же, это Буратино! А как называется сказка? Что есть в нашей группе, связанное этой сказкой? (Ответы детей: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», игрушечный Буратино.) - А сказка эта народная или авторская? А кто-нибудь из вас знает, чем различаются сказки народные и авторские? Народные сказки передавались людьми из поколения в поколение, их придумывал народ, а у авторской сказки есть автор – конкретный человек. Так как же зовут автора сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино»? Алексей Толстой. Взгляните на его портрет.

Алексей Толстой писал и для взрослых и для детей, и для детей он написал 57 сказок. Он узнавал, собирал русские народные сказки и записывал их для детей. Когда А. Толстой сам был маленьким мальчиком, ему очень нравилась сказка итальянского писателя Карло Коллоди «Пиноккио, или Похождение деревянной куклы». И вот, когда Толстой вырос и стал взрослым, он решил рассказать детям эту сказку, но уже,  по-своему. Слово «Буратино» по-итальянски означает «кукла». Вот этим именем и назвал писатель главного героя своей сказки.

- Давайте вспомним веселые и таинственные приключения деревянного мальчика. Детям предлагаются иллюстрации по содержанию сказки, глядя на которые они вслух вспоминают последовательность событий.

1. Джузеппе дарит говорящее полено своему другу

   шарманщику Карло.

2. Карло мастерит деревянную куклу и называет ее

   Буратино.

3. Буратино идет в школу.

4. Буратино увидел афишу кукольного театра.

5. И умненький, благоразумненький Буратино не  

   задумываясь, продает свою Азбуку, что бы попасть

   в театр.

6. Хитрые мошенники кот Базилио и лиса Алиса,

   узнав о том, что у Буратино имеются 5 золотых,

   решают обобрать его и заманить в страну Дураков.

5. Тут начались у Буратино сплошные неприятности:

 - маленького человечка чуть не сжег в своем очаге

   Карабас-Барабас.

 - на Буратино нападают разбойники.

6. Артемон спасает Буратино и приносит в домик

   Мальвины.

- Сейчас я прочту вам главу из сказки. Что такое глава? Глава – это часть большого произведения. Глава, которую я хочу вам прочитать, называется «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино». (Чтение главы.)

- Что же было дальше?

7. Буратино попадает в Страну Дураков.

8. Полицейские хватают Буратино и бросают в пруд.

9. Там он знакомится с черепахой Тортилой и получает

   от нее Золотой Ключик.

10.Буратино бежит из Страны Дураков и встречает

   товарища по несчастью – Пьеро.

11.Бой с Дуремаром и Карабасом-Барабасом на опушке леса.

12.Но все преграды нипочем смелому Буратино. Он узнает

   тайну Золотого Ключика у Карабаса и раньше него

   успевает открыть заветную дверцу за очагом.

- А что было за дверцей? Прекрасный кукольный театр, где никто не будет бить кукольный народ плеткой. Новый кукольный театр дает первое представление.

Физкультминутка.

Буратино потянулся.           Выполнять движения в

Раз – нагнулся.                     соответствии с текстом.

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел.

Ключик, видно, не нашел.   Жест сожаления.

Чтобы ключик                       Повороты влево-вправо.

Нам достать                           Руки вверх.

Нужно

На носочки встать          Подъем на носки.

Дидактическая игра "Персонажи сказки".

Разделите персонажей сказки на две группы. В одну группу поместите персонажи, которые вам нравятся, а в другую группу, тех, которые вам по каким-то причинам не нравятся. Почему вы разделили героев этой сказки именно так? Объясните.

- Нравится ли вам эта сказка? Давайте еще раз вспомним имя автора – А. Толстой. Тот, кто захочет еще раз почитать о приключениях Буратино может взять эту книгу в нашем уголке книги.

Сценарий детского спектакля по сказке: «Золотой ключик или приключение Буратино».

1. Папа Карло

2. Буратино

3. Мальвина

4. Арлекин –

5. Артемон

6. Пьеро

7. Лягушата

8. Цветы

9. Карабас

10. Лиса Алиса

11. Кот Базилио

12. Тортилла

                        Сцена №1 «Каморка Папы Карло»

Рассказчица:

Расскажем мы вам про одну страну,

Про веселую, добрую и прекрасную.

Там мячики, куклы и мишки живут,

Там чудо – цветы на поляне растут.

Там весело, здорово -  просто чудесно….

И эта страна называется детство!

Ребята, а вы знаете, что такое сказка?

Воспитатель: Конечно, знаем!

Рассказчица:

Расскажите мне про нее.

1ребенок:

Сказка – это свет в твоих глазах,

Сказка – доброта во всех сердцах.

Жизнь светлее станет, если вдруг,

К нам вернется сказка – детства друг!

2 ребенок:

В сказке море с рыбкой золотой,

В сказках Черномор с длиннющей бородой.

А в хрустальном домике при всех,

Белка золотой грызет орех.

3 ребенок:

И со всеми ребятами сейчас,

Покажем сказку мы для вас.

Про мальчишку озорного,

Буратино вот такого (показывает класс).

Уходят за занавес. Стол. За столом ним сидит Папа Карло, который откалывает от полена щепки, чтобы получился Буратино.

Рассказчик:

Столяр Папа Карло,

Полено как – то в дом принес.

Заметил в нем он длинный нос.

Он начал что – то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил,

Кого Папа Карло мастерил?

Зрители:

Буратино!

                     Буратино поворачивается к зрителям.

Папа Карло:

Буратино! Точно! Тебя назову я так! Какой славный мальчишка! Идем я тебе покажу…..

Сказочница:

Папа Карло был очень рад, что в его доме появился славный мальчишка, которого он назвал Буратино. Он учил его умываться, (Папа Карло показывает, как умываться), как правильно сидеть за столом….

Они весело проводили время (Папа Карло играет с Буратино).

Папа Карло:

Славный Буратино. Ты должен научиться читать и  писать. Для этого я должен отправить тебя в школу. Но прежде ты должен купить себе букварь. Я даю тебе пять золотых монет.

(Берет его руку и кладет 5 монет, считая их, затем отправляет его в путь.

Под фонограмму песни: « Буратино» убегает за ширму.)

                                     Сцена №2 «Театр»

Снова звучит фонограмма, куклы Карабаса проходят и становятся в центре зала.  Появляется Буратино.

Буратино:

Долго – долго я бежал,

И куда же я попал?

Пьеро:

Ты попал в театр, Карабаса – Барабаса!

А мы его куклы!

Арлекин:

Вот тебе билет на первый ряд.

Буратино садиться на стульчик перед куклами. Арлекин кричит, предлагает билеты, выбегают дети из – за ширмы, он дает им билеты, затем они рассаживаются на стулья возле Буратино.

Проходите! Проходите! Поспешите! Посмотрите!

Только у нас и только один раз!

Кукольный театр знаменитого Карабаса Барабаса!

                         Звучит музыка выходит Карабас.

Карабас:

Уважаемая публика!

Представляю, вашему вниманию,

Куклы и клоуны!

Лично мной воспитаны и дрессированы.

На тонких нитях – живые словно.

Мне подчиняются беспрекословно.

А ну – ка! Раз! (поклон Арлекин). Два! (поклон Пьеро). Три! (поклон Мальвина). Четыре! (поклон Артемон). Сейчас вас ждет концерт. Приятного просмотра.

                         Звучит музыка Карабас уходит.

Буратино:

Куклы все должны дружить,

Веселее вместе жить!

1 -2 -3 -4 – 5!

Начинаем танцевать!

                          Танец кукол: « Птичка польку танцевала…»

                    В конце выходит Карабас, куклы замирают в позах…

Карабас:

Кто,  посмел тут веселиться? (машет плеткой)

Почему не вижу слез? (топает ногой)

Это ты, деревянный мальчишка?

Буратино – длинный нос!

Карабас угрожающе идет на него. Буратино убегает за ширму. Затем Карабас хлопает плеткой и кричит.

Карабас:

Все за мной.

                  Звучит музыка. Куклы и Карабас уходят за ширму.

                                          Выбегает Буратино.

                                           Сцена № 3 « Поле»

Буратино:

Куда это я прибежал?

Звучит песня: « Какое небо голубое». В зал входят лиса Алиса и кот Базилио. Они танцуют. Буратино прячется за цветы. В конце танца Алиса и Базилио выводят Буратино.

Лиса:

Здравствуй, милый Буратино!

Отчего  повесил нос?

Буратино:

У меня нет друзей.

Кот:

Так у тебя зато в кармане что – то есть.(щупает карманы) А что это?

Буратино:

Это золотые монеты, которые мне дал Папа Карло на Букварь,

Лиса:

А ты знаешь, где мы находимся?

Буратино:

Нет.

Лиса:

В стране, где ты сможешь посадить эти монеты и из них вырасти целое дерево с монетами, и ты сможешь купить тысячу букварей ( в сторону, хитро посмеивается). Хи – хи – хи! Иди вон туда, (показывает на полянку). Посади их и иди, а когда ты придешь завтра на это место, тут случиться настоящее волшебство.

 (Лиса с котом прячутся за ширму. Буратино сажает монеты, осматривается по сторонам, затем встает и уходит.  Лиса и кот под музыку воруют деньги  и убегают.«Цветочки» встают и уходят. Выносят стол и  доску.)

                                    Звучит песня: « Дважды два четыре».

                                               Сцена № 4 «Школа»

     Выходит Мальвина, затем выходит Артемон и ставит два стульчика.

      Выходит Буратино.

Мальвина:

Проходите!

                                               Буратино садиться за парту.

Мальвина:

Прошу внимания у Вас,

Займемся счетом мы сейчас

У Вас в кармане есть 2 груши,

Одну Вы мне дадите скушать.

И сколько груш у Вас осталось?

Буратино: (выворачивает карманы)

Нет ни одной, как оказалось.

Мальвина:

Слушайте внимательно!

У Вас в кармане есть 2 груши.

Одну Вы мне дадите скушать.

Буратино:

Свои я груши никому,

И никогда не отдаю!

Мальвина:

Вы неспособны ни к чему!

                         Буратино встает и поскоками убегает.

Мальвина:

Буратино вернитесь. Урок окончен.

         Артемон звенит в колокольчик, и они с Мальвиной уходят.

                                       Сцена № 5. «Болото».

Звучит песня: « Лягушата». Выпрыгивают лягушата. Танец лягушат. В середине зала на листе кувшинки сидит Буратино.

1 лягушонок:

Мы зеленые квакушки,

Попрыгушки, хохотушки.

2 лягушонок:

Посмотрите, Буратино,

Он на листике сидит.

Очень грустный и печальный,

Ничего не говорит.

3 лягушонок:

Надо срочно черепахе,

Нам об этом рассказать.

И она ему поможет,

И не будет он скучать.

                 Под музыку выходит черепаха Тортилла.

Тортилла:

Что случилось? Кто ты?

Буратино:

Я немного провинился,

От друзей я убежал!

Не хотел учиться в школе,

 От того в беду попал.

                      Тортилла подает ему руку. Буратино встает.

Тортилла:

Милый, мальчик Буратино,

Не печалься, не грусти.

Подарю тебе я ключик,

Он от сказочной двери(подает ключик)

В той сказке радость и веселье,

В той сказке горя нет и зла.

Смелей иди туда, мой мальчик!

Дари всем людям чудеса!

                 Выбегают все герои сказки. Звучит песня: «Буратино».

                                   Произвольный танец.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  ВИКТОРИНА  ПО СКАЗКЕ
А. ТОЛСТОГО  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК,  ИЛИ  ПРИКЛЮЧЕНИЯ БУРАТИНО».
ХОД:

Ведущий:

Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

- Я тоже люблю. Веселые и грустные, смешные и страшные, Сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. В сказках совершаются невероятные чудеса. И вот сегодня я  хочу вам предложить провести викторину  по сказке, которую вы все хорошо знаете и любите. А вы знаете, что такое викторина? (ответы детей). Викторина – это особый вид игры, который заключается в  процессе угадывания правильных ответов на вопросы. За каждый пройденный этап правильный ответ команда будет получать фишки.

- Тогда послушайте загадку, о какой сказке я говорю.

Далеко, далеко за морем,
Стоит золотая стена,
В стене той - заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым открывают
Заветную дверцу в стене,
Но, где отыскать этот ключик,
Никто не рассказывал мне…  (ответы детей)
Ведущий:

Да, эта книга «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (показ книги). Кто её автор?
(Ответы детей).
Я предлагаю пройти Вам интересные испытания, чтобы выиграть удивительный приз - знаменитый золотой ключик, которым можно открыть дверь в замечательную страну знаний.

Нам нужно разделиться на две команды:

1 команда: «Мальвина»;

2 команда: «Буратино».

1 ТУР: «Загадки в стихах».

1.

Любимый герой, деревянный мальчишка,

Доверчивый, добрый, веселый плутишка.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это…(Буратино).

2.

Кто проказника – мальчишку

Из полена смастерил,

И купил мальчишке книжку.

Чтобы в школу тот ходил? (Папа Карло).

3.

Доктор кукольных наук,

С длинной пышной бородой.

У него страшный бас –

Злой  сеньор … (Карабас).

4.

Той девочки нет прекрасней,

Той девочки нет умней.

И Пьеро ее вздыхатель,

Целый день поет о ней…(Мальвина).

5.

Поэт и мечтатель,

Узнайте его.

Влюбленный  в Мальвину,

Плаксивый …((Пьеро).

6.

Пудель, красавец, гроза всех котов,

Всегда за Мальвину сразиться готов.

Хороший друг, защитник он

Благородный…(Артемон).

7.

Дал Буратино мудрый совет,

Проживщий, за печкой больше ста лет.

Молча, с обидой ушел старичок –

Мудрый и грустный…(Говорящий сверчок).

8.

Придумала ловко  « Поле чудес»,

«Страну дураков» и «крекс, фекс, пекс».

Но из нее плохая актриса,

Плутовка рыжая …(Алиса)

2 тур: «Блиц опрос».

*Чем зарабатывал себе на хлеб Карло?

*Из чего сделал одежду папа Карло для Буратино?
*Что посоветовал сверчок деревянному мальчику?
*Где папа Карло взял деньги
*Куда Буратино   отправился с лисой и котом?
*Кто подарил Буратино золотой ключик
*Какого цвета были волосы у Мальвины?

*Из чего был сделан Буратино?

*Где жил папа Карло?

*С чем пришлось расстаться папе Карло, чтобы купить книжку с большими буквами и замечательными картинками?
*Куда вместо школы направился Буратино?
*Кто был хозяином кукольного театра?
*Буратино, за рассказанную Карабасу Барабасу историю о нарисованном очаге, получил от него золотые монеты. Каково количество этих монет?
*Как называлась страна, куда хотелось привести Буратино его спутникам - коту Базилио и лисе Алисе?
*Как звали старейшую обитательницу пруда – черепаху, рассказавшую Буратино великую тайну и подарившую ему золотой ключик?
*Что обнаружили друзья, открыв дверь золотым ключиком за нарисованным очагом?

*Как называлсяновыйтеатр?
3 тур: Физкультминутка.

Ведущий.

-Молодцы ребята! Вы очень радуете своими ответами, но пора и отдохнуть.

«БУРАТИНО».
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

4 тур: «Вспомним сказку».

- А теперь, давайте вспомним веселые и таинственные приключения деревянного мальчика. (Детям  предлагаются иллюстрации по содержанию сказки.)
5 тур: «Собери картинку». (Детям дается конверт с разрезанной картинкой. Их задача собрать картинку).

6 тур:  «Узнай героя».

Воспитатель просит  назвать, кому из героев сказки, подходят такие определения: озорной, злой, грустный, мудрая, хитрая, воспитанная, глупый, верный.

7 тур: «Нарисуй героя сказки». (для капитанов команд).

Ведущий.

- Мальвина хотела научить  Буратино многому, но не догадалась, что необходимо научить его рисовать. А вот мы сейчас нарисуем главных героев этой сказки.

Рефлексия.

Вот и подошла к концу наша викторина по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино». Мы прошли с вами, все испытания. Какое задание было самым трудным? Почему? Какое задание понравилось больше всего? Почему?  Ведущий предлагает командам подсчитать количество монет и  подводит итог.

Ведущий:

Мне было очень приятно, как вы сегодня работали в команде. Вы показали хорошие результаты и  за это вы награждаетесь медалями

-Ребята, я хочу вам пожелать всегда верить в сказку и быть добрым друг к другу.

Верить в сказку – это счастье,

И тому,  кто верить-

Сказка обязательно откроет все двери!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по сказке «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Кроссворд по персонажам сказки А.Н. Толстого « Золотой ключик, или приключения Буратино» предлагается для старших дошкольников. Предназначен для проверки знаний детей по сказке....

Веселый летний марафон с героями сказки А.Н.Толстого " Золотой ключик или приключения Буратино"

В презентации представлены фотографии счасливых  детей, перевоплотившихся в сказочных героев....

Презентация с сопровождением слайдов " Викторина по сказке А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» в подготовительной группе

Викторина по сказке А.Толстого  «Золотой ключик или приключения Буратино» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она проводилась после изучения и чтения сказки....

Сценарий театрализованного представления «Сказка о Золотом ключике, или Приключения Буратино»

Сценарий театрализованного представления «Сказка о Золотом ключике, или Приключения Буратино»[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17621992","attributes":{"alt":"","class":"me...

Проект по сказке А. Толстого: «Золотой ключик или приключение Буратино»

Современные дети все чаще проводят время, за просмотром телепрограмм, мультфильмов,  за компьютерными фильмами и все реже просят родителей прочитать им книгу. А ведь книга служит могучим средство...