«Организация оптимальной двигательной активности дошкольников в условиях сотрудничества д/с и семьи с использованием эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы»
статья

Наталья Александровна Ященко

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Тема: «Организация оптимальной двигательной активности дошкольников в условиях сотрудничества д/с и семьи с использованием эффективных форм физкультурно-оздоровительной работы»

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Всё хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.                                                                                

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста. Трудно переоценить роль движений, которую они играют в повседневной жизни человека и особенно в развитии детей. Как раз посредством движений ребенок уже с самого раннего возраста начинает познавать окружающий его мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему. От состояния двигательной сферы и соответственно возможностей в овладении теми или иными движениями, моторными актами, двигательной деятельностью в целом очень многое зависит в жизни человека: от развития жизненно необходимых способов передвижения (лазанье, ходьба, бег и др.) и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве до овладения учебно-трудовой деятельностью в школьном возрасте и, наконец, выбора в будущем желаемой профессии, требующей высокого уровня координации движений.                                        Двигательная активность - это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием  гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. О значении двигательной активности в жизнедеятельности человека есть немало высказываний разных специалистов: физиологов, врачей, психологов, педагогов и др.                                                                 Физиологи считают движение врожденной жизненно необходимой потребностью человека. Занимаясь изучением развития мозга и его функций, объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг. Полное удовлетворение потребности в движениях, по их мнению, особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Поэтому они рекомендуют педагогам использовать движения как важнейшее средство умственного развития детей.                                                                                        Врачи утверждают, что без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение, по их определению, может выступать в роли профилактирующего средства, когда активный двигательный режим способствует предупреждению различных заболеваний, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Кроме того движение широко используется и как эффективнейшее лечебное и коррекционное средство.                                                                По мнению психологов, развитие личности осуществляется в деятельности. Ведущей деятельностью ребенка является игра. А его игровая деятельность выражается прежде всего в движениях: в манипуляциях игрушками, во взаимодействии со взрослыми, детьми, с окружающими предметами. Первые представления о мире, его предметах и явлениях приходят к ребенку через движения его глаз, языка, рук, через перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие. Познание окружающего посредством движений более всего характеризует психологические и возрастные особенности детей первых трех лет жизни. Вот почему детям этого возраста особенно необходима двигательная активность. Таким образом, движения, двигательная активность, как это явствует из высказываний специалистов разного профиля, являются не только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности. К сожалению, современные дети не имеют возможности для проявления достаточной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями:

  • замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир;
  • требованиями (запреты) взрослых (не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т.п.);
  • преобладанием статичного времяпровождения (просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т.д;
  • генетической наследственностью (по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми).

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях такой двигательный режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей. Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников, можно определить приоритеты в режиме дня.

I место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности:

- утренняя гимнастика;

- подвижные игры и физические упражнения во время прогулок;

- физминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.

С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий:

- оздоровительный бег, ходьба на воздухе;

- хождение по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

- гимнастика после дневного сна;

- двигательная разминка во время перерыва между занятиями;

- прогулки;

- корригирующая гимнастика в сочетании с  массажем.

II место в двигательном режиме детей занимают:

 - учебные занятия по физической культуре.

Это основная форма обучения двигательным навыкам и развития двигательной активности детей. Занятия проводятся три раза в неделю в первой половине дня (одно на воздухе).

III место отводиться самостоятельной двигательной деятельности, возникающий по инициативе детей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка.                                        Немаловажное значение отводится активному отдыху:

- недели здоровья;

- физкультурный досуг;

- физкультурно-спортивные праздники;

- игры – соревнования;

- спартакиады.

В двигательный режим входят дополнительные виды кружков: «Весёлая аэробика»

Таким образом, предполагаемые виды двигательной деятельности, дополняют и обогащают друг друга. Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, группового помещения и спортивных площадок в соответствии с возрастом.

Перед педагогами стоит задача создания условий для максимального эффекта в формировании навыков здорового образа жизни, развитии физических качеств и свою работу мы -педагоги должны строить по принципу единства с семьей.Наиболее эффективными формами и методами взаимодействия с семьями воспитанников являются: коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные и т.д. К традиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников относятся:

Беседы - индивидуальные и групповые  - обсуждаются характерные особенности физического развития ребёнка, возможные формы организации совместной двигательной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движения у детей.

Открытые физкультурные занятия для родителей - дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность.

Физкультурные праздники и развлечения, досуги - способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.

Консультации - способствуют усвоению родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.

Оформление  стендовой информации - позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.

Родительские  собрания - позволяют наладить более близкий контакт с семьёй воспитанников, обсудить интересующие вопросы, обменяться мнениями в том или ином направлении работы дошкольного учреждения, наметить дальнейшие планы.

Анкетирование - необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные особенности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно-оздоровительной направленности в семью.

К нетрадиционным формам взаимодействия с семьями воспитанников можно отнести:

Выпуск газет - одна из форм пропаганды ЗОЖ. Очень важно, чтобы это был продукт коллективного творчества взрослых и детей. Это позволяет расширять представления родителей и детей о формах семейного досуга; повышать интерес детей к физической культуре и спор

Составление альбомов о спортивных достижениях семьи. Составление альбомов - форма коллективной работы всех участников педагогического процесса. Повышает интерес детей к физической культуре и спорту, воспитывать желание вести ЗОЖ.

«Мастерская» по изготовлению нетрадиционного оборудования для физкультурно-оздоровительной деятельности - привлечение родителей и детей к изготовлению атрибутов своими руками. Это сближает взрослых и детей, воспитывает у детей бережное отношение к изготовленному оборудованию.

Проектная деятельность - разработка и реализация совместных с родителями проектов позволит заинтересовать родителей перспективами нового направления физического развития детей и вовлечь их в жизнь ДОУ.

Для родителей, которые всегда спешат, можно предоставить информацию в форме экспресс - листовок. Листовки разнообразны по содержанию, такие как: «игры с мячом», « поиграем всей семьей», где родители смогут узнать, какие движения можно разучить с ребенком, о правилах той или иной игры.

Дни здоровья - содействуют оздоровлению детей и взрослых, предупреждают утомление.

Итак, в основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Каждый педагог в своей возрастной группе выступает инициатором установления этого сотрудничества и группа №4 не исключение. К сожалению, в связи с постановлением о запрете проведения массовых мероприятий, такие формы работы как, спортивные совместные праздники, соревнования, утренники отсутствовали и взаимодействие с родителями группы перешло на информационную форму общения,  направленную на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, а также «Почты доверия»,«Вайбер». Такая форма позволяет родителям делиться своими мыслями, впечатлениями, чтонепосредственно влияет на повышение  качества физкультурно-оздоровительной работы в группе.                Для сохранения и укрепления  здоровья воспитанников и развития рациональной двигательной активности в течении дня, в группе№4 проводятся следующие мероприятия:

  • ежедневная утренняя гимнастика на воздухе;
  • непосредственная образовательная деятельность по физическому развитию. /При проведении образовательной деятельности направленной на физическое развитие совместно с физинструкоторомоксаной Валерьевной ведется работа по выявлению уровней двигательных навыков. Так, на начало года по итогам мониторинга 2021г, физинструктором были даны рекомендации по развитию основных движений и физических качеств, тем детям, у которых «западают» такие  виды движений /гибкость, метание, быстрота, прыжки, сила, выносливость/.
  • беседы с детьми, для чего нужно здоровье, как его сберечь, о значении физических упражнений для организма человека, обучение правилам безопасности;
  • рассматривание иллюстраций, картинок по ЗОЖ;
  • физкультминутки, с целью предупреждения переутомления;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика с традиционным и нетрадиционным оборудованием: «Послушаем своё дыхание»; «Подыши одной ноздрёй», «Подуем на снежинку, ленточку» и т.д
  • организация п/игр, игровых упражнений, индивидуальная работа с детьми с целью закрепления основных движений (прыжки, бег, метание, ловля, ползание, лазание, упражнения на равновесия);
  •  в течение дня систематически проводятся водные процедуры (умывание и мытьё рук прохладной водой до локтя);
  • для засыпания детей  используются различные приёмы /слушание классической музыки, звуки природы для релаксации; чтение сказок; слушание аудиосказок

   После сна проводится гимнастика пробуждения и босохождение по массажным дорожкам. Здоровьесберегающие технологиив старшей группе №4 реализуются на основе:

  • режима дня в соответствии со старшим дошкольным возрастом;
  • режима двигательной активности;
  • проводятся закаливающие процедуры и оздоровительные мероприятия;
  • обеспечивается благоприятная гигиеническая обстановка для культурно - гигиенического воспитания детей;
  • создаётся атмосфера психологического комфорта.

Для  реализации двигательной активности детей в группе имеется  центр, в котором имеется необходимое традиционное физическое оборудование для самостоятельной двигательной активности детей. Так же имеется уголок уединения для снятия психического, эмоционального напряжения детей, но недостаточно оборудован. Имеются картотеки гимнастик, подвижных игр и др. В связи проводимыми мероприятиями в группе анализ средних показателей пропущенных дней по болезни на одного воспитанника с февраля по март показал, что прослеживается положительная динамика по снижению уровня заболеваемости. С родителями было проведено анкетированиена тему «Физкультурно-оздоровительная работа дома». В анкетировании приняли участие 18 родителей, из 23х списочных – 79 % группы. Анализируя ответы родителей,  можно сделать следующие выводы:

  • Большинство опрошенных считают, что для формирования  здорового образа жизни, нужно обратить внимание – соблюдение режима, рациональное  питание, пребывание на свежем воздухе, закаливание и занятие спортом.
  • 62 %  опрошенных регулярно участвуют  в активной двигательной деятельности детей, занимаются спортом и активным отдыхом, 17% -часто, по праздникам и выходным дням;
  • У половины семей дома имеется спортивные уголки;
  • Для всех родителей важно физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.

Вывод. Для реализациидвигательной активности старших дошкольников в условиях сотрудничества д/с и семьи с использованием эффективных форм физкультурно-оздоровительной работысчитаю необходимым продолжить работу по:

  • созданию условий для накопления положительного двигательного опыта у детей в окружающем социальном мире;
  • изучение и внедрение в практику новых педагогических и здоровьесберегающих технологий, способствующих формированию рациональной двигательной активности у детей;
  • повышение психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах оздоровления и развития физических качеств личности ребенка;
  •  продолжать работу по снижению заболеваемости детей;
  • пополнить центр двигательной активности/нетрадиционные пособия для оздоравливания детей/;
  • пополнить уголок уединения нестандартным оборудованием: подушечки с различныминаполнителями, подушки для битья., коробочка «Спрячь все плохое» и т.д
  • на основании анализа анкетирования оформить консультации на тему «Подвижные игры дома», «Закаливание дома»
  • совместно с родителями создать альбом «Спортивные традиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....

«Создание условий для организации оптимальной двигательной активности детей».

Жизнь — это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Человек — высшее творение природы. Но для того, чтобы наслаждаться его сокровищами, он должен отвечать по крайней мере одно...

Консультация для родителей "Основные формы организации двигательной активности дошкольников в условиях семьи"

Не только педагоги дошкольного учреждения влияют на воспитание физической культуры дошкольников. Семья – первоисточник воспитания. Двигательная активность детей в не стен детского сада снижается...