ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ (из опыта работы)
методическая разработка

Павловская Олеся Петровна

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ

(из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ АДАПТАЦИИ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ

(из опыта работы)

Переход от дошкольного  детства к школьному, не случайно считается наиболее сложным  и уязвимым для детей и их родителей, об этом свидетельствует ухудшение физического и психологического здоровья первоклассников.

Основной целью личностно-ориентированного подхода является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

Процесс адаптации многогранен:  приспособление к школьному режиму; новому коллективу; организационным формам обучения и воспитания; традициям и ценностям начальной школы.

Положительные результаты  этого адаптационного периода  есть только там, где налажен контакт между всеми участниками образовательных отношений  и есть где желание помочь ребятам на новой ступени развития.

На формах осуществления преемственности между нашим детским садом и школой в вопросах адаптации остановлюсь более подробно. Педагогическим составом наших образовательных Учреждений был разработан план работы по преемственности,  которого мы придерживаемся в работе.

Детским садом было проведено анкетирование для родителей первоклассников  на тему «АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ», которое показало, что наши выпускники  в целом успешно проходят период адаптации, тем не менее,  проблемы существуют и решать их необходимо совместными усилиями.

Так же, в сентябре мы провели анкетирование для родителей воспитанников подготовительной группы «Готов ли ваш ребенок к школе?», по результатам которого предложили сформировать с воспитателями индивидуальный маршрут подготовки ребенка к начальному обучению.

Одна из форм работы по преемственности  - экскурсии в школу.  Мы начали знакомство с новым образовательным Учреждением с видео экскурсии, в которой  с нашей любимой куклой Почемучкой постарались ответить на вопросы воспитанников : Что такое школа? Какой он - учитель? Куда пропадают наши выпускники? Можно ли в школе обедать? И т.д..  После просмотра видеофильма провели с детьми веселое развлечение «Скоро в школу».

Так же работа по преемственности заключается в реализации модуля рабочей программы воспитания ГБДОУ «Музейная педагогика». Наши воспитанники познакомились с экспонатами Музея истории школы и пригласили заведующего школьным музеем и детей участвовавших в школьном  квесте в музей детского сада. Так же детский сад и школа решили обмениваться музейными экспонатами для организации передвижных выставок.

Мы наблюдаем  за нашими первоклассниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности . Устраиваем   встречи и беседы с нашими выпускниками, поддерживая связь между детьми подготовительной группы и школьниками в  течение всего учебного года.

Успешная адаптация зависит от многих факторов.

-Умственная готовность. Развитая мелкая моторика, определённый запас знаний, широкий кругозор, развитое мышление, память, умение ориентироваться в пространстве.

-Личностная, мотивационная готовность. Желание обучаться, ходить в школу, положительное отношение к учителям и учреждению и к самому себе. Здоровая самооценка.

-Социально-психологическая готовность. Умение устанавливать контакты и взаимодействовать с одноклассниками, учителями, умение понимать и подчиняться правилам и уставам, развитие потребности в общении.

-Эмоциональная готовность. Умение сдерживать эмоции, регулировать внимание и сохранять работоспособность.

Это всё слагаемые успешной адаптации, позволяющие ребёнку быстрее приспособиться к новым условиям и распорядку жизни, а также получать удовольствие от новых знаний, процесса обучения и новых друзей, общения с ними.

Многие психологи утверждают, что от первого учебного года, может зависеть всё дальнейшее обучение до совершеннолетия. А стресс, полученный ребёнком в первые школьные дни, приравнивается к стрессу взрослого, который одновременно сменил место жительства, работу и делает ремонт в своей новой квартире. В детском саду и в школе в настоящий момент нет специалистов психологов, здесь на выручку приходит наша  работа с социальными партнерами.

Темпы адаптации индивидуальны,  дезадаптация приводит к развитию комплексов и страхов, низким отметкам и другим негативным психологическим последствиям. Понимая всю ответственность периода адаптации, мы стараемся помочь детям и родителям найти ответы на интересующие их вопросы. Так, сотрудничая с  центральной  библиотекой имени С.С. Гейченко, приглашаем родителей на встречи с практикующими психологами. Сейчас в библиотеке запустили социально-психологический проект про то, как важен в жизни каждого человека этап детства, опыт гармоничных детско-родительских отношений. «На стороне родителя». Практикующие психологи  подготавливают ряд мероприятий: от лекций про возрастные особенности до тренингов и мастер-классов, а также групп поддержки.

На странице нашей социальной сети ВКонтакте размещаем интересные публикации, рекомендации для родителей в непростой период освоения новой ступени образования. После проведения анкетирования обязательно даем рекомендации родителям по интересующим их вопросам.

Наш детский сад молодой, в сентябре нам исполнилось два года. Два года, два выпуска. Наши выпускники разлетаются в разные школы района, оставляя частичку себя в наших сердцах и по традиции высаживая вместе с родителями деревья на аллее выпускников. Воспитанники подготовительной группы, совместно с нашими выпускниками, ухаживают за этими деревьями и ждут того момента, когда прощаясь с детским садом оставят своё дерево на попечении следующей за ними  выпускной группе и придут в детский сад рассказать детям о своей школьной жизни.

Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет помочь успешно пройти адаптацию нашим выпускникам, поговорить о каждом ребенке, поступившем в школу, постараться помочь ему преодолеть трудности  становления на новом жизненном этапе.  Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством».

Только заинтересованность всех сторон образовательных отношений позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность между детским садом и школой

  Преемственность между детским садом и  школой – проблемы, мнения, фактыПоступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему п...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

План работы по преемственности между детским садом и школой

Продолжать работу по преемственности детского сада и школы....

Консультация для родителей "Готовим ребенка к школе. преемственность между детским садом и школой"

В материале представлены особенности развития детей старшего дошкольного возраста. Подробно разбираются знания, умения и навыки, которыми должны овладеть дети перед поступленеим в школу и объясняется,...

Преемственность между детским садом и школой в использовании цифровых технологий в коррекционной работе со слабовидящими и детьми с амблиопией и косоглазием

Преемственность в обучении, воспитании и  лечении между дошкольным и начальным школьным звеном учреждения, является одной из актуальных задач в деятельности коллектива.В рамках преемственности не...