Конспект путешествия-развлечения по теме «Путешествие в Национальный парк «Бузулукский бор»»
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект путешествия-развлечения по теме «Путешествие в Национальный парк «Бузулукский бор»» для детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_puteshestvie_v_buzulukskiy_bor.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект путешествия-развлечения

по теме «Путешествие в Национальный парк «Бузулукский бор»»

для детей 5-6 лет

Вид путешествия: путешествие–развлечение (поход)

Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей: 

– двигательно–игровая: дети, путешествуя, играют в игры подвижного характера, преодолевают возникающие перед ними препятствия в путешествии.

– коммуникативно–познавательная: дети в ходе путешествия принимают ранее полученную информацию; показывают свои знания при выполнении игровых заданий; дают анализ путешествия.

Содержание деятельности детей (дидактические единицы): озеро Студеное (краткая информация, его обитатели); дикие животные (обитатели Бузулукского бора и их характеристика).

Образовательные задачи.

1. Обобщить и систематизировать знания детей о природе Национального парка и ее обитателях.

2. Развивать речь детей, внимание, мышление. Воображение, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.

4. Развивать у детей потребность и интерес к совместной                         со сверстниками и взрослыми деятельности, формировать умение развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний.

5. Стимулировать дружеские взаимоотношения среди детей.

Материалы для деятельности детей.

1. Стимульный материал:

– приглашение (письмо от Лесовичка);

– сюрпризный момент (книга «Бузулукский бор»).

2. Материалы для деятельности детей:

Материальные средства для деятельности детей:

– письмо (план-схема);

– ткань (озеро);

– мусорный пакет, перчатки, мусор.

– аудиозапись «Птичьи голоса»;

3. Дидактический материал:

– разрезные картинки с животными (Волк, заяц, лось, бобр);

– картинки с птицами (Дятел, сизоворонка, глухарь, сойка, зяблик, тетерев, орлы, осоед, змееяд, сокол).

4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей: магнитофон (для аудиозаписей); интерактивная доска для слайд–демонстрации фотографий озера Студеного, обитателей леса.

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотива ционно-целевой

1. Сообщает, что пришло письмо от лесного жителя- Лесовичка. Он приглашает отправиться в поход в Национальный парк «Бузулукский бор» и высылает план-схему.

2. Просит детей назвать, что необходимо взять с собой в поход.

3. Предлагает рассмотреть план-схему, где обозначен маршрут с отмеченными станциями.

•        Станция №1 " Озеро Студеное "

•        Станция №2 "Обитатели леса"

•        Станция №3 "Птицы"

1. Рассматривают письмо, слушают и рассматривают его содержимое.

2. Называют необходимые для путешествия вещи (рюкзак, палатки, аптечку, еду, компас и др.).

3. Рассматривают план-схему. Дополняя рассказ педагога своей информацией.

Содержательно-деятельностный

1. Предлагает детям отправиться в путешествие.

Ребят встречает Лесовичок.

Станция № 1 «Озеро Студеное».

2. Лесовичек предлагает детям обратить внимание на экран и рассмотреть фотографии, рассказывая об озере Студеном и его обитателях. (демонстрация слайдов)

3. Предлагает детям назвать обитателей озера.

4. Обращает внимание детей на озеро (выложенного на полу из ткани). В нем находится много мусора.

Предлагает детям спасти озеро, собрать мусор в пакет и выбросить в мусорный контейнер.

Предлагает детям разделиться,  кто – то будет держать пакеты, а кто – то наденет перчатки и соберет мусор.

5. Предлагает внимательно рассмотреть  план-схему и отправится дальше по маршруту.

Станция №2 "Обитатели леса"

Предлагает детям отгадать загадки и вспомнить обитателей леса.

Этот зверь - родня собаке,

Его по вою узнает всякий.

В охоте, серый, знает толк.

Угадали? Это…(Волк)

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …(Барсук)

        

Скачет Шапка по бору

Объедает в нём кору.

Посмотрите! Поглядите!

Сколько удали и прыти. (Заяц)

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый...(Лось)

Мы строители плотин —

Трудимся все как один.

Проживаем в хатках

День проводим в прятках. (Бобры)

Предлагает детям обратить внимание на экран и рассмотреть фотографии, животных, рассказывая о них.

6. Предлагает поиграть в дид. игру «Собери картинку» (животные).

7. Предлагает провести физминутку «Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

10. Предлагает вспомнить правила поведения в лесу. 

11. Предлагает внимательно рассмотреть  план-схему и отправится дальше по маршруту.

Станция №3 "Птицы».

Звучит аудиозапись «Птичьи голоса» Ребята, а вот и птицы запели, слышите?

А каких птиц вы знаете?

Предлагает назвать птиц обитающих в национальном парке «Бузулукский бор».

     12. Предлагает поиграть в дид. игру  «Выложи птиц».

1. Отправляются в путешествие.

Здороваются с Лесовичком.  

2. Рассматривают слайды, слушают рассказ, дополняя его.

3. Называют рыб, которые водятся в озере. (Золотой и серебряный караси, одомашненный сазан - карп, обыкновенная плотва, обыкновенные окунь и щука)

   

4. Дети распределяют между собой обязанности и собирают мусор в пакеты.

     5. Дети отгадывают загадки; слушают рассказы о животных, дополняя их; рассматривают слайды. Развитие познавательного интереса, активизация словаря.

   

     6. Собирают картинку животного и рассказывают о нем. Активизации словаря. Умение собирать картинку.

     

     7. Выполняют движения в соответствии с текстом (совместно с педагогом).

Оптимальная двигательная активность, снятие мышечного тонуса.

     10. Рассказывают правила поведения в лесу.

Развитие и совершенствование монологической и связной речи.

      11. Дети называют птиц обитающих в «Бузулукском бору».

(Дятел, сизоворонка, глухарь, сойка, зяблик, тетерев, орлы, осоед, змееяд, могильник, сокол и др.).

     12. Играют в дид. игру «Выложи птиц» Активизация словаря, развитие фантазии.

Оценочно-рефлексив ный

1. Проводит обобщающую беседу о проведенном путешествии. Предлагает детям поделиться своими впечатлениями.

2. Сюрприз. Лесовичек прощается с детьми и дарит им книгу «Бузулукский бор»

1. Оценивают свою,  деятельность, делают выводы, что нужно заботиться о природе и ее обитателях, делятся своими знаниями.

Удовлетворенность от собственных интересов, получение эмоционального удовольствия, развитие дружеских отношений.

2. Прощаются с Лесовичком.

Рассматривают книгу «Бузулукский бор».

Методы и приемы.

1. Практические методы стимулирования и мотивации детей:

– Дети совместно с родителями оформляют  выставку «Животные Бузулукского бора» (рисунки);

2. Наглядные методы организации и осуществление деятельности:

– рассматривание фотографий озера Студеного (слайд–демонстрация). Материал подбирается по страницам интернета и оформляется на интерактивную доску в виде слайдов;

– рассматривание иллюстраций обитателей леса. Материал подбирается по страницам интернета и оформляется на интерактивную доску в виде слайдов.

3. Словесные методы:

– разгадывание загадок:

Этот зверь - родня собаке,

Его по вою узнает всякий.

В охоте, серый, знает толк.

Угадали? Это…(Волк)

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его …(Барсук)

        

Скачет Шапка по бору

Объедает в нём кору.

Посмотрите! Поглядите!

Сколько удали и прыти. (Заяц)

Кто по зарослям идет,

На ходу листву жует?

Лучше с ним гулять поврозь.

Этот зверь — рогатый...(Лось)

Мы строители плотин —

Трудимся все как один.

Проживаем в хатках

День проводим в прятках. (Бобры)

– правила поведения в лесу:

  • Не ходите в лес одни. Вы можете заблудиться. Обязательно ходите только со взрослыми.
  • Не шумите в лесу: не кричите, громко не разговаривайте, не слушайте громкую музыку. Этим вы тревожите и пугаете лесных жителей.
  • Не разжигайте костер в лесу без взрослых. Уходя, не оставляйте недогоревший костер, его обязательно потушите.
  • Не трогайте, не разоряйте птичьи гнезда.
  • Не трогай домики животных и их детенышей.
  • Не забирайте из леса домой животных.
  • Не разоряйте муравейники. Муравьи очищают лес, поэтому их называют санитарами леса.
  • Не обижайте лесных насекомых. Не ловите, не уничтожайте их. Насекомые часть лесной природы. Не губите деревья и кустарники (не ломай, не делай надписей, не собирай сок). Это может нанести вред лесной природе.
  • Не топчите ядовитые грибы. Для человека они опасны. А для животных и насекомых эти грибы могут оказаться съедобными.
  • Не рвите цветы. Среди них могут оказаться редкие цветы, занесенную в Красную книгу.
  • Не оставляйте в лесу никакого мусора. Не загрязняйте его! Ведь лес является домом для растений, птиц и зверей.

– дидактическая игра «Выложи птиц».

Цель: соотнесение птиц и геометрические фигуры, выкладывая цепочку из четырех птиц с использованием технологии моделирования.

Дидактический материал: Карточки с изображением птиц, карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Педагог показывает большие карточки, на которых изображены зимующие птицы и под ними символы - геометрические фигуры разных цветов.

– дидактическая игра «Собери картинку» (животные)

Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.

Ход игры: Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.

4. Метод контроля и самоконтроля:

– оценка деятельности детей, делаются выводы, заботиться о животных и охранять их «дом» (лес), дети делятся своими знаниями;

– удовлетворенность собственных познавательных интересов, получение эмоционального удовольствия, воспитание любознательности и дружеских отношений.

5. Взаимодействие с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми:

– прочитать познавательную литературу о Национальном парке «Бузулукский бор» и ее обитателях;

– оформить выставку рисунков «Животные Бузулукского бора».

Информационная беседа об озере Студеном

Озеро Cтуденое- лесное озеро. До озера частично идет асфальтированная дорога, и частично грунтовая. Студеное озеро со всех сторон окружено от Бузулукского бора лиственными деревьями. Место возле озера очень красивое и живописное. Рыбалка в озере разрешена, в воде водятся несколько видов рыб. Озеро очень чистое, имеет пункт забора воды для экологического контроля. На берегу, рядом с озером под деревьями есть несколько мест с оборудованными столами и скамейками для отдыха всей семьей. Именно поэтому озеро "Студеное" пользуется популярностью у местных жителей, живущих рядом с Бузулукским бором.

Одна из достопримечательностей, находящихся рядом - 350-летняя сосна, которая являющаяся памятником природы.

Познавательный материал о животных Бузулукского бора.

Волк- самый крупный из хищников Бузулукского бора, наносящий заметный урон бобрам, подкарауливая их на тропах во время осенней заготовки кормов. Зимой, по глубокоснежью охотятся на косуль, кабанов, молодых лосей. Ежегодно отмечаются случаи нападения волков на домашних животных.

Барсук - один из полезнейших обитателей бора. Он истребляет огромное количество опасных вредителей сосны - майского жука и его личинку.

Заяц-беляк селится в пониженных участках  бора с ивняками и осинниками. В течение года приносит два,  иногда три помета по 2-4 детеныша в каждом. Линяет два раза в году – весной и осенью. Заяц-беляк на территории Бузулукского бора обычен, но немногочислен, а русак совсем редок.

 Лоси - самые крупные и быстрые животные, обитающие в  бору, вес их достигает до 600 кг. Травоядное животное обитает чаще ближе к болотам и водоемам. Питается ивняком и осиной, из травяных растений выбирают иван-чай, калужницу, различные осоки.

Бобры удивляют, прежде всего, своими строительными способностями. Они прекрасно приспосабливаются к разным условиям существования, но без воды жить не могут и всегда поселяются по берегам водоемов. Бобры прекрасно копают глубокие норы и там, где берега - высокие, они предпочитают норы другим типам жилищ. В местах с низкими и заболоченными берегами они строят искусные подземные сооружения - "хатки", всегда у самого берега, обычно с главными и несколькими запасными выходами. Он представляет для бора большую ценность: поедая огромное количество личинок хруща, снижает зараженность почвы этим опасным для молодых сосен вредителем.

Лисица, повсеместный и обычный обитатель бора. Основным кормом ее являются мыши-полевки. Живет лиса в норах. Стай не образует.

Косуля – мелкий олень, весит 20-30 кг. Место Обитания – сосновые молодняки. Питаются травой, листьями, едят плоды и ягоды. В последнее время численность в бору резко сократилась.

Кабан- крупное животное от 80-150 кг., предпочитают обитать в сосново-дубовых лесах. Животное всеядное, но предпочитает легко добываемую пищу. Желуди- излюбленный корм. В летний период кабаны кормятся всю ночь. Близко подходят к населенным пунктам.

Лесной хорек – небольшой хищный зверек, кормом ему служат мышевидные грызуны, добывает лягушек и рыбу. Ловит птиц, разоряет их кладки, таскает домашнюю птицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в национальный парк Саванны Африки – Серенгети»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 56 «Искорка»       Конспект открытого мероприятия непосредственно об...

НОД Путешествие по Национальному парку Марий Чодра

Духовно-нравственное воспитание дошкольников...

Индивидуальная НОД по автоматизации звука Р "Путешествие по национальному парку Таганай"

Конспект занятия поможет педагогам познакомиться с возможностью использования регионального компонента в логопедической практике....

«Комплексно-тематический план по ознакомлению дошкольников с миром природы по теме: «Наша гордость - Национальный парк «Самарская Лука»

В плане отражён региональный компонент  - ознакомление детей старшего дошкольного возраста с Национальным парком "Самарская Лука". Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда форми...

«Путешествие по национальному парку "Земля леопарда"».

Конспект мероприятия краеведческой направленности для детей старшего дошкольного возраста...