Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.
материал (старшая группа)

Валентина Александровна Канышева

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области.

Разработан воспитателем: Канышевой В.А.

Тема: «Традиции народов Саратовской области.

Народные праздники»

Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской области. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи:

Образовательные:закрепить и расширить знания детей о родном крае, закрепить умения детей различать символы разных народов проживающих на территории Саратовской области, обобщить и расширить знания детей о праздниках, играх народов России (русских, татар, чувашей);

Развивающие:развивать любознательность детей в процессе ознакомления со своей малой Родиной. Развивать зрительное и слуховое восприятие;развитие внимания, памяти, речи;расширять и активизировать словарный запас.

Воспитательная:воспитывать любовь к своей малой Родине, уважение к народам, проживающим в Саратовской области,

Актуальность:

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, воспитания любви к родному краю имеет применение в образовательном процессе местного краеведческого материала. Дошкольников полезно знакомить с успехами родного им края, традициями народов родного края, культурными ценностями, так как сведения краеведческого характера более близки и понятны им и вызывают у них познавательный интересс.Проанализировав всю ситуацию, я решила познакомить ребят с культурой и традициями народов Саратовской области.

Ход занятия: Здравствуйте, ребята! Я хочу прочесть вам стихотворение:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

О чем оно?   Ответ детей   (о Родине)

Россия – наша большая Родина.

- Как вы понимаете, что такое «малая Родина»? Ответ детей

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, его маленькая Родина. Это город, район, улица, дом и даже детский сад, в который вы ходите, маленький кусочек нашей огромной страны. Для нас малая Родина - это наша Саратовская область. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.

- Кто живет в нашем краю?       (люди)

- Они какие? Отличаются они друг от друга? Чем?(внешностью, национальностью).  

- Да, в нашей области живут разные народы. Вы знаете какие? Ответ детей

Ребята, у нас очень большая страна, поэтому живут в ней разные народы. Все народы в нашей области живут одной большой и дружной семьёй, со своими традициями, обычаями и культурой, у каждого народа есть свои танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальные одежды, праздники. Все народы уважают друг друга.

- А как вы думаете, что такое традиции?

Традиция — это то, что передаётся от одного поколения другому.

Ребята, а вы хотите побольше узнать о том, какие народы живут в нашей области, какие у них традиции, обычаи?

- И сегодня я предлагаю вам совершить экскурсию по нашей области. Вы готовы отправиться в путешествие?

- А совершить это путешествие нам поможет сундучок.  Давайте посмотрим, что же лежит в нашем сундучке?

- Соломенная кукла является символом чувашского национального праздника «Саварни» - веселый праздник проводов зимы и встречи весны.

Во время Саварни в деревнях молодежь устраивала катания на лошадях, обвешанных колокольчиками и бубенчиками, украшенных платками и полотенцами. Угощались на празднике блинами, колобками.

Я предлагаю вам небольшую игру (математические пазлы). На столах лежат отрезки картинки. Их необходимо расположить таким образом, чтобы цифры располагались от одного до пяти в ряд. Если расположить цифры правильно, то из отрезков образуется красочная картинка  (сжигание чучелы.) Ровно в полночь торжественно зажигали красовавшееся целую неделю чучело «масляничной бабы».

 Ребята скажите на какой русский народный праздник похож «Саварни»?Ответ детей (Масленица)

Дети открывают сундучок и достают символ «Тюбетейка»

Познакомлю с праздником татарского народа Сабантуй — ежегодный праздник окончания весенних полевых работ.На Сабантуе принято проводить различные состязания и игры для демонстрации силы, ловкости и просто для развлечения народа. Самая любимая забава всех джигитов - куреш, борьба на поясах. Самыми распространенными считаются различные состязания в беге: с яйцом в ложке; с полными ведрами воды на коромысле; прыжки в мешках; парные забеги, когда левая нога одного человека крепко связана с правой другого. Очень популярны следующие народные игры: бой мешками с травой или сеном, который проходит на скользком, неустойчивом бревне; с завязанными глазами при помощи палки необходимо разбить глиняные горшки, которые стоят на земле; командное или одиночное перетягивание каната, палки; лазанье за призом по высокому и гладкому столбу, длина которого может достигать 15 м.

Угощение праздника - чак-чак - традиционное сладкое блюдо, представляющее собой песочные печенья, залитые жидким медом

- Давайте посмотрим, в сундучок, есть ли там символы этого праздника?

- А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и сыграть в татарскую народную игру«Тюбетейка»

(Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка..Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задания)

Молодцы! Поиграли, присаживайтесь на места.

 Давайте посмотрим, что же осталось в нашем сундучке?(Дети открывают сундучок и достают пасхальное яйцо.)

Одним из самых важных и любимых праздников для русского народа является что? (ответ детей Пасха)

- Скажите, а символ этого праздника? (яйцо)

Это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствуют друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучит «Воистину воскрес», трижды целуются, дарят друг другу крашеные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

- Кто, вылупляется из яйца? (птенец)

- На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?(крашеные яйца, куличи, пасха из творога).

- А сейчас я вам предлагаю пройти за столы и расписать каждому свое пасхальное яйцо.

(Дети расписывают красками шаблоны яиц).

- Молодцы,  красиво раскрасили.

Заключительная часть:

Ребята, вот и подошло к концу наше знакомство с традициями народов нашей области.

- Сегодня мы познакомились праздниками других национальностей. Скажите, о каких праздниках вы узнали? Что вам больше всего запомнилось? Что было интересным?

Физминутка «Родной край»

Поезжай за моря-океаны,                                 («едут»)

  Надо всею землей пролети: («летят»)

Есть на свете различные страны, (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти(отрицательно качают

головой)

Глубоки наши светлые воды,  (приседают)

Широка и привольна земля,  (встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, (стучат руками перед собой)

И шумят, расцветая поля. (плавные взмахи руками)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к традициям и культуре народов поволжья

Одним из направлений работы МДОУ "Детский сад №121" является приобщение детей к традициям и культуре народов Поволжья как части патриотического воспитания. Мы знакомим детей с русской, татарско...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычаям народов Саратовской области. Знакомство с праздниками разных народов Саратовской...

Проект " Традиции и обычаи народов Самарской области"

Россия всегда была многонациональным государством. Самарская область  - не является исключением, ведь здесь  на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, культур...

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»

Конспект НОД по приобщению детей к традициям и обычаям народов Саратовской области Тема: «Символы народов Саратовской области.»...

План по самообразованию Приобщение детей к традициям и обычаям народной русской культуры

Дети мало знают о традициях и обычаях русской культуры. Я решила сама изучить глубже о традициях и обычаях русской культуры...

Конспект НОД по приобщению детей старшей группы к традициям и обычаям народов Саратовской области

Тема: «Традиции народов Саратовской области. Народные праздники»Цель: воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам культуры, традициям и обычая...

Семинар для педагогов на тему: «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИЯМ И ОБЫЧАЯМ РУССКОГО НАРОДА»

Цель: обобщение знаний педагогов о русской народной культуре.Задачи: воспитывать патриотические чувства; воспитывать позитивные отношения к народному творчеству; пополнять копилку народных игр, загадо...