Конспект занятия "Как люди жили на Руси"
план-конспект занятия (старшая группа)

Титова Марина Аверьевна

История русского костюма, жизнь и быт русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_kak_lyudi_zhili_na_rusi.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как люди жили на Руси»


Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.
4. Формировать интерес к произведениям устного народного творчества- русским народным сказкам, закрепить знания русских народных сказок, умение узнавать их по фрагментам иллюстраций. Познакомить с докучными сказками.
5. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

6. Воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия: игрушкам, предметам старины, фольклору, любовь и уважение культуре и быту русского народа.
Словарная работа: изба, горница, колыбель, косоворотка, порты, картуз, ухват, прялка, чугунок, изба, горница, лапти.
Предварительная работа: чтение и рассказывание русских народных сказок, рассматривание иллюстраций о старинных предметах быта, беседа о значении леса в жизни человека. Разучивание пословиц и поговорок, разучивание народных игр, докучных сказок.
Материал к занятию: Мультимедийное устройство, ноутбук, запись русской народной песни, макет мини-избы, иллюстрации предметов русского народного быта, кукла домовенок Кузя, сундучок, дидактическая игра «Сложи картинку», русские – народные костюмы для детей, женский  и мужской костюмы, слайды.

Ход НОД

Ритуал приветствия.

«Мы веселые ребята!

Мы ребята- дошколята!

Скоро в школу мы пойдем,

Будем знать мы обо всем!»

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения.


Воспитатель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, мои дорогие! Что означает слово «здравствуйте»?
- Правильно, это означает, будьте здоровы! Мы с вами пожелали друг другу здоровья:
Слава нашей стороне,
Слава русской старине.
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
«Сядем рядком, да поговорим ладком».
Воспитатель: Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

 Дети: -Славяне.

-Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Дунай (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?

 -Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы.

-Посмотрите, в чем я одета? Что за костюм на мне?
- Правильно, это русский народный костюм.
- Скажите, а как называется платье без рукавов 
(сарафан)
- А блузка? Рубаха.
- А теперь давайте посмотрим, как одевались мужчины в старину.
Показ слайда мужского костюма
- Мужская рубашка называлась косоворотка. Как вы думаете, почему?
- Штаны назывались порты, на голове картуз, а на ногах лапти.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение: (слайд разных изб)
- Русь деревянная- нет края дороже,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
Воспитатель: А, знаете почему Русь называли деревянной? (Давным-давно на Руси люди строили дома из бревен, дерева).
Воспитатель: Правильно! Давным-давно на Руси люди строили себе дома из брёвен. Такие дома называли избами. И всё в избе было из дерева: и пол, и потолок, и мебель, и посуда и многое другое.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему? (Потому что люди жили в окружении лесов, на Руси было много лесов).
Воспитатель: А ещё строили из брёвен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом, в жару и зной, было прохладно и свежо.
Воспитатель:
- Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дома. 
(Слайд)
(Люди были дружные, отзывчивые).
Воспитатель: Правильно, вместе делали одно дело, потому что одному человеку справиться было трудно, и никто никому не отказывал. Поэтому и избы были красивые, и жилось в них хорошо, дружно. Окна украшали наличниками и ставнями. (Слайд).
Воспитатель: Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Дверь была низкая, а порог высокий. Так люди берегли тепло, старались его не выпускать.
Каждый входящий в дом должен наклониться-войти в дом с поклоном и пожелать добра хозяевам:
«Мир дому вашему» - говорил гость.
«С миром принимаем» - отвечали хозяева.
Воспитатель: Самая лучшая комната в избе называлась горница. (Слайд).
Русский народ всегда славился гостеприимством. Угощали гостей пирогами, да блинами.
До наших дней дошли поговорки: «Не красна изба углами, а красна пирогами». «Что есть в печи, всё на стол мечи». «Умей гостей звать, умей угощать». Как вы их понимаете?
- Смотрите, кто это выглядывает ?
- А это домовенок Кузя. Давайте поздороваемся с ним. И ему пожелаем здоровья.
- Кто такой домовой? 
(ответы детей).
- В народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его. Оберегает, следит за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился. Домовой оберегает дом от болезни, злобы, зависти. А если ссорятся, он начинает сердиться. Очень не нравится ему, когда дети капризничают или повсюду разбрасывают свои вещи. Тогда он их прячет- дети ищут, а найти не могут. Значит, домовой решил проучить их, чтобы все клали на свои места. Домовой следит за порядком в доме обычно ночью, когда все спят. Как вы думаете, почему?
- Правильно, чтобы не попадаться никому на глаза и не испугать. А жить домовой любит за печкой.

- Ребята, домовой вас очень ждал и хочет поиграть в 
русскую народную игру «Золотые ворота».
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз- не пропустим вас!

- А сейчас Кузя просит вас навести порядок в избе.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что в избе было самым главным?
- Послушайте мою 
загадку и отгадайте:
Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю.
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? 
(Печь)
(Слайд.)
Послушайте стихотворение о печке:
Русской печки нет добрее
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать уложит.
Воспитатель: Да, ребята, печь-это сердце дома! Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали младшие дети и старики, сушили одежду. Вставала хозяйка поутру, так первым делом начинала растапливать печку.
Печка – деревенская кормилица.
Воспитатель: Чем могла накормить печь своих хозяев? (В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги).
«Хороши щи из русской печи».
Воспитатель: Русская печь упоминается во многих русских сказках. Я буду загадывать, а вы отгадывайте, как называется сказка.
Мишка по лесу идет
Короб на спине несёт.
Внучка Маша напекла-
Несговорчивого Мишу
Вокруг пальца обвела…
«Маша и медведь». 
(Слайд).

У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала…
«Гуси-лебеди». 
(Слайд).

В сказке лисонька-плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
«Заюшкина избушка». 
(Слайд).

Он от бабушки ушёл,
Он от дедушки ушел.
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
«Колобок». 
(Слайд).

У всех женушки, как жены,
У него лягушка,
Но в итоге будет рад
Этому Ванюша.
«Царевна-лягушка». 
(Слайд).

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
«По щучьему веленью…». 
(Слайд).

Воспитатель: А еще в избе было много предметов-помощников, а какие – мы сейчас увидим:
1. «
Чугунок» (Слайд).
У печи стоит предмет,
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем приготовить можно ужин.
Правильно- это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он очень тяжелый т.к. сделан из чугуна 
(железа). Особый вид металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

2. «
Ухват» (Слайд).
Рогат, а не бодает,
Не ест еду, а хватает.
Схватит- отдает,
Сам в угол идет.
Возле печки всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячий чугунок из печи со щами и кашей.

3. «
Самовар». (Слайд).
И шипит он, и кряхтит,
Воду быстро кипятит.
Он наелся угольков
Вот для нас и чай готов.
Кран на брюхе открывает
Кипяточек наливает.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с медом, пирогами, блинами. Самовар стал СИМВОЛОМ добра, домашнего уюта и семейного покоя.

4. «
Прялка». (Слайд).
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет.
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает.
Долгими зимними вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из неё затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

5. «
Колыбелька». (Слайд).
Мать качает дитя в колыбельке и поет ему песенку. Как называется такая песенка? Кто-нибудь знает колыбельную песенку?

6. «
Сундук» (слайд)
Прячет бабушка там вещи-
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут …сундук
- А у Кузи тоже есть сундучок, и он не простой. В нем прячутся сказки.
А вот какие и сказки, вы узнаете, когда мои загадки отгадаете.

Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек,
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был?... 
(медведь)

Баба била-не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку-
Та разбила как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила- то?.... 
(яйцо)

В поле появился дом.
Поселились в доме том:
Мышка по имени норушка,
И лягушечка- квакушка,
Волк, лисица и зайчишка,
А еще лохматый мишка
Позже поселился тут.
Как все домик-то зовут?
Вьется над трубой дымок.
Этот домик….
(теремок)

Колотил да колотил
По тарелке носом-
Ничего не проглотил
И остался с носом.

Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться,
Очень вкусная вода в ямке от копытца.

Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили.
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?.... 
(снегурочка)

Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, еще собака жучка
Деду с бабой помогали
Корнеплоды собирали. …. 
(репка)

На тарелочке лежал,
Как остыли убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою-лису.
Ей попался на зубок
Круглый вкусный ….
(колобок)

- Молодцы, ребята, все загадки отгадали.
- А я вам сейчас еще одну сказку расскажу.
Встал медведь на колоду-
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…
- Как называется такая сказка?
- Правильно, докучная. А почему она так называется?
- А вы знаете докучные сказки?
Ребята, Кузька хочет с вами еще в одну игру поиграть.

Физкультминутка «Домовенок Кузька»
Кузька славный домовой
(обе руки вперед большие пальцы вверх)
Подружись-ка ты со мной
(протянуть руки вперед, раскрыть ладонь с наклоном вперед)
Сосчитаю до пяти
(шаг на месте)
Кузька прятаться иди
(шаг на месте вокруг себя)
1,2,3,4,5 
(приседания)
Кузька, я иду искать. 
(шаг на месте)

Воспитатель заглядывает в сундучок и находит там конверты

Дидактическая игра «Собери и назови сказку»
Дети берут конверты, подходят к столу и выполняют задание.

Дидактическая игра «Собери пословицу»

- Ребята, домовенок Кузька говорит, что ему пора возвращаться домой. Ему у нас очень понравилось. Давайте скажем ему : до свидания!
Воспитатель: Что интересного вы узнали на занятии?
- Как называется главная комната в избе?
- Какая самая главная вещь в горнице?
- Какие предметы быта вы запомнили?
- Что вам было особенно интересно?
Мы с вами и дальше будем продолжать знакомиться с тем, как жили люди на Руси раньше, с традициями русского народа, с народными праздниками. Вы были большие молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Исследовательско - творческий проект "Как люди жили на Руси"

Исследовательско-творческий проект «Как люди на Руси жили» посвящен изучению истории русского быта, устройства деревенской избы, различных обычаев и поверий, существовавших в русских семьях. Выбор тем...

"Как люди жили на Руси" - итоговое занятие по проекту

Формировать у детей чувство патриотизма, любви к родному краю, родной стране, людям населяющим её. Способствовать усвоению нравственных ценностей. Закрепить представление об устройстве дома, о народно...

Как люди жили на Руси.

Конспект занятия по краеведению "Как люди жили на Руси"....

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и культурой русского народа.Задачи:- формировать первоначальные представления детей об истории русского народа;- систематизировать знание детей о русской национ...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси"

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской....

Конспект НОД " Как жили на Руси"

Тема: Как жили на РусиЦель: сформировать представление о древнерусском быте, культуре Древней Руси.Задачи:1.Познакомить с предметами быта, научить определять их предназначение, сформировать общее...