Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности "Учимся, играя"
рабочая программа

Людмила Сергеевна Горцева

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной  направленности "Учимся, играя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchimsya_igraya.docx71.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Дополнительная общеобразовательная программа «Учимся, играя» имеет социально – гуманитарную направленность. Программа включает в себя подразделы: «Театральная игра», «Ритмопластика», «Развитие речи», «Развитие познавательных способностей» (мелкой моторики, логического мышления, цветовидения), «Основы театральной культуры», «Работа над концертными номерами». Большинство из них предполагают работу над определённым комплексом тренингов и упражнений, позволяющих восполнить необходимый ежедневный объем двигательной активности обучающихся и снизить факторы риска здоровья.

Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся.

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

Новизна программы

         Отличие от ранее разработанных программ, в данной программе:

 - обучение основано на инициативе и творчестве самих детей, их импровизации в рамках заданных условий и предлагаемых обстоятельствах;

- перед учащимися в игровой форме раскрывается не только многообразие сценического мира, но и необъятные просторы полета фантазии в мире литературного и художественного творчества;

- коллективная работа над созданием концертных номеров и навыки перевоплощения при проигрывании определенных ситуаций учат детей преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе, воспитывая доброжелательное отношение друг к другу, осознавая в дальнейшем собственную уникальность и значимость.

Актуальность программы

        В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Самый короткий путь разностороннего развития ребенка - путь через игру, фантазирование, сочинительство. Кроме того, при помощи моделирования и проигрывания различных сложных для самостоятельного решения жизненных ситуаций для дошкольника, можно помочь ему в дальнейшем принять верное решение в отсутствии рядом взрослых. Таким образом, актуальность программы заключается в том, что именно занятия сценическим искусством требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера, развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность импровизации. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок во время занятий, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, 4 свои умения, знания, фантазии, при этом стимулируя развитие его познавательной активности.

Педагогическая целесообразность программы

         Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству. Радость созидания приносит удовлетворение в эмоциональном плане и позволяет им освоить этнокультурные, общенациональные и общечеловеческие ценности. Занятия театральными дисциплинами являются действенным средством снятия гиперактивности, напряжения, агрессии, являются источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах и соматической стабилизации, что, в конечном итоге, приводит к гармонизации личности ребенка.

        Цель программы: стимулирование развития фантазии, воображения и эмоциональной сферы и коммуникативных возможностей дошкольника средствами театрализованной деятельности в игровой форме, содействие процессу воспитания человека, готового к творческой деятельности в любой области.

        Задачи программы: 

Обучающие

 - сформировать навыки межличностного общения и сотрудничества, продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;

 - обучить ребёнка снятию психологического напряжения средствами театральной игры;

 - познакомить с эмоциями человека, осознать собственные эмоции и чувства, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей и развивать умение адекватно выражать свои эмоции;

- сформировать способности создания образов живых существ и предметов через пластические возможности своего тела;

 - научить вере в сценический вымысел (предлагаемые обстоятельства);

 - обучить детей выражению эмоционального состояния на зрителя (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

 Развивающие

- развить творческую активность, активизацию познавательных интересов за счет расширения горизонтов познания театрального искусства через игру и занятия декоративно - художественного направления;

 - создать максимально благоприятные условия для раскрытия индивидуального творческого потенциала каждого из учащихся, независимо от особенностей его характера, социального положения методом дифференцированного подхода;

 - тренировать и развивать фантазию, память, внимание, мышление, креативных способностей детей;

 -совершенствовать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.

Воспитательные

- сформировать интерес к театральному творчеству;

 - создать коллектив единомышленников и атмосферы доброжелательности, взаимного доверия; - воспитать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к Родине, традициям русского народа;

 - приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям;

 - воспитать умение взаимодействия друг с другом в процессе подготовки и проведения театрализованной игры.

Программа составлена с учетом реализации  межпредметных связей по разделам:

«Художественная литература», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.

«Художественное творчество», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей.

«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традицией народов севера, что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.

«Музыкальное воспитание», где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю. Отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ.

«Речевое развитие» где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция.

Отличительные особенности программы

         Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности дошкольников, технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через театрализованную игровую деятельность. Программа предусматривает развитие у учащихся изобразительных, художественно - конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности при применении следующих принципов в обучении, составленных в определенную систему:

Принцип доверия. Обучение основывается только на заинтересованности и убеждении. Возрастной принцип, при котором происходит учет возрастных особенностей детей при подборе средств и методов обучения.

Принцип доступности, который напрямую зависит от уровня психологических особенностей ребёнка.

 Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно- развивающей работы.

Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

Принцип поддержки и одобрения учащихся. При обучении необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку и стимулом к его дальнейшей продуктивной деятельности.

Принцип наглядности основан на демонстрации упражнений, этюдов, моделировании ситуаций, игр, которые подтверждают объяснение и помогают ребёнку их правильно выполнять.

 Принцип включенности. Активное участие в происходящем всех детей – это норма поведения, согласно которой учащиеся все время активно участвуют в работе группы.

Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

        Соблюдение данных принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить активность учащихся на занятиях и поддерживать их заинтересованность в ходе всего обучения, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Сроки реализации программы

        Программа рассчитана на два года обучения. Занятия проводятся:

 1й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (занятия по 25 мин.)

2й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (занятия по 30 мин.)

Планируемые результаты освоения учащимися программы «Учимся, играя» (универсальные учебные действия)

Личностные результаты

  • эстетические потребности, ценности и чувства, приобретенные на основе опыта слушания, просмотра и заучивания произведений художественной литературы;  
  • проявление индивидуальных творческих способностей;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития;
  • потребность сотрудничества;
  • доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
  • формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели при создании ситуации успешности в художественно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД: 

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • устанавливать аналогии;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов;  проводить сравнение и анализ поведения героя.

 Регулятивные УУД: 

  • понимать и принимать учебную задачу;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку со стороны взрослых и сверстников;
  • анализировать причины успеха/неуспеха (позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»);
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием;
  • самостоятельная организация своего рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы.

Коммуникативные УУД: 

  • умение включаться в диалог;
  • проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров;
  • предлагать помощь и сотрудничество, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;  формулировать собственное мнение.

 Предметные результаты: 

к концу первого года обучения учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  •  знают виды театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета);
  • соблюдают правила поведения в театре;
  • выполняют артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • знают радужную цветовую палитру;
  • произносят заданную фразу с разными интонациями;
  • создают образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений, умело пользуются жестами;
  • произвольно напрягают и расслабляют отдельные группы мышц;
  • двигаются в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки или цепочки;  
  • меняют по заданию педагога высоту и силу звучания голоса;
  • произносят скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
  • сочиняют этюды по сказкам;
  • понимают характеры героев и отождествлять себя с ними;
  • смешивают цвета, подбирая сочетания;
  • самостоятельно выполняют простые задания по бумагопластике, пластилинографии и аппликации;
  • выполняют тестовые задания по логике, в соответствии с возрастными особенностями.  

к концу второго года обучения учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:

  •   знают особенности театрального искусства, его отличия от других видов искусств, основу театральной терминологии;
  • самостоятельно выполняют артикуляционные и дыхательные упражнения;
  • делают длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывая дыхание в середине фразы;
  • читают наизусть стихотворения, правильно расставляя логические ударения;  
  • четко произносят в разных темпах скороговорки и стихотворения;
  • ориентируются в пространстве, определяя «зеркало сцены»;
  • создают простейшие характерные пластические импровизации под музыку разного характера;  создают образы сказочных героев с помощью жестов и мимики;
  • сочиняют этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами;  импровизируют на темы знакомых сказок.

Ожидаемый результат:

1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.

2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать,

сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.

3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.

4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.

5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.

6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.

Система отслеживания и оценивания результатов

        В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной  программе. Проводится два раза в год (сентябрь, май) с целью отслеживания результативности обучения  по программе.

        Данные мониторингов позволяют мне  вести поэтапный контроль за обучением и успеваемостью  обучающихся,  отслеживать динамику результатов каждого ребенка и выявить его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Данные мониторинга так же дают возможность  определить степень освоения каждым ребенком дополнительной общеобразовательной программы, выявить наиболее способных и одаренных воспитанников, а также проследить развитие их личностных качеств, оказать им своевременную поддержку и помощь.                

Учебный план 1 год обучения

№п\п

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Игры и упражнения на знакомство.

25 мин

5 мин

20 мин

2

Театральная игра

6 ч 15 мин

25 мин

5ч 50 мин

3

Ритмопластика

5 ч 25 мин

25 мин

5 ч 00 мин

4

Развитие речи

4 ч 35 мин

50 мин

3 ч 40 мин

5

Основы театральной культуры

1 ч 15 мин

25 мин

50 мин

6

Работа над концертным номером

6 ч 15 мин

25 мин

5 ч 50 мин

7

Развитие познавательных способностей (мелкой моторики, логического мышления, цветовидения)

5 ч 50 мин

25 мин

5 ч 25 мин

Итого

30 ч 00 мин

3 ч 00 мин

27 ч 00 мин

Учебный план 2 год обучения

№п\п

Содержание программы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Театральная игра

8 ч 20 мин

50 мин

7 ч 30 мин

2

Ритмопластика

5 ч 00 мин

25 мин

4 ч 35 мин

3

Развитие речи

5 ч 00 мин

25 мин

4ч 35 мин

4

Основы театральной культуры

2 ч 30 мин

25 мин

2 ч 05 мин

5

Работа над инсценировкой и мини-спектаклем, сказок

9 ч 10 мин

50 мин

8 ч 20 мин

Итого

30 ч 00 мин

2 ч 55 мин

27 ч 05 мин

Содержание программы 1 год обучения

Тема 1. Игры и упражнения на знакомство.

Занятие 1.Теория: Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Практическая работа №1: Игры и упражнения на знакомство. Викторина «Знаете ли вы, что такое театр»

 Тема 2.  Театральная игра

Занятие 1-2 . Теория: Знакомство с театром, как видом искусства.

 Практическая работа № 1. Просмотр видеоспектаклей, видеоматериалов, презентации

Занятие 3-4 . Теория: Искусство перевоплощения «Я – сказочный герой», «Я - предмет» и т.д. Просмотр видеоспектаклей.

Практическая работа № 2. Этюдная работа.

Занятие 5- 8. Теория: Тренинг хорошего настроения и поведения.

 Практическая работа № 3. Игровые и тренинговые упражнения, избавляющие детей от излишних психологических зажимов и комплексов. Этюдная работа.

Занятие 9 - 17. Теория: Игра – главный элемент театрального искусства.

Практическая работа №4 . Общение с партнером. Этюдная работа «Играем сказку».

Практическая работа № 5 Коллективная работа «Сказочные превращения». Мгновенное перевоплощение всех партнеров.

Тема 3. Ритмопластика

Занятие 1-3 . Теория: Введение. Физический аппарат: осанка, строение тела, центр тяжести. Практическая работа № 1 Напряжение и расслабление разных групп мыщц при ходьбе, наклонах и т.д. Упражнения на развитие активности, внимательности и ловкости: «Ходьба с изменениями», «Муравьи».

Занятие 4 - 5. Теория: Мастерство владения телом. Контролируемый мышечный тонус. Практическая работа № 2. Упражнения по подготовке физического аппарата к движению: контроль осанки, разогрев и растяжка мышц.

Занятие 6 - 13. Теория: Темпоритмика в игре.

Практическая работа № 3. Ритмические перестроения на счет, хлопки, под музыкальное сопровождение, чтение стихотворения под музыкальное сопровождение.

Тема 4. Развитие речи.

 Занятие 1 . Теория: Введение. Технология формирования речи.

Практическая работа № 1. Способы подготовки речевого аппарата и его использование в действии.

Занятие 2-5 . Теория: Артикуляционная гимнастика. Речевое дыхание. Дикция.

Практическая работа № 2. Дыхательная гимнастика. Упражнения для развития дыхательного и речевого аппарата: «Снайпер», «Упрямая свечка», «Счет».

Практическая работа № 3. Упражнения для развития языка и губ: «Хомячок», «Конфетка», «Уколы». Упражнения на произношение пучков взрывных согласных: БДГИ, ВГДИ, ВЗГО, ЗДРЯЖД, ЗДБДУ, ГДБДУ с посылом звука. Дыхание в различных ритмах: упражнение «Насос». Упражнения с одним звуком: «Комарик», «Самолет», «Провода».

Занятие 6 - 8 . Теория: Свобода звучания слова. Голос.

Практическая работа № 3. Свойства голоса: тембр, высота, сила. Интонация. Три вида атак при звучании: придыхательная, твердая, мягкая. Голосовая гимнастика.

Практическая работа № 4. Звукоподражательные упражнения: воспроизведение звуков природы, воспроизведение шумовых звуков улицы.

Практическая работа № 5. Упражнения: стон, посыл звука вверх, подлаивание, мычание мелодий знакомых детских песен.

Занятие 8 - 10. Теория: Творческие игры со словом. Мой язык – моё лицо. Что, где, кому и как сказать. Практическая работа № 6. Игры со словами: «Продолжи фразу», «Кто следующий», «В магазине», «В больнице». Коллективный рассказ сказки, построение простейшего диалога на заданную тему.

Практическая работа № 7. Чтение по ролям сказок и стихов. Скороговорки в заданном образе. Рисунок – рассказ.

Тема 5. Основы театральной культуры.

Занятие 1- 2. Теория: Театральные жанры: трагедия, драма, комедия.

Практическая работа № 1. Разбор театральных жанров на примере мультфильмов: «Дюймовочка», «Маугли», «Маша и Медведь».

Занятие 3. Теория: Театр внутри нас. Театральный словарик. Развитие познавательных интересов.

Практическая работа № 2. Обсуждение «С чего начинается театр? Для чего он?» Культура поведения в театре, театральная терминология. Просмотр видеозаписей спектаклей и их обсуждение.

Тема 6. Работа над концертными номерами.

 Подготовка стихов ко Дню пожилого человека. Подготовка концертных номеров ко Дню матери. Подготовка новогодних номеров. Подготовка стихов к 23 февраля. Подготовка инсценировки В.Ткачёва «Ушастик».  

Тема 7. Развитие познавательных способностей (мелкой моторики, логического мышления, цветовидения.

 Занятие 1. Теория: Истоки народного творчества, виды ДПИ. Просмотр видео и фотоматериалов по теме.

Практическая работа № 1: Разгадывание детского кроссворда по пройденной теме.

Занятие 2-3 . Теория: Радужная цветовая палитра, подбор и сочетание цветов, смешивание красок.

 Практическая работа № 2: Капли дождя на воде.

 Практическая работа № 3: Рисунок ладошками, пальчиковая роспись.

Занятие 4-7. Теория: Логические задания и кроссворды. Подбор логических заданий и тестов для воспитанников,  развивающих внимание, память, мышление, логику, фантазию. Практическая работа № 1: Поставь в правильном порядке (от меньшего к большему, от большого к маленькому). Дорисуй стертый рисунок.

Практическая работа № 2: Времена года, время суток - когда это бывает.

Занятие 8-9. Теория: Лепка из пластилина

Практическая работа № 1: Семья улиток.

 Практическая работа № 2: Божья коровка на листочке.

Практическая работа № 3: Букет цветов в вазе.

 Практическая работа № 4: Картина-открытка для папы.

Занятие 12-13. Теория: Бумагопластика и аппликация из бумаги.

 Практическая работа № 1: Лягушка под зонтом (бумагопластика).

 Практическая работа № 2: Поздравительная открытка (аппликация).

Содержание 2 года обучения

Тема 1. Театральная игра.

Занятие 1.Теория: Театральная игра.

Занятие 1-2 . Теория. Взаимодействие партнеров – «чувство локтя». Дружба и взаимовыручка в общении (2 часа).

Практическая работа № 1. Цикл игровых упражнений на снятие зажимов, раскрепощение, активность, находчивость, сообразительность, ориентирование в окружающей обстановке при взаимодействии с партнером.

Занятие 3- 10. Теория: Память физических действий. Игра «вслепую».

 Практическая работа № 2. Работа с воображаемым предметом индивидуально и вместе с партнером. Задания на выполнение действий с воображаемыми предметами на заданную тему (8 часов).

Практическая работа № 3. Соотношение собственных действий с действиями товарищей, поиск путей для оптимального выполнения поставленных задач. Стремление к правдоподобию через осмысление действий на сценической площадке.

Занятие 11- 13. Теория: Общение со зрителем. Культура поведения на сцене. Законы театра. Практическая работа № 4. Ориентирование в пространстве, равномерное размещение по площадке, отработка в действии законов сцены: четвертая стена, зеркало сцены, работа на зрителя, ориентир на зрителя в последнем ряду.

Занятие 14 - 19. Теория: Актерская игра. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству.

 Практическая работа № 5. Игровые и этюдные упражнения, направленные на развитие актерского креативного творческого мышления при работе над концертными номерами и пьесами.

 Практическая работа № 6. Музыкальные задания на выполнение действий с воображаемыми предметами в предлагаемых обстоятельствах.

Тема 2. Ритмопластика.

Занятие 1. Теория: Введение. Культура сценического движения. Контроль осанки. Пластика, мимика и пантомимика в контексте сценического материала.

 Практическая работа № 1. Упражнения для отработки двигательной техники. Упражнения на отработку пантомимических и мимических образов «Пластилин», «Малыш» «Мим».

Занятие 2-4. Теория: Ритм. Музыкальный размер.

Практическая работа № 2. Упражнение на самоконтроль отдельной группы мышц: «Марионетки», «Робот», «Скульптор», «Художник».

Занятие 5- 12. Теория: Музыкально – пластические импровизации.

 Практическая работа № 3. Упражнения на развитие способности искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Практическая работа № 4. Упражнения на создание образов животных и характерных образов героев с помощью выразительных пластических движений под музыкальное сопровождение и без.

Тема 3.  Развитие красоты речи.

Занятие 1-3 . Теория: Речевая пауза и её значение. Интонация и сценический образ.

Практическая работа № 1. Упражнения на паузы – размышления «Вопрос - ответ», «Пойми меня». Самостоятельное сочинение и прочтение сказки. Самостоятельное озвучивание сказочного героя при просмотре мультфильма.

Занятие 4-7 . Теория: Прочтение скороговорок и пословиц при смещении акцентов и логических ударений, изменении интонации.

Практическая работа № 2. «Карл у Клары…», «Шла Саша по шоссе…», «Расскажи мне про покупки…», «Стоит поп на копне…». Вера в предлагаемые обстоятельства.

Занятие 8 - 9 . Теория: Напевность интонации. Колыбельные, сказания.

 Практическая работа № 3. Разучивание колыбельных, отрывков из сказаний.

Занятие 10- 12. Теория: Разучивание стихотворения-сказки.

Практическая работа № 4. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и С. Я. Маршак «Вот дом, который построил Джек».

Тема 4. Основы театральной культуры

Занятие 1-2. Теория: Виды искусств. Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное творчество. Музыка, как действительность, отображенная в мелодии. Хореография, виды пластики, балет. Киноискусство – как синтез литературы, театра, изобразительного искусства и музыки.

Практическая работа № 1. Рисуем музыку. Просмотр видеоматериалов по данным видам искусства.

Занятие 3-5. Теория: Роль декораций и костюмов в превращениях.

Практическая работа № 2. Создание рисунка – костюма заданного героя. Рисунок – декорации по заданной теме.

Занятие 6-8. Теория: Развитие познавательных интересов. Участие в различных конкурсах. Практическая работа № 3. Просмотр видеозаписей спектаклей и их обсуждение. Посещение спектаклей для детей. Создание работ для участия в конкурсах. Театральный словарь.

Тема 5.  Работа над инсценировкой, концертными номерами и мини-спектаклями.

Занятие 1 - 2. Теория: Подготовка стихов ко Дню Смоленщины и Дню пожилого человека. Подготовка инсценировки ко Дню матери. Подготовка концертных номеров к новому году. Участие в Крещенских забавах.  Подготовка к концерту на 23 февраля и Масленицу. Подготовка миниспектакля В.Ткачёва «Раз, два, три, четыре, пять – я иду искать». Показ мини – спектакля с последующим обсуждением. Открытое занятие для родителей.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

1

2

3

4

5

П Р Е Д М Е Т Н Ы Е           Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

Ι. Теоретическая подготовка ребенка:

1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2.Владение специальной терминологией

ΙΙ. Практическая подготовка ребенка:

1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3.Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е      Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

ΙΙΙ. Метапредметные  результаты:

1.Учебно-интелектуальные умения:

1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации

1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования

2. Учебно-коммуникативные умения:

2.1 Умение слушать и слышать педагога

2.2. Умение выступать перед аудиторией

2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3. Учебно-организационные умения и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика впостроении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).
  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений).

Удовлетворительно – хорошо – отлично

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1

5

10

1 – 5 - 10

Анализ исследовательской работы

Анализ исследовательской работы

Анализ исследовательской работы

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

Л И Ч Н О С Т Н Ы Е            Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

IV. Личностные результаты:

1.  Формирование контрольно-оценочной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Психологический комфорт учащегося в группе.

4. Отношение к нравственным ценностям.

  • Умение оценивать  (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.

  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний.

  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • Учащийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.

  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний - высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний - высокий

1 – 5 – 10

1 – 5 – 10

1 – 5 – 10

1 – 5 - 10

  • Методика «Кто Я?»;
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);

  • Опросник мотивации (Р.И. Бардина);
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
  • Опросник мотивации;
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).

  • Тест Люшера;
  • Графические  тесты

  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).
  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);
  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).

Протокол  промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся за 20___ - 20 ___ учебный год

по дополнительной общеобразовательной программе: «Учимся, играя»

Воспитатель: Горцева Людмила Сергеевна

Форма проведения: собеседование, диагностические игры и упражнения (практические и устные)

Группа ____ год обучения:____

ФИО обучающегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

Средний балл по направлению

Дата: «___» _______________20_____г.    Подпись педагога _________________

Методы реализации программы

Практические

Словесные

Наглядные

  • Создание предметно – пространственной развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
  • Театрализованная деятельность, театрализованные игры
  • Создание и центров «Театра» в группах ДОУ.
  • Создание творческих проектов.
  • Беседы.
  • Чтение художественной
  •  литературы. Заучивание стихотворений.
  • Дидактические игры.
  • Сюжетно-ролевые  игры.
  • Развлечения.
  • Моделирование
  • ситуаций.
  • Консультации.
  • Наблюдения.
  • Организация
  • выставок, конкурсов.
  • Рассматривание
  • иллюстраций.
  • Информационные
  • стенды.
  • Театрализованная
  • деятельность.

Принципы, применяемые в обучении по дополнительной общеобразовательной программе «Учимся, играя»

        Принцип научности информации. Принцип заключается в том, чтобы обучающиеся понимали, что все в этом мире подчинено законам и что знание их необходимо каждому живущему в современном обществе. Обучающимся объясняется разнообразие и сложность связей в природе, формируется единая картина мира.

        Принцип доступности и наглядности информации. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Принцип наглядности заключается в применении наглядных и технических средств обучения. Это способствует не только эффективному усвоению соответствующей информации, но и активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает у них способность увязывать теорию с практикой, с жизнью, формирует навыки технической культуры, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению и делает его более доступным.

        Принцип единства теории и практики (связь обучения с жизнью). Практика является основой познания. Поэтому обучающиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности. Принцип заключается в участии каждого обучающегося в решении экологических проблем, приобщение к международным акциям, участие в региональных и локальных экологических проектах и акциях.

        Принцип системности.Принцип заключается в том, чтобы знания давались обучающимся не только в определенной последовательности, но чтобы они были взаимосвязанными. Это способствует раскрытию сущности изучаемого материала, обеспечивает повышение мировоззренческой значимости содержания, ее практическую направленность.

        Принцип непрерывности. Принцип предполагает логическую последовательность и связь между учебными курсами, изучаемыми на первом и втором годах обучения, чтобы вновь изучаемый материал базировался на усвоенном обучающимися ранее. А воспитательные и развивающие задачи решались на протяжении всей школьной жизни

        Принцип культуросообразности. Принцип заключается в развитие ребёнка на основе культурно-исторических традиций народа.

        Личностный принцип. Принцип развития личностных качеств, эстетических чувств ребенка, развитие готовности к самостоятельной деятельности, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

        Принцип целостного представления о мире. Принцип помогает ребенку понять свое место в обществе и мире. Формирование эстетической культуры на основе целостного миропонимания.

        Принцип творчества. Принцип направлен на развитие творческих способностей через художественную и творческую деятельность.

Ценностные ориентиры содержания  общеобразовательной

программы «Учимся, играя»

        Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

        Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознаниисебя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природеозначает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания и выживаниячеловека, а также переживание чувства красоты, гармонии, еѐ совершенства, сохранение иприумножение еѐ богатства.

        Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

        Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

        Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

        Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладаниечувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другимлюдям и миру природы.

        Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,представителя страны и государства.

        Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека,выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служитьОтечеству.

Оборудование предметно – пространственной среды.

Организация центра театрализованной деятельности

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

- различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стресссоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

- воспитание у ребенка основ общей культуры.

- приобщение детей к искусству театра.

- развитие творческой активности и игровых умений детей.

        При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

- индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Методики для выявления и развития детей с выдающимися способностями:

  1. Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорда Дж.).
  2. Тест творческого мышления П. Торренса.
  3. Тест креативности Ф. Вильямса.
  4. Методика «Круги» Э.Вартега
  5. Методика оценки общей одаренности.
  6. Методика «Интеллектуальный портрет».
  7. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.).
  8. Методика «Как я вижу себя» (Савенков А.И.).
  9. Опросник выявления одаренных учащихся (Задорина Е.Н.).
  10. Шкала поведенческих характеристик одаренных школьников (Рензулли Дж. в адаптации Поповой Л.В.).
  11. Анкета «Как распознать одаренность» (Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч).
  12. Опросник креативности Д. Джонсона.
  13. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ).
  14. Прогрессивные матрицы Дж. Равенна.
  15. Тест Д. Векслера.
  16. Вербальный тест творческого мышления  «Необычное использование».
  17. Тест вербальной креативности RAT (С. Медник).
  18. Тест на самоопределение предпочтительных видов деятельности одаренных школьников.
  19. Определение уровня познавательной потребности (Юркевич Ю.С.).
  20. Шкала детских способностей Маккарти.

Список литературы для педагога

1. Алябьева Е.А Психогимнастика. М., «Творческий центр Сфера», 2013

2. Горбачёв Н.А. Театральные сезоны в школе. М., «Школьная Пресса», 2012

3. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений. М.,»Гном и Д», 2011

4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. М.,«Школьная Пресса», 2012

5. Нахимовский М.А. Наш классный театр. М., «Аркти», 2013

6. Нахимовский М.А. Театральное действо от «А» до «Я»: пособие для классных руководителей. М., «Аркти», 2012

 7. Погосова Н.М. Погружение в сказку. С.-П., «Речь», 2013

 8. Севостъянов А.И. Техника речи. М. «Владос», 2012

9. Щеткин В.А Театральная деятельность. М., «Мозаика-Синтез», 2013

10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Мозаика-Синтез», 2012

Список литературы для детей

1. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных звуков», Ярославль, Академия холдинг, 2012

 2. Усачёв А.А. Загадки Курочки Рябы. Ярославль, «Академия развития», 2011

 3. Энциклопедия для детей: Искусство.Аванта+. М., 2012 4.Энциклопедия этикета. М., «РИПОЛ КЛАССИК», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа дошкольного образования «Играем вместе с LEGO»

На современном этапе значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные и технические механизмы и о...