Родительское собрание 2020 в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)

Бруханда Ирина Владимировна

Лексические темы на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_2020.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание 09.12.2020 г.

«Лексические темы в  подготовительной группе».

        На занятиях   по развитию речи,  ознакомлению  с окружающим миром, мы с детьми занимаемся по разным лексическим темам, всего их 32. У этих тем4 основных направлений: осень, зима, весна, предметы обихода и другие.

Оглавление:

Лексическая тема: «Осень. Деревья». 4

Лексическая тема: «Лес. Грибы и ягоды». 6

Лексическая тема: «Овощи. Огород». 8                                                ОСЕНЬ

Лексическая тема «Фрукты. Сад». 10

Лексическая тема: «Сад – огород. Домашние заготовки». 12

Лексическая тема: «Осень» (обобщение). 13

Лексическая тема: «Наше тело. Правила гигиены». 15

Лексическая тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме». 17

Лексическая тема: «Животные холодных и жарких стран». 19

Лексическая тема: «Перелётные птицы». 21                                         ЗИМА

Лексическая тема: «Зимующие птицы». 23

Лексическая тема: «Одежда, обувь, головные уборы». 25

Лексическая тема: «Новогодний праздник». 27

Лексическая тема: «Зима» (обобщение). 29

Лексическая тема: «Дом. Строительство». 31

Лексическая тема: «Квартира. Мебель. Электроприборы». 33

Лексическая тема: «Посуда. Продукты питания». 35                          ПРЕДМЕТЫ

Лексическая тема: «Домашние животные и их детёныши». 37       ОБИХОДА

Лексическая тема: «Дикие животные зимой». 39

Лексическая тема: «Защитники Отечества». 41

Лексическая тема: «Ранняя весна». 43                                                    ВЕСНА

Лексическая тема: «Мамин день. Семья». 45

Лексическая тема: «Профессии». 47

Лексическая тема: «Комнатные растения». 49

Лексическая тема: «Рыбы. Животный мир океана». 50

Лексическая тема: «Транспорт. Профессии на транспорте». 52

Лексическая тема: «Космос». 54

Лексическая тема: «Наш город (Санкт-Петербург)». 56

Лексическая тема: «Наша Родина – Россия». 58

Лексическая тема: «Цветы». 60

Лексическая тема: «Насекомые и пауки». 62

Лексическая тема: «Школа. Школьные принадлежности». 64

Нельзя сказать, что какие-то темы основные, а какие-то второстепенные. Они следуют друг за другом и одна может продолжать другую. Вопросы по лексическим темам мы затрагиваем не только на развитии речи и ознакомлении с окружающим миром, но и продолжаем на: лепке, аппликации, рисованию,  Конструированию,   музыке и других занятиях.

Я остановлюсь на одной лексической теме. Связанной с зимой.

Лексическая тема: «Дикие животные. Подготовка к зиме».

На каждой лексической теме. На каждом занятии мы в первую очередь расширяем словарный запас детей. К 6 годам дети должны знать от 3500 до 5000 слов.

Предметный словарь:

волк, заяц, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, белка, бобр, олень, выдра, барсук, норка, хорёк, крот, названия детёнышей диких животных, хвост, рога, лапы, копыта, клыки, морда, брюхо, шерсть, плутовка, шатун, увалень, змея, гадюка, уж, лягушка, логово, дупло, берлога, нора, запасы, корм, след, охотник, хищник.

Пример: детеныш норки, енота – щенок, кабана – поросенок и т. д. И дети не должны путать лапы у животных, называя их ногами.

Глагольный словарь:

ходить, рычать, прыгать, колоться, красться, бродить, запасать, рыть, строить, залегать, впадать (в спячку), сосать, ловить, охотиться, мышковать, грызть, питаться, гнать, догонять.

Пример: похожие по смыслу глаголы гнать и догонять, но употреблять их лучше в следующем контексте: «Гнать  - добычу (охотиться)». Догонять  маму в лесу.

Словарь признаков:

колючий, рыжая, серый, злой, голодный, пушистый, хитрая, бурый, косолапый, неуклюжий, трусливый, полосатый, длинноухий, рогатый, хищный, травоядный, всеядный, земноводный, крупный, слабый.

Пример.  Называем ребенку 3 слова: бурый, косолапый, неуклюжий.  

 Что это за зверь? (это медведь).  

Рыжая, пушистая, хитрая? Кто это? (лиса). Но ведь рыжей может быть и белочка, но она не хитрая  и т. д.

Словарь наречий:

быстро, сильно, ловко, пугливо, стремительно.

Для расширения словаря детей, а так же для более полного усвоения лексических тем придумано очень много дидактических  упражнений (игр).

И для проведения такой игры не обязательно усаживать ребенка за стол. Проще провести ее на прогулке,  в   машине, если вы куда-нибудь едете и даже просто на кухне. Если вы готовите и совершенно нет времени для дополнительных занятий. Интересно будет ребенку и вам.

Дидактическое упражнение «Запрещённое слово» (развитие внимания, активизация словаря признаков): рассмотреть картинку и рассказать, какой волк, не называя слово «злой». Аналогично – о других животных. Например: какой заяц, не произнося слово  «серый» и др.

Дидактические игры на образование множественного числа существительных – названий семеек животных (медведь, медведица, медвежонок – медведи, медведицы, медвежата); существительных с уменьшительно-ласкательным значением (зайчик, хвостик).

Дидактическая игра «В лесу у великана» (образование существительных при помощи суффикса –ИЩ: волчище, зубищи и т.п.).

Пример: В лесу не волк, а волчище, у него не зубы, а зубища.

Дидактическое упражнение «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» (упражнение в правильном употреблении притяжательных прилагательных).

Пример: Заячья … нора, волчье …логово, медвежья… берлога.

Дидактические игры «Кто  где живёт?», «Кто   чем питается?» (упражнение в согласовании слов в предложении, в правильном употреблении простых предлогов).  

Пример: Белка живет в дупле. Волк с волчицей и волчатами живут в логове.

Развитие связной речи

Заучивание стихотворения  про диких животных (по выбору).

При этом я советую не навязывать ребенку какое-нибудь определенное стихотворение, а  предложить  несколько на выбор, тогда ему интереснее будет учить.

Пересказ рассказа по вопросам:

Голый и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. (автор И. Соколов-Микитов «Заяц-беляк.)

Вопросы:

Каким бывает лес поздней осенью? А зимой?

Какого цвета зимняя шубка у зайца?

Почему зайцы обрадовались снегу?

Почему осенью зайцам белякам плохо в лесу?

Развитие общей моторики

Координация речи с движением. Подвижная игра «Как на горке»

(Медленно приседают, опускают   руки.)    И на ёлке – снег, снег,

(Вновь встают и поднимают руки)                 И под ёлкой – снег, снег.

(Приседают и опускают руки.)                        А под снегом спит медведь.

 (На цыпочках бегут по кругу, руки – на поясе.)

Тише, тише… Не шуметь!

То есть повторяя стихотворение, вы с ребенком его  учите и в то же время не сидите, а выполняете физические упражнения, это можно делать как дома, так и на улице.

Развитие мелкой моторики

Пальчиковая гимнастика

  1. Дети собирают счётные палочки одними и теми же пальцами рук (подушечками). Повторить несколько раз.

2-мя указательными ,  2-мя   мизинцами,  2-мя средними,  2-мя безымянными.

  1. При помощи двух карандашей. Переложить 3-й справа налево или слева направо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для родителей подготовительной группы

Помочь родителям детей подготовительной группы сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах хорошей адаптации детей к обучению в школе....

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы на тему « Подготовка к школе или как помочь учиться».

Цель: сформировать у родителей представления в подготовке ребенка к школе, рассказать о сущности этой подготовки, дать рекомендации по подготовке к 1 сентября....

конспект родительского собрания в старше - подготовительной группе

Материал предназначен для исползования в детском саду в работе с родителями....

Протокол родительского собрания № 2 в подготовительной группе №6 «Вишенка» Тема собрания «Предупредить – значит спасти»

Довести рекомендации до каждого родителя (законного представителя).Родителям усилить контроль за детьми :  обеспечить безопасное поведение детей на улице, дорогах и водоёмах.Привлекать родителей ...