Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения педагога
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смаженюк Людмила Геннадьевна

Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения воспитателя

 

Компетентный труд педагога – это труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей.

Выделяют следующие профессиональные компетенции:

методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т.к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Основными коммуникативными составляющими являются:

- эмпатия(осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека);
- способность к рефлексии (способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы);

- эмоциональная и поведенческая гибкость;
- способность понимать настроение собеседника;

- умение передавать информацию;

- Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

- умение организовать и поддержать диалог;
- умение конструктивно и тактично критиковать и воспринимать, учитывать критику.

Проблемы коммуникации в современном обществе и образовании чаще всего проявляются в:

- частых неконструктивных конфликтах (как с родителями, так и с коллегами);

- попытках психологического манипулирования;

- трудностях самопрезентации;

- низком уровне эмпатии.

Для решения этих проблем, необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную культуру личности, в том числе одну из ее составляющих – коммуникативную компетентность. Для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения можно включать в методическую работу мероприятия, в ходе которых педагоги получают информацию о понятии и важности эффективного коммуникативного общения, о взаимозависимости коммуникативной компетентности педагога и воспитанников, методах совершенствования эффективного общения. Данная система работы с кадрами создает условия для непрерывного развития коммуникативной компетентности. Приведу в качестве примера занятия по этому направлению.

1.Упражнение «Цитаты»

Цель: повышения уровня коммуникативной компетентности педагога.
Предложить педагогам разделиться на небольшие группы. Для каждой группы предлагается лист с цитатой. Необходимо прочитать цитату и после 5 минут раздумий над ней подготовить краткий комментарий.

  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего.
  • Настраивайтесь на человека, а не на сообщение.
  • Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
  • Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

2.Упражнение на коммуникативную гибкость «Почему хорошо и почему плохо»

Цель: формирование устойчивости и распределения внимания в диалоге, умения встать на место другого.

«Я скажу несколько предложений, оценив некоторое явление положительно. Мой сосед слева должен повторить мое последнее предложение и сказать, почему это плохо. Ваш сосед слева повторит Ваше последнее предложение и скажет, почему это хорошо и т. д., например: «Работать воспитателем в ДОУ хорошо, потому что женщина занята полдня и может больше времени уделить семье». Следующий участник: «Женщина может уделять много времени семье, и это плохо, так как…». 

Рефлексия: обратить внимание на то, что испытывали участники, какие трудности возникали, к каким выводам пришли.

 

При общении как на работе, так и в жизни человек использует вербальные и невербальные средства (коммуникативные техники).

Вербальное общение –это речь. Невербальных средств общения больше – это интонация, мимика, позы, жесты, взгляд, расстояние между собеседниками. Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики, отсутствие комфорта. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Ролевой тип общения (ролевая позиция) – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена. Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника.

Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну:

  • Родитель – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
  • Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных.
  • Ребенок – проявляет чувства (обида, страх, вина и т.д.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы, извиняется в ответ на замечание и т.п.

С психологической точки зрения содержание педагогического общения может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:

Наиболее эффективным является общение двух людей, находящихся в позиции Взрослых, также могут понять друг друга и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

Общение Родителя и Ребенка чаще всего взаимодополняемо, хотя может носить как спокойный характер (в случае «послушного Ребенка»), так и конфликтный (в случае «бунтующего Ребенка»).

Общение двух Родителей является чрезвычайно взрывоопасной ситуацией и всегда чревато конфликтом - явным или скрытым. Чтобы избежать конфликта в данном случае как минимум одному из собеседников необходимо изменить свою ролевую позицию, например, на позицию «Послушного Ребенка» (то есть стать на время «Подчиненным») или на «Взрослого», способного спокойно и мудро воспринимать любые выпады, претензии, «указания» и т.п.

Таким образом можно сделать вывод: коммуникативная компетентность в общении — это очень важно. Необходимо постоянно работать над собой и своими коммуникативными навыками. Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивными знаниями, приёмами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности. Повышая мастерство педагогов, пополняя их теоретические и практические знания в области коммуникативной компетентности, целесообразно использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение обучающихся в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Успешность педагогической работы педагога, сопряжённой с постоянными контактами с детьми и их родителями, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с детьми, родителями, коллегами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения воспитателя

Компетентный труд педагога – это труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании детей.

Выделяют следующие профессиональные компетенции:

методическая компетентность;

- исследовательская компетентность;

- управленческая компетентность;

- коммуникативная компетентность;

- образовательная компетентность.

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т.к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Основными коммуникативными составляющими являются:

- эмпатия(осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека);
- способность к рефлексии (способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы);

- эмоциональная и поведенческая гибкость;
- способность понимать настроение собеседника;

- умение передавать информацию;

- Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации;

- умение организовать и поддержать диалог;
- умение конструктивно и тактично критиковать и воспринимать, учитывать критику.

Проблемы коммуникации в современном обществе и образовании чаще всего проявляются в:

- частых неконструктивных конфликтах (как с родителями, так и с коллегами);

- попытках психологического манипулирования;

- трудностях самопрезентации;

- низком уровне эмпатии.

Для решения этих проблем, необходимо развивать и совершенствовать коммуникативную культуру личности, в том числе одну из ее составляющих – коммуникативную компетентность. Для развития коммуникативной компетентности педагогов дошкольного учреждения можно включать в методическую работу мероприятия, в ходе которых педагоги получают информацию о понятии и важности эффективного коммуникативного общения, о взаимозависимости коммуникативной компетентности педагога и воспитанников, методах совершенствования эффективного общения. Данная система работы с кадрами создает условия для непрерывного развития коммуникативной компетентности. Приведу в качестве примера занятия по этому направлению.

1.Упражнение «Цитаты»

Цель: повышения уровня коммуникативной компетентности педагога.
Предложить педагогам разделиться на небольшие группы. Для каждой группы предлагается лист с цитатой. Необходимо прочитать цитату и после 5 минут раздумий над ней подготовить краткий комментарий.

  • Когда задето чувство собственного достоинства одного из собеседников, непременно страдает само общение.
  • Важно не то, что говорят, а важно то, что окружающие слышат в словах говорящего.
  • Настраивайтесь на человека, а не на сообщение.
  • Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
  • Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо.

2.Упражнение на коммуникативную гибкость «Почему хорошо и почему плохо»

Цель: формирование устойчивости и распределения внимания в диалоге, умения встать на место другого.

«Я скажу несколько предложений, оценив некоторое явление положительно. Мой сосед слева должен повторить мое последнее предложение и сказать, почему это плохо. Ваш сосед слева повторит Ваше последнее предложение и скажет, почему это хорошо и т. д., например: «Работать воспитателем в ДОУ хорошо, потому что женщина занята полдня и может больше времени уделить семье». Следующий участник: «Женщина может уделять много времени семье, и это плохо, так как…». 

Рефлексия: обратить внимание на то, что испытывали участники, какие трудности возникали, к каким выводам пришли.

При общении как на работе, так и в жизни человек использует вербальные и невербальные средства (коммуникативные техники).

Вербальное общение –это речь. Невербальных средств общения больше – это интонация, мимика, позы, жесты, взгляд, расстояние между собеседниками. Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению. Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики, отсутствие комфорта. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть. Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Ролевой тип общения (ролевая позиция) – это общение людей, которые являются носителями определенных социальных ролей, например, мама и ребенок, учитель и ученик, муж и жена. Это общение строится по определенным правилам, которые устанавливает общество, используют эти правила для упрощения процесса общения, облегчения выполнения задач каждого участника.

Ролевые позиции в межличностных отношениях по Э.Берну:

  • Родитель – требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
  • Взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных.
  • Ребенок – проявляет чувства (обида, страх, вина и т.д.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы, извиняется в ответ на замечание и т.п.

С психологической точки зрения содержание педагогического общения может быть очень многообразным по ролевым позициям партнеров, и для всего диалога может иметь решающее значение то, насколько правильно выбрана позиция педагогом:

Наиболее эффективным является общение двух людей, находящихся в позиции Взрослых, также могут понять друг друга и два Ребенка.

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

Общение Родителя и Ребенка чаще всего взаимодополняемо, хотя может носить как спокойный характер (в случае «послушного Ребенка»), так и конфликтный (в случае «бунтующего Ребенка»).

Общение двух Родителей является чрезвычайно взрывоопасной ситуацией и всегда чревато конфликтом - явным или скрытым. Чтобы избежать конфликта в данном случае как минимум одному из собеседников необходимо изменить свою ролевую позицию, например, на позицию «Послушного Ребенка» (то есть стать на время «Подчиненным») или на «Взрослого», способного спокойно и мудро воспринимать любые выпады, претензии, «указания» и т.п.

Таким образом можно сделать вывод: коммуникативная компетентность в общении — это очень важно. Необходимо постоянно работать над собой и своими коммуникативными навыками. Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивными знаниями, приёмами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности. Повышая мастерство педагогов, пополняя их теоретические и практические знания в области коммуникативной компетентности, целесообразно использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение обучающихся в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Успешность педагогической работы педагога, сопряжённой с постоянными контактами с детьми и их родителями, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с детьми, родителями, коллегами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа методического сопровождения по развитию коммуникативной компетентности педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении «АЗБУКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер...

Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собствен­ным опытом работы, оцените. Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

Конспект коммуникативного тренинга «Развитие коммуникативной компетентности педагога как основа эффективного общения и взаимодействия с родителями ДОУ»

Формированиепредставления о коммуникативной компетентности как важнейшем условии эффективности образовательного процесса....

«КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА. Культура речевого общения педагога»

Великий мудрец Эзоп, говорил «Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! Что ...

Коммуникативная компетентность и стиль невербального общения воспитателя

Компетентный труд педагога – это труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность педагога, достигаются ...

Интеллектуальное кафе «Стили педагогического общения педагогов ДОО с детьми»

Интеллектуальное кафе«Стили педагогического общения педагогов ДОО с детьми»Интеллектуальное кафе "Стили педагогического общения педагогов с детьми в ДОО"Цель: Изучение проблемы п...