Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мы исследователи»
план-конспект занятия (старшая группа)

Воронько Ольга Сергеевна

 Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления,   которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллектива.

  Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_my_issledovateli.docx49.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Радуга»

 

 

Дополнительная  общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Мы исследователи»

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

                                           

Автор-составитель:

Воспитатель

Воронько Ольга Сергеевна,

                                                                               Г. Советский 2021

                                                                                                         Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………………………………3

1.1 Цель и задачи  программы кружка………………………………………………………………………………………………………………....5

2.Учебно-тематический план работы кружка…………………………………………………………………………………………………………8

2.1. Перспективный план работы кружка……………………………………………………………………………………………………………..9

   Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………………..17

                                                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции(анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами в жизни общества. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

Это объясняется тем, что старшим дошкольникам присуще наглядно -действенное и наглядно - образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Дополнительная общеразвивающая программа составлена на основе: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга», Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад Радуга».

1.1. Цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.
  6.  Развивать коммуникативные навыки.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления,   которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы  заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

        Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

 Новизна

        На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно. Внимательно изучив методическую литературу по познавательному развитию детей, было выявлено, что опытно - экспериментальная работа совсем не присутствует в разработках, недостаточно раскрыты наблюдения (в них дети получают информацию только из рассказов педагога).

        Новизной данного опыта является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  •  разные виды бумаги, ткани;
  •  медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь 2021г и май 2022г  - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью  детей.

Режим занятий:         2 раза в месяц;

продолжительность – 25минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

 Игровые  приёмы:

  • моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;
  • повтор инструкций;
  • выполнение действий по указанию детей;
  •  «намеренная ошибка»;
  • проговаривание хода предстоящих действий;
  • предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;
  • фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме  для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

         «Мы исследователи» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

        Кружок «Мы исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

2.Учебно-тематический план работы

кружка «Мы исследователи»

№ п/п

Наименование

раздела

Количество

занятий

Форма проведения

1.

Экспериментирование

с песком, глиной

1

Обследование, практическая деятельность

2.

Экспериментирование

с водой

1

Практическая деятельность

3.

Экспериментирование

с воздухом

1

Практическая деятельность

4.

Наблюдение за жизнью растений

1

Практическая деятельность

5.

Человек

2

Практическая деятельность

6.

Экспериментирование с предметами

12

Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

Итого

18

                                                                                 

                                                                                           2.1.Перспективный план работы кружка

«Мы - исследователи»

п/п

Месяц

        Тема занятия

                   Содержание

Кол-во занятий.

Наименование

раздела

Дата проведения кружка

Место проведения.

Форма проведения.

1.

Сентябрь

Песок и глина – наши помощники

Задачи:

  1. Дать представление о свойствах песка и глины.
  2. Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
  3. Воспитывать любознательность.
  4. Активизация словаря: сыпучий, твердая.

1

Эксперементирование с песком и глиной.

10.09.21

Групповое помещение

Обследование, практическая деятельность

2.

Сентябрь

Удивительные свойства воды

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  2. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.

1

Экспериментирование с водой

24.09.2021( карантин)

Проведён (5.10.21)

Групповое помещение

Практическая деятельность

3.

Октябрь

Удивительные свойства воздуха

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
  2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
  3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
  4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
  5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

1

Беседа.

Игра

15.10.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

4.

Октябрь

Почва живая земля

Задачи:

  1. Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.
  2. Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.
  3. Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека

1

Беседа .Просмотр презентации.

29.10.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

5.

Ноябрь

Как устроена дыхательная система человека

Задачи:

  1. Дать детям представления об органах дыхания, отметить их важное значение для человека.
  2. Расширять кругозор детей, их словарный запас (ноздри, дыхательная трубка, грудная клетка, ребра, легкие).
  3. Познакомить детей с новым комплексом дыхательной гимнастики для укрепления носоглотки, верхних дыхательных путей и легких.
  4. Подвести к пониманию значения бережного отношения к органам дыхания и правильного ухода за ними.

1

Просмотр презентации.

12.11.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

6.

Ноябрь

Что умеют наши глаза и уши

Задачи:

  1. Обобщать и расширять знания детей о функциях органов слуха и зрения, на основе опытов;
  2. Тренировать способность приобретать знания, путем экспериментирования, формировать умение объяснять результаты опытнической деятельности;
  3. Развивать логическое мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор;
  4. Закреплять гигиенические навыки, умение бережного отношения к органам чувств.

1

Беседа.

эксперемент.

26.11.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

7.

Декабрь

Испытание магнита

Задачи:

  1. Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.
  2. Развивать у детей мышление, сообразительность.
  3. Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

1

Беседа .Игра . Эксперемент.

17.12.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

8.

Декабрь

Мир бумаги

Цель: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её         свойствах.

Задачи:

  1. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.
  2. Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
  3. Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.
  4. Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

1

Эксперемент.

29.12.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

9.

Январь

Как принцесса Ниточка всю семью одевала

Задачи:

  1. Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства         ткани.
  2. Учить подбирать ткань для одежды разных видов.
  3.  Познакомить с понятием «ателье и заказ». 
  4.   Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их прочности и использовании в быту.   
  5. Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
  6. Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.
  7. Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и интерес к экспериментированию.

1

Беседа, игра, просмотр презентации

14.01.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

10.

Январь

Сами монтеры

Задачи:

  1. Познакомить детей со свойством натяжной нити; проводимостью звука по нитке в различных предметах: пластиковых стаканчиков, спичечных коробках.
  2. Познакомить с работой простого телефона; развивать навыки проведения лабораторных работ; закрепить умение работать с прозрачной посудой; закрепить умение работать с предметами, соблюдая меры безопасности.
  3. Развивать социальные навыки, умение работать с партнёром, отстаивать собственное мнение.
  4. Активизировать словарь детей глаголами и существительными по теме.

1

Эксперемент

28.01.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

11.

Февраль

Свойства дерева и металла

Задачи:

  1. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.
  2. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.
  3. Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность обобщений.

1

Коллективный экспереент

11.02.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

12.

Февраль

Мир камней

Задачи:

  1. Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.
  2. Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.
  3. Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.
  4. Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

1

Беседа. Игра.

25.02.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

13.

Март

В мире стекла

Задачи:

  1. Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).
  2. Развивать любознательность.
  3. Воспитывать бережное отношение к вещам.

1

Коллективный эксперемент .

11.03.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

14.

Март

Волшебное зеркало

Задачи:

  1. Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.
  2. Развивать познавательные способности детей.
  3. Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.
  4. Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

1

Эксперемент . коллективный

25.03.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

15.

Апрель

Волшебное электричество

Задачи:

  1. Обобщать знания детей об электричестве;
  2. Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества;
  3. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
  4. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  5. Вызвать радость от открытий, полученных из опытов;
  6. Воспитывать умение работать в коллективе.

1

Беседа, игра. эксперемент.

15.04.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

16.

Апрель

Как работает термометр

Задачи: 

  1. Познакомить с работой термометра; 
  2. Учить выдвигать предположения, формулировать проблему, делать выводы, анализировать; 
  3. Формировать знания правил безопасного поведения при проведении опытов; 
  4. Развивать мелкую моторику рук, мышление, память, воображение, любознательность, наблюдательность, активизировать словарь.
    Воспитывать аккуратность при проведении опытов.

1

Беседа. Коллективный эксперемент.

29.04.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

17.

Май

Извержение вулкана

Задачи:

  1. Познакомить детей с природным явлением - вулканом.
  2. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
  3. Поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные раннее знания.
  4. Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность

1

Беседа.Просмотр презентации. Изготовление макета.

13.05.21

Групповое помещение

Практическая деятельность

18.

Май

Катапульта

Задачи:

  1. Продолжать приобщать к  навыкам  элементарной экспериментальной деятельности;
  2. Путем несложных исследовательских действий подвести к выводу о зависимости высоты подъема предметов на катапульте от их форм;
  3. Содействовать развитию дивергентного мышления, способности к умозаключениям;
  4. Воспитывать уверенность в своих силах через создание ситуации успеха.

1

Беседа. Просмотр презентации.

27.05.21

Групповое помещение

Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

                                                                                                             Список литературы

  1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Михайлова З. А  Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.
  4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек:  Сфера, 2010
  5. Мартынова Е.А.Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий.  Учитель, 2011
  6. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе.  Учитель, 2011
  7. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т.А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.
  8. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: ООО
  9. «Издательство«Детство-Пресс», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи"

Дополнителная общеобразователная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" возраст детей 4-7 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ РЕАЛИЗУЕМОЙДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»...

Презентация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи"

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа естественнонаучной направленности " Маленькие исследователи" направленна на потребность ребёнка в познании окружающе...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные исследователи» 2022-2023г.

Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...