Проект «Волшебный мир сказок С.Я. Маршака»
проект (средняя группа)

Мандрыка Татьяна Николаевна

Актуальность.

Знаменитый поэт и профессиональный переводчик, драматург, педагог, редактор — таков огромный творческий опыт Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Яковлевич Маршак замечательный детский поэт. На его счету написано огромное количество детских произведений, благодаря которым он и получил наибольшую известность. Все его стихи с большой любовью учат детей наслаждаться красотой поэтического слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_skazok_s.ya_.marshaka.docx147.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 пгт. Серышево

структурное подразделение

детский сад №3

Проект

«Волшебный мир сказок

 С. Я. Маршака»

 (средняя группа)

 

                                                                    Воспитатель высшей категории

                                                                            Мандрыка Т.Н.

пгт Серышево

2022 г

Проект «Волшебный мир сказок С.Я. Маршака»

Автор проекта: Мандрыка Т.Н.

Тип проекта: познавательно–творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный (03.11 – 10.11.2022)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Актуальность.

Знаменитый поэт и профессиональный переводчик, драматург, педагог, редактор — таков огромный творческий опыт Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Яковлевич Маршак замечательный детский поэт. На его счету написано огромное количество детских произведений, благодаря которым он и получил наибольшую известность. Все его стихи с большой любовью учат детей наслаждаться красотой поэтического слова. 

Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать поучительные и занимательные истории и сказки, можно отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке раздумья, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям, они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они: азбука и счет, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия, нравственное и патриотическое воспитание Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта:

Познакомить детей с творчеством С.Я. Маршака . Прививать любовь и интерес к книгам, чтению.

Задачи проекта: 

- Обогатить знания детей об окружающем мире через произведения Маршака. 

- Содействовать развитию способности чувствовать и понимать образный язык сказок. 

- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений. 

- Способствовать развитию речи детей, умственных и познавательных способностей.

Ожидаемые результаты 

- У детей появится интерес к героям стихов и сказок. 

- Сформируется бережное отношение к книгам. 

- Воспитается культура общения, расширится словарный запас детей 

- Дети освоят умение воспринимать текст на слух, узнавать произведения по отрывкам из них.

Сформируется навык инсценировать отрывки произведений 

- У детей разовьются коммуникативные способности, умение договариваться, помогать друг другу 

-У детей проявляется интерес к театрализованной деятельности 

- У родителей появится желание знакомить своих детей с произведениями С.Я. Маршака;

Реализация проекта 1 этап. Подготовительный •

-Вызвать интерес у участников процесса. •

- Создать развивающую предметно-пространственную среду. •

- Организовать работу с родителями. •

- Составить план, разработать занятия.

- Обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы;

- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального, аудио и видео материала по теме проекта, изготовление дидактических игр;

- оформление презентации и викторины по сказкам С. Я. Маршака;

- подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;

- опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения С. Я. Маршака;

- организация выставки книг с привлечением родителей «Наши любимые сказки»;

- разработка памяток для родителей «Что, как и когда читать детям?».

2 этап. Основной •

- Пополнение книг для групповой библиотеки С.Я. Маршака

- Рассматривание иллюстраций героев произведений

- Чтение произведений писателя

- Образовательные ситуации по аппликации, рисованию, лепке, развитию речи

- Инсценировка отрывков произведения

- Изготовление  масок для драматизации

План реализации проектной деятельности

Образовательная область «Речевое развитие»

Заучивание стихотворений «Мяч», «Где обедал воробей?»

Чтение «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Детки в клетке», «Где обедал воробей», «Тихая сказка», «Мяч», «Вот такой рассеянный», «Багаж», «Пудель».

Рассматривание иллюстраций к сказкам

Вечер загадок по произведениям С.Я

«Художественно-эстетическое развитие » 

Рисование – «Мяч», «Усатый-полосатый», нетрад. Рисование «Зоопарк»

«Аппликация – «Зоопарк» 

 Лепка – «Зоопарк», «Мышонок», «Пятнышки для жирафа», «Банан для обезьянки», 

 Музыка – «У жирафа пятна-пятнышки…», «Маленькая мышка», «Воробей» 

Конструирование «Домики для животных»

«Социально-коммуникативное развитие » 

 Дидактические игры: «Зоопарк», «Кто, что ест», «Кто, где живет», «Собери животное», «Назови животное», лото «Животные - растения» 

 Пальчиковые игры : «У жира пятна, пятнышки», «Маленькая мышка», «Обезьянки» 

Артикуляционные игры: «Слон», «Бегемот», «Щенок» 

 Игровая ситуация «Вокзал» 

Инсценировка произведения «Сказка о глупом мышонке» 

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Кот и воробышки», «Мой веселый звонкий мяч» 

 Сюжетно-ролевая игра: «Зоопарк», «Уложим усатого-полосатого спать», «Накорми котика» 

 Книжная лечебница» (реставрация книг, картинок к произведениям)

«Познавательное развитие» 

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака;

Просмотр мультфильмов по произведениям С. Я. Маршака;

 Беседа о любви к родителям по сказкам «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке» 

 Формирование элементарных математических представлений на основе стихотворения «Веселый счет»  Формирование представления о сезонных изменениях в природе по стихотворению «Круглый год»  Дидактические игры: «Зоопарк», «Кто, что ест», «Кто, где живет», «Собери животное», «Назови животное», лото «Животные - растения» 

Познавательное занятие «Экскурсия в зоопарк»        

Создание д\и «Сказки С.Я.Маршака»

«Физкультурное развитие » 

Подвижные игры: «Кот и мыши», «Кот и воробышки», «Мой веселый звонкий мяч 

Воспитание опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом 

 Воспитание потребности в соблюдении режима по стихотворению «Ванька-Встанька» 

Физкультурные минутки: «У жирафа пятна, пятнышки»

Работа с родителями 

Изготовление масок для театра 

Создание дидактической игры «Разрезные картинки» 

 Оказание помощи в оформлении альбома с картинками-раскрасками по произведениям С. Я. Маршака

 Организация выставки книг 

Пополнение книгами библиотеки группы 

 Формирование у родителей желания обогащать знания своего ребенка по выбранной теме

3 этап Заключительный

1. Проведение викторины по произведениям С. Я. Маршака

2. Выставка детских рисунков

3. Выставка поделок, сделанных детьми группы совместно с родителями по произведениям С. Я. Маршака

Драматизация «Сказка о глупом мышонке»

• Презентация проекта

Выводы 

В результате проектной деятельности дети познакомились с произведениями С.Я. Маршака 

 Наблюдается познавательный интерес к произведениям писателя 

 Дети выучили отрывок из стихотворения «Мяч», «Где обедал воробей», отрывки из сказок 

Закрепились формообразующие умения при работе с пластилином, приемы работы и рисования кистью. 

 В результате проектной деятельности дети активно участвуют в театрализованной деятельности 

 Работа над проектом еще более сплотила наш коллектив: родителей, детей, воспитателей.

 

Конспект литературной викторины по произведениям С.Я. Маршака в средней группе «Веселая карусель»

Образовательные задачи:

- закрепить знаний о творчестве С.Я Маршака, создать условия для развития детской любознательности, познавательной активности.

Развивающие задачи:

- активизировать словарный запас детей, память, внимание, мышление;

- развивать умения отвечать на вопросы по произведениям С. Маршака.

- узнавать героев произведений по отрывку, по иллюстрации.

- активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие силь произведения: стихотворение, сказка; Учить понимать смысл выражения «эмблема года».

- развивать умение драматизировать сказки, эмоционально передавать содержание текста.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к литературе, чтению книг, желание познакомиться с новыми произведениями писателя; - продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми;

- воспитывать умение слушать воспитателя;

- развивать коммуникативные навыки;

- учить коллективным играм, правилам добрых взаимоотношений;

- вызывать положительные радостные эмоции при двигательной активности.

.

Материал: презентация, игрушка Карандаш, коробка с игрушками: мяч, одеяло, сковорода, перчатки, собачка, маски-ободки для драматизации: кошка, мышь, мышонок, лошадь, курица, утка, свинка, щука.

Предварительная работа: чтение произведений С.Маршака, выставка книг поэта, рассматривание иллюстраций, изготовление книжек – малышек, заучивание отрывков из произведений.

Ход викторины:

1 часть. Организационный момент.

Дети сидят полукругом на стульчиках, звучит аудиозапись песенки Карандаша:

Позвольте вам представиться –

Волшебный Карандаш!

Надеюсь, вам понравится

Рассказ короткий наш.

В стране забавных умных книг

Я ваш надежный проводник!

Воспитатель: - Чья это песенка? Кто пришел к нам?

Дети: - Это Волшебный Карандаш.

Воспитатель достает игрушку Карандаш.

Воспитатель: - Да, это Волшебный Карандаш. Он живет в стране Книг. Книги очень любят и ценят и взрослые и дети (слайд 2).

Карандаш пришел проверить, хорошо ли вы знаете произведения детских писателей. Он предлагает отправиться на веселую книжную карусель.

2 часть. «Самуил Маршак и герои его книг».

Воспитатель: - Смотрите, как кружатся на карусели веселые детские книжки (слайд 3).

У этих книг один автор, кто же их написал?

Дети: - Самуил Маршак.

Воспитатель: - Правильно, все эти книги написал Самуил Яковлевич Маршак. Взгляните на его портрет (слайд 4). Он прожил долгую жизнь – 77 лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного гражданина и многих других. Сейчас Карандаш покажет нам картинки, а вы должны назвать, из какого произведения С. Маршака эта иллюстрация.

3 часть. «Назови произведение».

(Слайд 5)

Дети: - «Багаж».

Воспитатель: - Правильно, назовите, что дама сдавала в багаж.

Дети: - Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку, И маленькую собачонку.

(слайд 6)

 Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Сказка о глупом мышонке»

Воспитатель: - Что пела мышонку Кошка?

Дети: - Мяу-мяу, спи, мой крошка! Мяу-мяу, ляжем спать, Мяу-мяу, на кровать.(слайд 7)

Воспитатель: - Из какого произведения эта иллюстрация?

Дети: - «Вот какой рассеянный»

Воспитатель: - На какой улице жил человек рассеянный?

Дети: - На улице Бассейной.(слайд 8)

Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Хвостик - на подушке,

На простынке – ушки

Разве так спят?»

Дети: - «Усатый – полосатый».(слайд 9)

Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Побежала мышка – мать

Тётю лошадь в гости звать:

Приходи к нам тётя лошадь,

Нашу детку покачать…»

Дети: - «Сказка о глупом мышонке».(слайд 10)

Воспитатель: - Из какого произведения эти строчки?

«Старушка и пудель

Смотрели

В окно,

Но скоро на улице

Стало темно…»

Дети: - «Пудель».

4 часть. «Откуда предметы?»

Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием вы справились на «отлично».

Еще Карандаш принес коробку с какими-то предметами. Давайте посмотрим, из каких произведений Маршака эти предметы. Мяч – «Мяч», маленькая собачка - «Багаж», одеяло - « Усатый - полосатый», сковорода - «Вот какой Рассеянный», перчатки – «Вот какой Рассеянный».

- Молодцы и с этим заданием вы справились.

5 часть. «Найди стихотворение Маршака»(слайд 11)

 Воспитатель: - Здесь иллюстрации к разным произведениям. Назовите картинку к стихотворению, которое написал Самуил Маршак.

Дети: - «Где обедал воробей?»

Воспитатель: - Назовите оставшиеся сказки.

Дети: - «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Федорино горе».

Воспитатель: - Кто их автор?

Дети: - Корней Чуковский.(слайд 12)

Физкультминутка «Старушка и пудель»

Однажды старушка Отправилась в лес. (Ходьба на месте)

Приходит обратно, А пудель исчез. (Повороты влево-вправо с подниманием плеч)

Искала старушка Четырнадцать дней, (Повороты головы влево-вправо покачивание головой, обхватив ее руками)

А пудель по комнате Бегал за ней. (Прыжки на месте, с руками согнутыми перед грудью)

Воспитатель: - Молодцы, Карандаш понял, что вы хорошо знаете стихи и сказки Самуила Яковлевича Маршака. А теперь мы покажем Карандашу, что наши дети еще и артисты. Они подготовили «Сказку о глупом мышонке».

(слайд 13)

6 часть. Драматизация сказки.

Рефлексия. Карандаш благодарит детей за показанную сказку, за знание произведений Самуила Маршак