Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».
консультация

Рубашкина Людмила Вячеславовна

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствовать взаимоотношение с окружающим миром. Сказка лечит, сказка учит жить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skazkaterapiya_vystuplenie.docx549.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №51

Московская обл., Одинцовский район, сельское поселение Успенское, поселок Горки-10, д. 15 В

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду»

Составила:

воспитатель

Рубашкина Л. В.

Пос. Горки-10

 2021г.

Конспект выступления на педагогическом совете на тему: «Сказкотерапия в детском саду».

Содержание:

  1. Вводная часть.
  2. Сказкотерапия – это…
  3. Основные виды сказок в сказкотерапии
  4. План занятия по сказкотерапии.
  5. Несколько правил работы со сказками
  6. Способы проведения сказкотерапии.
  7. Возрастные группы сказки, при использовании сказкотерапии.

Сказка - лож, да в ней намёк, добрым молодцам урок...

Представьте себе, что вы можете попасть в любую сказку, в любом образе... прожить все события, все эмоции, все уроки... этого героя... и стать немножечко другими, более мудрым и сознательным.

А теперь представьте, что это может прожить ребёнок... маленький человечек, у которого практически нет границ между реальностью и вымыслом!

В 1997 году официально было зарегистрировано новое направление в психологии и педагогике как составляющий элемент коррекционного курса. С сказкотерапия, которая на сегодняшний день активно развивается и показывает неплохие результаты.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для коррекции эмоциональных нарушений и совершенствовать взаимоотношение с окружающим миром. Сказка лечит, сказка учит жить.

Из сказок дети черпают первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка заставляет ребёнка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Развивается творческое воображение. Знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность.

 

Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью

пяти видов сказок:

  1. Художественные сказки. Сюжеты, наиболее приближенные к обычному фольклору, универсальны и редко адаптируются под конкретного ребёнка. В основном они используются в качестве поддерживающей терапии и не применяются для корректировки более серьезных проблем. Главным принципом художественных сказок является «не навреди». 
  2. Психокоррекционные сказки. Подразумевают мягкую коррекцию некоторых черт характера и поведения. Часто используются для детей с гиперактивностью и агрессивными проявлениями. Эти сказки обязательно должны быть проработаны психологом индивидуально. 
  3. Психотерапевтические сказки. Применяются при работе с детьми от 3-х до 8-ми лет после поверхностного изучения проблем ребёнка. Именно психотерапевтические сказки являются основным инструментом корректировки страхов и фобий. Есть и универсальные психотерапевтические сказки, которые могут применяться без адаптации психологом под конкретного ребёнка. В этом случае фактором, повышающим эффективность сказки, является персонализация: главным героем сказки является сам ребёнок. Обычно используются готовые сборники терапевтических сказок по наиболее частым проблемам (боязнь темноты, жадность и др.). 
  4. Медитативные сказки. Отличаются отсутствием конфликтов и злых героев. Они разработаны для расслабления после психологической загруженности. Являются самым сложным типом в сказкотерапии, потому что не нацелены на решение конкретной проблемы. Медитативные сказки часто рассказываются в формате диалога с ребёнком, что помогает рассказчику-психологу менять сюжет, опираясь на явные или скрытые потребности малыша. 
  5. Дидактические сказки. Часто используются для дошкольников и детей младшего школьного возраста. Их назначение — научить ребёнка в интерактивной форме чему-то новому. Применяются в начальной школе как часть учебной программы. С помощью такой сказки можно проработать с ребенком ту или иную ситуацию, модель поведения, систему поиска решения.



План занятия по сказкотерапии.

Помним, что простое прочтение сказки – это ещё не терапия. Чтобы сказкотерапия дала хорошие результаты в работе с детскими проблемами, рекомендуем применять следующую структуру занятия:

  • Для начала нужно создать положительный настрой и подходящую атмосферу, чтобы детям захотелось работать со сказкой. Здесь лучше всего подойдут совместные упражнения с коллективом, где ребята смогут почувствовать друг друга, познакомиться получше и немного раскрепоститься;
  • Далее следует вспомнить прошлое занятие сказкотерапии, для закрепления положительного результата и прогресса. Взрослый задает вопросы малышам: Что они запомнили? Какие выводы сделали? Получилось ли применить полученный опыт в жизни?
  • После рассказывается новая сказка с вовлечением в нее детей. Для этого повествующий историю просит помочь какому-либо герою в решении его проблемы;
  • Следующий этап – это проведение интерактивной игры, в которой детки смогут применить полученный на текущем занятии опыт;
  • Потом ведущий сказкотерапии интересуется у ребят о том, как они могут применить полученные сегодня знания в жизни;
  • Подводится итог занятия с выводами. Дополнительным стимулом участия в сказкотерапии будет какое-то поощрение наиболее активных и вовлеченных в процесс детей. Каждый ребенок может завести дневник и получать наклейки в соответствии с результатом занятия.
  • В качестве заключительного этапа сказкотерапии будет хорошо вновь использовать коллективные упражнения, например танец – хоровод, или любые другие, направленные на контактирование между участниками занятия.

Несколько правил работы со сказками

Как было сказано ранее, для сказкотерапии подходят все сказки, но все же есть основные принципы при их построении, которые необходимо учитывать:

  • Между рассказчиком и ребенком нужно установить контакт, поэтому лицо, жесты, мимика и эмоции должны быть видны и понятны адресату, для этого лучше всего сказку рассказывать, а не читать;
  • Сюжет сказки должен быть понятен тому, кому она предназначена, а длительные паузы отсутствовать;
  • Если у ребенка во время сказкотерапии появились вопросы, то не следует оставлять их без внимания, лучше остановиться и помочь разобраться с ними вместе;
  • В момент повествования, родителям тоже следует задавать вопросы своему чаду, чтобы понимать, как он размышляет;
  • Важно максимально четко разделять героев на положительных и отрицательных.

 

Способы проведения сказкотерапии.

Когда сеанс сказкотерапии проводит детский психолог, он выбирает, какой именно способ подходит данному ребенку, а также определяет направление внутренней проблемы. В настоящее время можно выделить пять наиболее распространенных способов ведения сказкотерапии, у всех этих методов общая цель – выявить и искоренить страхи и негативные установки, но все же у каждой из них есть свои особенности:

  • Классическим вариантом является рассказывание сказки, который при обсуждении помогает в безопасной форме подкорректировать поведение детям;
  • Метод сочинения сказки включает ребенка в творческий процесс и позволяет видеть ход его мыслей, вследствие чего становится понятно, какая часть внутреннего мира, нуждается в помощи;
  • Рисование сказки очень схоже по своей направленности с предыдущим способом, только в данном случае специалист смотрит на то, какие цвета использовались в рисунке, как чадо видит персонажей произведения, а также общее настроение картины;
  • При постановке сказки, деткам предлагается как можно лучше показать персонажа, в которого нужно перевоплотиться, продемонстрировать его характер, манеру поведения, походку и прочее. Ведь когда он находится в образе, проявляются его скрытые желания и эмоции, а также проигрываются качества характера, которые нужно усилить. Благодаря жестикуляции и интонации, используемые в процессе ребенком, психолог определяет направление работы.
  • Очень интересным и нестандартным вариантом ведения сказкотерапии является изготовление кукол. Такой метод положительно влияет на ребенка и справляется со множеством различных задач:
  • Улучшает взаимопонимание внутри семьи;
  • Развивает речь;
  • Раскрывает творческие способности;
  • Налаживает эмоциональную устойчивость;
  • Развивает моторику;
  • Способствует развитию навыков общения;
  • Снимает напряжение.

Возрастные группы сказки, при использовании сказкотерапии.

Для каждой возрастной группы сказки подбираются отдельно.

В любом возрастном периоде, у ребенка существуют свои особенности, которые обязательно нужно учитывать при использовании сказкотерапии:

2-3 года.
На этом этапе в жизни детки первый раз отлучаются от родителей, посещая детский сад, поэтому в данном возрасте сказкотерапия помогает избавить от страхов и тревог, снять эмоциональное напряжение и настроить на сон гиперактивных малышей. Также способствует развитию фантазии, внимания и речи;

3-5 лет.
В этом возрасте дети начинают чувствовать в себе личность, появляются страхи, кризисы, капризы. Одним из важнейших навыков, становится общение с выстраиванием полноценного диалога. Родителям нужно учитывать, что маленькие люди этой возрастной группы зачастую ассоциируют себя с животными, поэтому сказки с ними будут наиболее интересны, но не менее увлекательными для них являются произведения с участием принцесс, волшебников и фей;

5-6 лет.
Данный период характеризуется появлением первых комплексов, чувства неуверенности в себе, поэтому волшебные истории о трансформациях и прекрасных перевоплощениях вызывают восторг у детей, а взрослым служат отличным помощником в коррекции поведения и мышления;

6-10 лет.
Перед детками в этом возрасте открывается «новый мир» — школа, поэтому необходимо помочь своему чаду пройти адаптацию максимально комфортно, научить ставить и достигать первые цели, а также продолжать закреплять полученные навыки. Новые авторские сказки, которые ранее не были прочитаны (прослушаны), вызовут у ребят неподдельный интерес;

Подростковый период
Один из самых непредсказуемых и тяжелых. Человек себя полностью осознает единицей общества с собственным мышлением, и зачастую находится в поисках «внутреннего я». Легче всего воспринимаются истории, притчи и легенды.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: «Работа специалистов детского дома по определению детей на воспитание в семью»

Современная политика государства  в плане  изменения функций учреждений общественного воспитания для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена на реорганизацию дейс...

Педагогический совет на тему: «Экология в детском саду»

Экологическое воспитание в наше время становится важнейшим направлением педагогики детства. Почему? Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог выживания человечества в общем для всех...

Педагогический совет на тему "Создание в детском саду условий для сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов с родителями воспитанников"

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с семьями воспитанников....

Презентация к выступлению на педагогическом совете на тему: "Конструирование в детском саду"

Презентация составлена для выступления на педагогическом совете. Тема выступления: "Конструирование в детском саду. Из опыта работы в старшей группе". Раскрыты значение конструирования в раз...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Выступление на педагогическом совете на тему «Преемственность между детским садом и школой»

laquo;… Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,а всегда опирается на определенную стадию развития,проделанную ребенком ранее".Сухомлинский...

Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».

laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...